Устройство для рыхления мерзлого грунта

 

Союз Советскнн

Соцнаякстичесинн

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дояолнительиое к авт. свид-ву (22) Заявлено 160480 р1) 2911517/29-03 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 300 1.82. Бюллетень Ah " ц901413

{51}М. Кл.

E 02 F 5/30

ВвуаарстмннЫ1 квинтет

CCCP яо аннам язабретеннй н вткрытнй

{53) УДК 624.139. ,5 { 0 88. 8) Дата опубликования описания 300 ®2

А.А. Крюков, В.Г. Попов, А.A. Кусков и А.Б. Ермилов (72) Авторы изобретения

Иосковский автомобйльно-дорожный институт высшего и среднего специального образовани

ВТУЗ при Карагандинскоя металлургическом ко высшего и среднего специального образовани (71) Заявители

{54) УстРодство для Рыхления иеРзлого

ГРУНТА

Изобретение относится к устройствам для рыхления мерзлого грунта крупным сколом, в частности к винто-, клиновым устройствам.

Известно устройство для разработки мерзлого грунта; включающее корпус,. приводную штангу с винтовым наконечником и шарнирно закрепленные на корпусе клинья (1 ), Недостатком этого устройства является высокая энергоемкость процесса

1О рыхления грунта, так как,скол грунта в сторону открытого забоя происходит только в результате действия: распорных сил, возникающих на клиновых

IS поверхностях при вдавливании клина в мерзлый грунт. Значительные сопротивления грунта вдавливанию клиньев требуют применения значительной мощности привода вращения винтового наконечника. В то же время наиболее эффективный скол обеспечивается приложением к клину поперечной силы, направленной в сторону открытого забоя.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является устройство для рыхления мерзлого грунта, содержащее. корпус, приводную штангу с винтовым наконечником.и составные клинья из шарнирно соединенных между собой верхних, средних и нижййх зве" ньев с охватывающими пружинами. Клинья снабжены упорами, взаимодействующими со средними звеньями. Ори внедрении клиньев в грунт упоры обеспечивают принудительный поворот средних звеньевсоставных клиньев в сторону открытого забоя и направленный принудительный скол грунта 1 2).

Недостатком этого устройства является низкая эффективность рыхления мерзлых грунтов различной прочности вследствие того, что скол начинается только при определенной глубине внедрения клиньев. 8 то же время на, более прочных грунтах целесообразно производить скол при меньшей глубине внедрения клиньев.

3 90141

Цель изобретения - повышение эффективности рыхления грунтов различной прочности путем обеспечения независимого от глубины рыхления скола.

Указанная цель достигается тем, что приводная штанга выполнена с резьбовым участком, устройство снаб-жено центральной гайкой, установленной на приводной штанге с возможностью взаимодействия с ее резьбовым 10 участком, и втулками, расположенными на верхних звеньях клиньев и жестко связанными с центральной гайкой, средние звенья имеют жестко закрепленные рычаги, которые посредством 15 шарнирных тяг соединены со втулками, а центральная гайка связана с корпу сом посредством Гидроцилиндра llpH этом нижние звенья подпружинены.относительно средних охватывающими пружинами.

Отверстия шарнирных тяг для соединения с рычагами выполнены в виде вертикальных пазов, средние звенья подпружинены относительно д нижних охватывающими пружинами.

На фиг.1 изображено устройство дпя рыхления мерзлого грунта, вид спере" ди",на фиг.2 - клин сбоку, до внедрения в грунт, на фиг.3 - то же, при сколе мерзлого грунта.

Устройство для рыхления мерзлого грунта содержит корпус 1, приводную штангу 2 с винтовым наконечником 3, соединенную с приводным механизмом 4, З например, гидравлическим мотором-редуктором; На корпусе смонтированы составные клинья с верхними звеньями 5, средними звеньями 6 и нижними звеньями 7, соединенными между собой посредством шарниров 8 и 9. Сред" ние звенья 6 с жестко закрепленными рычагами 10 соединены посредством шарниров 11 и 12 шарнирных тяг 13 со втулками 14, смонтированными с возможностью вертикального продольного перемещения на верхних звеньях 5.

Шарниры 1 1 установлены в вертикальных пазах 15, образованных в шарнирных тягах 13. Втулки 14 жестко соединены между собой траверсой. 16, средняя .часть которой снабжена центральной гайкой 17, установленной на приводной штанге 2. Приводная штанга 2 снабжена ходовой резьбой 18. На централь- 15 ной гайке 17 образован выступ 19, соединенный посредством шарнира 20 со штоком гидроцилиндра 21 управления, смонтированного на корпусе .Снаружи на звеньях 5, 6 и 7 клиньев смонтированы цилиндрические пружины 22 и 23.

Устройство осуществляет рыхление мерзлого грунта следующим образом.

Приводным механизмом 4 винтовой наконечник 3 завинчивается в массив мерзлого грунта. Одновременно нижние звенья 7 составных клиньев также внедряются сверху в грунт за счет вертикальной реакции, возникающей на винтовом наконечнике 3. После внедрения нижних звеньев 7 на определенную глубину, зависящую от прочности грунта, включается гидроцилиндр 21 управления, шток которого перемещает вниз по приводной штанге 2 центральную гайку 17 до ее зацепления с ходовой резьбой 18. При этом втулки 14 также перемещаются вниз, сжимая пружины 22, а шарниры 11 перемещаются вдоль вертикальных пазов 15.

