Универсальный чертежный прибор

 

Класс 42а, 17

70е 10oi № 96237 ссср

ОПИСАНИЕ ИЗ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

К. П. Шелкоплясов

УНИВЕРСАДЪНЪ|Й ЧЕРТЕ)КНЫЙ ПРИБОР

Заявлено 5 мая 1950 г. аа № 4)8877 в Гостехнику СССР

Изобретение представляет собой универсальный чертежный прибор для черчения ортогональных, аксонометрических и центральных проекций, состоящий из чертежной доски с перемещаемой по нитям роликовой рейсшиной с подвижной чертежной линейкой и расположенного сзади доски и взаимодействующего с рейсшиной устройства для поворога рейсшины вокруг одной точки, выполненного в виде соединенных скользящим шарниром двух поворотно установленных пересекающихся линеек.

Аналогичные чертежные приборы известны. Однако возможность изменения положения точки поворота рейсшины у них ограничена, и механизмы для осуществления этого изменения сложны по своему конструктивному оформлению.

В предлагаемом приборе этот недостаток устранен тем, что скользящий шарнир поворотно установленных пересекающих линеек свободно смонтирован на вертикальной линейке, перемещаемой в горизонтальном направлении посредством блоков и тяг, прикрепленных к барабанчикам на поворачиваемом вручную валике.

На фиг. 1 изображен прибор, вид сверху; на фиг. 2 — то же, вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, вид снизу; на фиг. 4 — то же, вид по стрелке Б с частичным разрезом ВВ на фиг. 3; на фиг. 5 — левый конец рейсшины с устройством для компенсации натяжения нити при наклонном положении рейсшины, вид сверху; на фиг. 6 механизм с движком для перемещения рейсшины на определенное расстояние, например при штриховке, вид сбоку; на фиг. 7 — то же, вид сбоку по стрелке Г на фиг. 6; на фиг. 8 — движок для перемещения рейсшины, вид сбоку; на фиг. 9 — чертежный прибор, снабженный рейсшиной в виде шарнирного параллелограмма, вид сверху; на фиг. 10 — левый конец рейсшины, показанной на фиг. 9, вид сверху. № 9б237

ЧерTcи(f!:. я доскd 1 нрибор3 cf!аби(еffа 1!Iарнирами 2 и > для нриKpeIf.fly!f II 3 CC . H3fIpH Mep, K обы I HO I)f CTO Лу И мо>1(ет Ohf7b уCT3 IIOB I0H3 горизонтально или наклон но.

По бокам чертежной доски 1 свободно установлены подвижные

Hu73HKII 4 H D, Cif3O>KCHHLIC BHHT3ivIH 6 H 7, JIB неподвия(ного Kp(,f. IUHIIII нх к доске при выполнении ортогональных чертежей. К концам планок

4 If. 5 прикреплены нити 8 и 9, охватывающие ролики 10, 11 и 12 роликовой рейсшины 13 и обеспечивающие возможность параллельного перемещения рейсшины при ортогональном черчении. Для осуществления возможности поворота рейсшины вокруг одной точки, располо>кенной в пределах чертежной доски или вне ее, при выполнении, например, центральных проекций, зади доски укреплено устройство, состоящее из двух соединенных скользящим шарниром 14 пересекающихся гговоротно установленных линеек, из которых ли нейка 15 (изоб1 аженная на фиг. 1. в двух положениях) посредством переставного шарнира 16 прикреплена к черте>кной доске и своим пазом 17 взаимодействует с шарниром 18, прикрепленным к правой планке 5, а линейка 19 (изображенная на фиг. 1 тоже в двух своих положениях) посредством другого персстав: ого шарнира 20 прикреплена к чертежной доске и своим пазом 21 взаимодействует с шарниром 22, прикрепленным к левой планке 4.

Путем перестановки по вертикали шарниров 16 и 20 изменяется положение по высоте точки Д, вокруг которой совершается поворот рейсшины 18. С целью изменения положения точки Д для поворота рейсшины 13 в горизонтальном направлении, скользящий шарнир 14 свобо..но устано=.".åí на вертикальной линейке 28, перемещаемой по направляющим 24 и 25 доски в горизонтальном направлении посредством блоков 26 и гибких тяг 27, прикрепленных к линейке 28 и к барабанчикам 26 и 29, закрепленным на валике 80, который поворачивается вручную посредством головки 81.

К доске прикреплена рамка 32 для закрепления на ней, например, справочных чертежей, а также переставная полочка 83 для чертежного инструмента, соединенная с доской посредством шарнирных звеньев 34.

Для компенсации изменения натяжения нитей 8 и 9 роликовой рейсшины 13 при переходе ее из горизонтального положения в наклоиное рейсшина снабжена компенсирующим устройством, вып-:лненным в виде движка 35, свободно перемещающегося своим пазом 36 на шарнирных штифтах 87 планок 38, прикрепленных к рейсшине. На жижке 35 установлены направляюгцие ролики 10 и 11 для нитей 8 и 9, а на самой рейсшине добавочный ролик 89. При наклоне рейсшины происходит выдвижение наружу движка из паза 40, вследствие чего нити;длиня отся и соответствии с удлинением рейсшины.

