Способ защиты бурильных труб от скручивания при двух двигательном приводе бурового станка

Авторы патента:

E21B44 - Системы автоматического управления или регулирования процессом бурения, т.е. самоуправляемые системы, осуществляющие или изменяющие процесс бурения без участия оператора, например буровые системы, управляемые ЭВМ (неавтоматическое регулирование процесса бурения см. по виду процесса; автоматическая подача труб со стеллажа и соединение бурильных труб E21B 19/20; регулирование давления или потока бурового раствора E21B 21/08); системы, специально предназначенные для регулирования различных параметров или условий бурового процесса (средства передачи сигналов измерения из буровой скважины на поверхность E21B 47/12)

 

Класс 5а, 12»

21d2, 23оа

М 91593

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ЗАВИСИМОМУ АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

А. А. Межлумов

СПОСОБ ЗАЩИТЫ БУРИЛЪНЬ!Х ТРУБ ОТ СКРУЧИВАНИЯ

ПРИ ДВУХДВИГАТЕЛЬНОМ ПРИВОДЕ БУРОВОГО СТАНКА

Заявлено б мая 1950 г. за ¹ 417982 в Гостехнику СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» ¹ 8 за 1951 г.

Основное авт. св. N 80613 от 10 мая 1948 г. на имя того же лица

В основном авт. св. № 80613 описан способ защиты бурильных труб от скручивания при приводе бурового станка многоскоростным асинхронным двигателем путем перевода двигателя в момент заклинивания долота в генераторный режим переключением обмотки на меньшее число оборотов (т. е. на большее число полюсов).

Описываемое изобретение относится к тому случаю, когда привод станка осуществляется от двух асинхронных двигателей. Согласно изобретению, при гаком приводе защита труб от скручивания осуществляется путем включения асинхронных двигателей в режим каскадного генератора.

На чертеже изображена схема управления двигателями по предлагаемому способу.

Для пуска двигателей 1 и 2 штурвалы командоконтроллеров станций управления, механически связанные между собой, устанавливаются в нейтральное положе11ие. В таком положении контакты Кl ti Klt замыкаются, и катушки реле РН становятся под напряжение. Реле напряжения PH замыкает свои нормально разомкнутые блок-контакты

PHl и размыкает свои нормально замкнутые блок-контакты РН2 в цепи питания контактора IУ двигателя 2.

При повороте штурвалов командоконтроллеров контакты Кl и Klt размыкаются, а контакты К2 замыкаются.

При замыкании контактов К2 включается контактор IУ, который своими нормально разомкнутыми блок-контактами IУI замыкает цепь питания реле ускорения IРУ. Цель питания катушки хода вперед и хода назад второй станции управления оказывается разомкнутой.

¹ 91593

Одновременно с включением контактора 1У, цепь питания контакторов управления добавочными сопротивлениями двигателя 1 разомкнется при помощи блок-контактов 1У2. Двигатели, таким образом, оказываются подготовленными к переходу на первую пусковую ступень.

При дальнейшем повороте штуовалов командоконтроллеров замыкаются контакты КЗ или К4 в цепи управления первого двигателя, и двигатели включаются на первую пусковую ступень в каскад с добавочным сопротивлением R в"цепи ротора двигателя 2.

С переходом на вторую ступень контакты К2 размыкаются и обесточивают контактор 1У и реле ускорения 1РУ. При отключении контактора 1У, его блок-контакты 1У2 в цепи питания контакторов добавочных сопротивлений первой станции управления замыкаются. При срабатывании реле ускорения 1РУ, его блок-контакты 1РУ1 в цепи питания контакторов хода вперед и хода назад (В и Н) второй станции управления замыкаются с выдержкой времени, определяемой уставкой реле ускорения 1РУ и подготавливают схему к переходу на вторую пусковую ступень

На второй ступени замыкаюгся контакты КЗ и К4> второй станции управления и контакты К5 первой станции управления.

При замыкании контактов К5 контактор 2У срабатывает без выдержки времени, так как блок-контакты 2РУ1 реле ускорения 2РУ в цепи его питания предварительно были уже включены (при срабатывании реле ускорения 2РУ на первой пусковой ступени).