Далее центральная гайка 17 входит в зацепление с ходовой резьбой 18 за счет вращения приводной штанги 2 обеспечивает перемещение вниз траверсы 16 и втулок 14. Гидроцилиндр

21 управления при этом устанавливается в плавающее положение. Шарнирные тяги 13 обеспечивают эа счет момента сил относительно шарниров 8 поперечную нагрузку на средние звенья 6 составных клиньев, которые повара ваются и производят тем самым скол мерзлого грунта в сторону открытого забоя. После выхода вниз центральной гайки 17 из зацепления с ходовой резьбой 18 вертикальное перемещение траверсы 16 и втулок 14 прекращается.

Перевод устройства в исходное положение после скола мерзлого грунта производится реверсированием вращения приводного механизма 4. При эт ом центральная гайка за счет действия

:пружины 22 входит в зацепление с ходовой резьбой 18 и перемещается вверх по приводной штанге 2 до выбора зазора в вертикальных пазах 15 шарнирных тяг 13.

Таким образом, основным преимущест вом предлагаемого;изобретения является возможность разрушения мерзлого грунта комбинированным действием осевых и поперечных сил независимо .от глубины внедрения при раэра5 9014 ботке различных по прочности грунтов, что существенно повышает эффективность разрушения мерзлого грунта, увеличивает производительность и расширяет область применения устройства.

Формула изобретения

1. Устройство для рыхления мерз- о лого грунта, включающее корпус, приводную штангу с винтовым наконечником и клинья, выполненные из шарнирно соединенных между собой верхних, средних и нижних звеньев с ох- 1з ватывающими пружинами, о т л ич а ю щ е е с ÿ тем, что, с целью повышения эффективности рыхления грунтов различной прочности путем обеспечения независиного от глубины в рыхления скола, приводная штанга выполнена с резьбовым участком, устройство снабжено центральной гайкой, установленной на приводной штанге с возможностью взаимодействия с и ее резьбовым участком, и втулками

13 d расположенными на верхних звеньях клиньев и жестко связанныьи с центральной гайкой, при этом средние звенья имеют жестко закрепленные рычаги, которые посредством. шарнирных тяг соединены со втулками, а центральная гайка связана с корпусом посредством гидроцилиндра, причем нижние звенья подпружинены относительно средних охватывающими пружинами.

2. Устройство по п.1, g т л и ч аю щ е е с я тем, что отверстия шарнирных тяг для соединения с рычагами выполнены в виде вертикальных пазов, а средние звенья подпружинены относительно нижних охватывающими пружинами.

Источники информации у принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

< 293964, кл. Е 02 F 5/30, 19692. Авторское свидетельство СССР

Н 723057, кл. Е 02 F 5/30, 1978 (прототип) .

901413

Я

l2

Составитель Л.Варина

Редактор А. Власенко Техред N, Гергель Корректор Н. Стец

Заказ 12316/30 Тираж 7lO Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, И-35, Рауыская наб., д.4/5

Фили ал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проект ная,

Устройство для рыхления мерзлого грунта Устройство для рыхления мерзлого грунта Устройство для рыхления мерзлого грунта Устройство для рыхления мерзлого грунта 

 

Похожие патенты:

Рыхлитель // 899796

Изобретение относится к области строительства и горного дела, в частности применимо для разработки прочных грунтов и горных пород

Изобретение относится к искусственному оттаиванию мерзлых пород в горном деле и строительстве и может быть использовано при подземной разработке мерзлых россыпных месторождений

Изобретение относится к ударным механизмам, которые могут быть использованы в машинах для разработки скальных пород и мерзлых грунтов в горной и строительной промышленностях

Щелерез // 2147647
Изобретение относится к технике для нарезания узких щелей в прочных грунтах, в частности в дорожных асфальтобетонных покрытиях

Изобретение относится к устройствам для разрушения упругохрупких материалов, преимущественно горных пород, и может быть использовано в машинах ударного действия, разрушающих материалы путем ударного внедрения в среду

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для разработки мерзлых грунтов, для разрушения твердых дорожных покрытий, старых фундаментов, для бестраншейной прокладки трубопровода, забивки дренажных труб

Изобретение относится к землеройной технике и может быть использовано в горной промышленности при выполнении вскрышных работ в карьерах в зимний период года на мягких породах сезонного промерзания, а именно для разупрочнения мерзлых откосов путем нарезания щелей по высоте уступа

Изобретение относится к способам и устройствам для рыхления и разгрузки смерзшихся или слежавшихся материалов и может найти применение при разгрузке грузов из вагонов

Изобретение относится к землеройным машинам и может быть использовано при разработке прочных и мерзлых грунтов

Изобретение относится к строительству и может найти применение для послойного рыхления прочных грунтов, а также снятия асфальтобетонных покрытий при ремонте автомобильных дорог и тротуаров
Наверх