Шнековый движитель
(72) Авторы изобретения
А. В. Согни и М. И. Лебедев (7l ) Заявитель
Горьковский сельскохозяйственный институт (54) ШНЕКОВЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ
Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, к роторно-swтовым движителям транспортных средств высокой проходимости, предназначенным для работы на болотах, снежной целине и т.п.
Известен шнековый движитель, содержащий винтовой ротор, установленный в неподвижных опорах корпуса транспортного средства на приводном валу
При эксплуатации вездеходов с такими движителями трогание с места затруднено, так как оно связано с суммарной нагрузкой, tpeбующейся для преодоления трения покоя винтового ротора и инерции массы всего транспортного средства, учитывая тот факт, что при остановках на вязких грунтах наблюдается эффект "присасывания" ротора, а на смежных грунтах — примерзание, бортовые редукторы и трансмиссия испытывают большие перегрузки, приводящие нередко к поломкам.
Цель изобретения — облегчение трогаиия с ме" а.
Поставленная цель достигается тем, что соФдиненне винтового ротора с приводным валом выполнено в вице скользящей шлицевой пары, а между ротором и каждой из опор установлен осевой упругия элемент.
Наличие скользящей шлнцевой пары позво ляет винтовому ротору перемещаться по валу в осевом направлении, а зто разделяет во времени начало вращения ротора и нача1О ло поступательного движения корпуса транспортного средства, следовательно максимальные нагрузки тра смиссии снижены.
На чертеже изображен шнековый движитель, общий вид.
1$
Шнековый движитель состоит из полого цилиндрического ротора 1 с жестко прикрепле1шой к нему винтовой лопастью 2. Ротор
1 установлен иа приводном валу 3 в неподвижных опорах 4 корпуса транспортного сред20 ства 14 концах вала 3 выполнены шляпы 5> передающие poropy 1 крутящий момент и позволяющие ему свободно передвигаться по оси вала 3. На роторе 1 установлены стаканы 6, охватывающие друтие стаканы 7, при901141 ° -+ „y
Составитель Д. Аптер
Техред Т. Фанта, Корректор С, Щомак
Редактор Н. Кешеля
Заказ 12282/16 Тираж 679 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж--35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 крепленные к опорам 4. В стаканах 6 и 7 размещены цилиндрические пружины 8, опирающиеся в упорные подшипники 9. В одной из опор 4 размещен конический привод 10 ротора 1.
В начале движения крутящий момент от привода 10 расходуется только лишь на преодоление трения покоя ротора 1, который свободно передвигается на шлицах 5 вала 3, и только после начала его вращения тяговое усилие передается одной из опор 4 сжатием расположенной на ней пружины 8. Таким образом, нагрузки от преодоления трения покоя ротора 1 и инерции транспортного средства во времени, что уменьшает пиковые нагрузки на трансмиссию.
Применение предлагаемого изобретения позволяет простыми техническими средствами облегчить начало движения транспортного средства со шнековыми движителями, улучшить его проходимость и увеличить надежность и долговечность.
Формула изобретения
11Гнековыи движитель, содержащий винтовой ротор, установленный в неподвижньи опорах корпуса транспортного средства на
10 приводном валу, отличающийся тем, что, с целью облегчения трогания с места, соединение винтового ротора с приводный валом выполнено в виде скользящей шли4евой пары, а между ротором и каждой иэ
>s опор установлен осевой упрутий элемент.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США N 2388711, кл. 115 — 19, 1945 (прототип) .