Наличие выдержки времени реле ускорения 1РУ и блок-контактов

1РУ1 в цепи питания контакторов хода вперед и хода назад второй станции управления обеспечивает необходимую блокировку их с контактором 1У и замыкание нулевой точки добавочных сопротивлений первого двигателя дс включения двигателей параллельно в сеть. Таким образом, роторная цепь двигателя 1 во все время пуска оказывается замкнутой либо на статор двигателя 2, либо на добавочные сопротивления.

Дальнейший переход на 3, 4 и 5-ю пусковые ступени (реле ЗРУ н

4РУ) происходит при одновременном замыкании контактов К5 и К6;

Кб и К7; К7 и К8.

Если при бурении скважины произошло заклинивание долота и бурильные двигатели начнут работать на скручивание буровых труб, то при достижении нагрузки свыше установки токовых реле РКУ, последние сработают и своими блок-контактами РКУ, разомкнут цепь питания реле напряжения РН. Через некоторое время, определяемое установкой выдержки времени, реле напряжения PH сработает. Разомкнутся его блок-контакты РН1 и замкнется блок-контакт РН2 в цепи питания

KoFiTBKTopoB 1У и 2У второй станции управления. При этом цепь питания статора двигателя 1 не прервется вследствие наличия перемычки блок-контактов РН в цепи питания контакторов ход вперед или хода назад первой ступени управления.

После размыкапия контактов хода вперед или хода назад и замыкания блок-контактов В или Н в цепи питания контактора 1У, последний включится и переключит двигатель 2 в каскад с двигателем 1.

Размыкание контакторов хода вперед или назад двигателя 2 вызовег размыкание цепи питания кснтакторов ЗУ и 4У. Цепь питания кончактора 2У тоже разомкнется, но тут же включится обратно блок-контактом РН2.

При включении двигателя 2 в каскад с двигателем 1 контактор 1У одновременно разрывает цепь питания контакторов 1У, 2h; ЗУ и 4У в цепи ротора двигателя 1 своими нормально замкнутыми блок-контак№ 91593 тами 1У2, и двигатели оказываются в режиме каскадного генератора с необходимой величиной добавочного сопротивления в цепи ротора двигателя 2.

Неавтоматический перевод в режим каскадного генератора при заклинивании долота может быть осугцествлен простым поворотом штурвалов командоконтроллеров и установкой их на первой ступени пусковой схемы двигателей.

Переключение двигателей на нормальную работу также производится простым поворотом штурвалов командоконтроллеров.

Число оборотов двигателей в процессе бурения скважины на малых скоростях долота можно уменьшить в два раза без потерь энергии в добавочных сопротивлениях переключением двигателей в каскад.

Для этого необходимо перевести штурвал командоконтроллера на первую ступень и путем нажатия вспомогательной кнопки К„вывести из цепи ротора второго двигателя добавочные сопротивления при помощи контакторов ЗУ и 4У. При этом, как известно, общая мощность двух одинаковых двигателей, включенных в каскад, будет равна мощности одного двигателя.

Предмет изобретения

Способ защиты бурильных труб от скручивания при двухдвигательном приводе бурсвого станка по авт. св. № 80613, о тл и ч а ющи и ся тем, что в момент заклинивания долота асинхронные двигатели включают в режим каскадного генератора. № 91593

1 а

Редактор С. А. Ситникова Техред А. А. Кудрявицкая Корректор Ю. М. Федулова

Поди. к печ. 14/1 — 64 г. Формат бум. 70+108>/ Объем 0,35 изд, л.

Лак. 3517/11 Тираж 200

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

ТипограФия, пр. Сапунова, 2

Способ защиты бурильных труб от скручивания при двух двигательном приводе бурового станка Способ защиты бурильных труб от скручивания при двух двигательном приводе бурового станка Способ защиты бурильных труб от скручивания при двух двигательном приводе бурового станка Способ защиты бурильных труб от скручивания при двух двигательном приводе бурового станка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к буровой технике, а именно к устройствам для гашения продольных и крутильных колебаний бурового става
Наверх