Для обеспечения неизменного вертикального поло>кения чертежной линейки 41, персмсшасмой по рейсши не, последняя выполняется в виде ц;арнн1ного параллелограмма, состоящего из двух линеек 42 н 48, шарнирно-соедине .;:: fx ггланками 44, 45 If 46, ffз которых боковая планка 46 свободно перемсгцается в пазу боковой подвижной планки 5 чертежноч доски. Вдоль линеек 42 и 43 свободно перемещается чертежная линсика 41, снабженная (ля сохранения своего неизменного вертикального положения при наклоне рейсшинь. роликами 47 и 48, охватываемым двумя нитями 49 и 50, прикрепленными к концам линеек 42 и 48. Параллелограммная рейсшина снабжена роликами, как у обычной роликовой рейсшины, взаимодействующей с нитями, прикрепленными к боковым планкам черте>кной доски.

Л< 96237

Для компенсации изменения натяжс:..ия нитей при переходе параллелограммной рейсшины из горизонтального положения в наклонное последняя снабжена компенсирующим устройством у роликовой рейсшины, которое выполнено в виде движка 35, свободно перемещающегося своим пазом 36 на шарнирных штифтах 37 планок 44 и 45, прикрепленных к линейкам 42 и 43 рейсшины. На движке установлены направляющие ролики 10 и 11 для нитей 8 и 9, а добавочный ролик 39 — на линейке 43. При наклоне рейсшины происходит выдвижение движка наружу, вследствие чего нити удлиняются в соответствии с удлинением самой рейсшины.

Для обеспечения перемещения роликовой рейсшины 13 на определенное расстояние, например при выполнении штриховки, рейсшина снабжена соединенным с ней шарниром 51, движком 52, подпружиненным пружиной 53. Движок снабжен криволинейным пазом 54, ограничиваемым псреставным упором 55. В пазу 54 свободно установлен шарнир 56 собачки 57, входящей через окно 58 в рейсшине, своими зубцами в сцеплении с поверхностью чертежной доски, с целью перемегцения рейсшины в поперечном направлении при нажиме на движок пальцем руки в направлении стрелок Е. Величину перемещения рейсшины изменяют путем перестановки в пазу движка псреставного упора 55.

Прибор работает следующим образом.

Для выполнения ортогональных проекций рейсшину 13 устанавливают горизонтально и закрепляют неподвижно боковые планки 4 и 5, чем обеспечивается только параллельное перемещение рейсшины. Для выполнения аксонометрических проекций, кроме того, производят смещение планок 4 и 5 для наклона рейсшины. При выполнении центральных проекций закрепляют на рейсшине нити или ролики рейсшины, вследствие чего при перемещении рейсшины в вертикальном направлении обеспечивается поворот ее вокруг неизменной точки Д, положение котовой по высоте изменяют перестановкой шарниров 1б и 20 пересекаюн)ихся линеек 15 и 19, а положение в горизонтальном направлении — перестановкой линейки 23 со скользящим шарниром 14.

Предмет изобретения

1. Универсальный чертежный прибор для черчения ортогональных, аксонометрических и центральных проекций, состоящий из чертежной доски с перемещаемой по нитям роликовой рейсшины с подвижной чертежной линейкой и расположенного сзади доски и взаимодействующего с рейсшиной устройства для поворота рейсшины вокруг одной точки, выполненного в виде соединенных скользящим шарниром двух поворотно установленных пересекающихся линеек, отличающийся тем, что, с целью изменения положения точки поворота рейсшины, скользящий шарнир свобод но установлен на вертикальной линейке, перемеща-мой в горизонтальном направлении посредством блоков и тяг, прикрепленных к барабанчикам на поворачиваемом вручную валике.

2. Форма выполнения прибора по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я ем, что нити роликовой рейсшины прикреплены к двум подвижным боковым плэнкам доски, взаимодействующим с прорезями пересекак гиихся линеек.

3. Форма выполнения прибора по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем. что для обеспечения неизменного вертикального положения чертежной линейки, перемещаемой по рейсшине, последняя выполнена в виде шарнирного параллелограмма, од на из сторон которого свободно переме№ 96237 щается в пазу боковой подвижной планки доски, снабженного пересекающимися нитями, охватывающими прикрепленные к линейке ролики.

4. Форма выполнения прибора по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что для обеспечения перемещения роликовой рейсшины на определенное расстояние, например при выполнении штриховки, рейсшина снабжена шарнирно соединенным с ней подпружиненным движком с ограничиваеMbIM переставным упором и криволинейным пазом, в котором скользяще установлен шарнир собачки, входящей в сцепление с поверхность.о доски, с целью перемещения рейсшины при нажиме на движок пальцем.

Универсальный чертежный прибор Универсальный чертежный прибор Универсальный чертежный прибор Универсальный чертежный прибор Универсальный чертежный прибор Универсальный чертежный прибор Универсальный чертежный прибор 

 

Похожие патенты:
Наверх