Светосигнальное устройство кругового действия для маячной башни с вертолетной площадкой
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсиик
Социвпистичесиин
Республик >901711 (61) Дополнительное K авт. свиа-ву 1" 493592 (51)М. Кл. (22) Заявлено 068380 (21) 2892615/24-12
v с присоеаинениеж заявки М (23) Приоритет
F 21 0 3/02. 11аеударстаанньй квинтет
СССР ае делам нзебретеннй н вткрытнй
Опубликовано 30.01.82. Бюллетень М 4
F53) VgK (088. О) Дата опубликования описания 3001.82 (72) Автор изобретения
Б.В.Нилов (71) Заявитель (4) СОЕТОСИГНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КРУГОВОГО
ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ НАЯЧНОЙ БАШНИ С ВЕРТОЛЕТНОЙ
ПЛОЩАДКОЙ
Изобретение относится к светотехнике, в частности к светотехническим средствам навигационного оборудования, предназначенным для установки .на маячных башнях с вертолетными площадками.
По основному авт, св. Ю 493592 известно светосигнальное устройство кругового действия для маячной башни .с вертолетной площадкой, опирающейся
1О на колонйы, расположенные по окружности башни симметрично относительно ее центра, которое содержит оптическую систему с источником света и отражатели, установленные на каждой из IS колонн вертикально на уровне оптической системы, зеркальная поверхность которых повернута к оптической системе и образует двугранный угол, симметричный относительно плоскости, проходящей через центр оптической системы и середину колонны, и равный по ве- .
З60 личине --, где и " количество ко" и
2 лонн. Устройство исключает экранирующее влияние колонн на рав-. номерное светораспределение в пределах 360 горизонтальной плоскости (13.
Посадку вертолета на маяк для его обслуживания проводят только в свет" лое время суток, когда пилоту видно взлетно"посадочная площадка. Посадка вертолета в темное время суток (на пример, при аварии на маяке) затруднена, так как размеры взлетно-посадочной площадки ограничены и ее поверхность не освещена. Необходимость освещения вертолетной площадки маяка требует установки дополнительных светильников, а запасы электроэнергии на автономном маяке ограничены. Кроме того, установка отдельных светильников по краям вертолетной. площадки не обеспечивает четкой видимости границ последней, из-за неравномерности ее освещения.
3 9017 l 1
Цель изобретения - повышение безопасности посадки веотолета в темное время суток.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве установлены дополнительные отражатели а аиде полых усеченных конусов с 3pркальными внутренними поверхностями, смонтированные коаксиально относительно источника света по обе его стороны. 1О
Кроме того, дополнительные отражатели могут быть выполнены в виде отдельных элементов, образующих замкнутый контур.
На фиг. 1 показано размещение све- 15 тосигнального устройства кругового действия на маячной башне; на фяг.2то же, вид сбоку.
Устройство содержит счетооптический аппарат с поясной оптической си- 2а стемой 1 и источником 2. света. отражатели 3-8, установленные соответственно на вертикальных колоннах 914, несущих вертолетную площадку 15 маячной башни 16, и отражающие падаю- щие непосредственно от светооптического аппарата на них световые лучи 17 в виде отраженных световых лучей 18, а -...,<êå воспринимающие за пределами параллельного рабочего светового потока рассеивающиеся излучения 19,дополнительные конусные отражатели 20, 21 и
22 с зеркальным покрытием на внутренней поверхности, формирующие световые лучи 23, направленные в сторону вер толетной площадки..
Устройство работает следующим образом.
Светооптический аппарат с поясной оптической системой 1 формирует парал лельный пучок света равномерно во всех направлениях горизонтальной плоскости при помещении в фокусе этой системы источника света 2. !
Прямые лучи света 17 от оптической системы 1, падая на зеркальную поверхность отражателей 3-8, установленных на колоннах 9-14, которые несут верто" летную площадку 15 маячной башни 16, изменяют. направление и образуют стра- о женные лучи света 18, направленные в ту сторону моря, откуда прямые лучи
17 не видны мореплавателю из-за колонн 9-14, Таким образом мореплаватель будет наблюдать в направлении ко->> лонны 9, отраженные от отражателей
4 и 8 колонн 10 и 14, лучи света 18. Аналогично будут образованы отражен4 ные лучи 13 в направлениях остальных колонн,так как отражатели 3- 8 выполнены в виде двугранного угла.
360о (n - количество колонн) симмети рично относительно колонны и прямых лучей света 17. На фиг ° 1 двугранный угол равен 60, так как n = 6.
При n = 3 двугранный . угол равен 120
Отражатели 3-8 по высоте совпадают со световым пучком, исходящим из оптической системы !. В результате этого световой столб прямых лучей .17 сохраняет свои размеры в отраженных лучах t8.
Ширина отражателей 3-8 выбирается из расчета использования всей ширины колонн 9-14 с тем, чтобы отраженных лучей 18 было достаточно для компенсации экранированных колоннами прямых лучей 17.
Коэффициент отражения зеркальной поверхности отражателей 3-8 в худшем случае может быть 0,5. Тогда два отраженных световых пучка света 18 полностью компенсирует экранирующее действие колонны. В результате чего мореплаватель, находясь в створе любой из колонн 9-14, будет наблюдать огонь маяка также уверенно, как если бы не было колонн.
При использовании излучения, идущего от источника света 2, оптическая система 1 неизбежно рассеивает часть света за пределами параллельного рабочего (полезного) сигнала в виде лучей l9. Причем в маячных оптических системах полезным углом рассеивания в вертикальной плоскости считается угол, в пределах которого сила света составляет от 0,1 до 0,5 максимальной силы света. Побочные световые потоки (потоки рассеивания) в виде лучей 19 падают на отражатели
20, 21, 22, откуда отразившись, формируют световые лучи 23,направленные на поверхность вертолетной площадки
15 и в окружающее ее пространство.
В результате этого в ночное время вертолетная площадка 15 достаточно освещена и окружена световым ореолом, позволяющим пилоту ориентироваться, как при непосредственной посадке вертолета, так и при подлете к маяку, Ввиду больших габаритов отражателей 20, 21 и 22, без ущерба для освещения вертолетной площадки 15, их криволинейная поверхность может быть заменена отдельными (например
5 9017 плоскими)отражателями, которые просты в изготовлении и удобны при монтаже на маяке.
Применение отражателей 20, 21 и
22 способствует посадке вертолета на маяк в темное время суток, обеспечивая оперативность решения задач по обслуживанию автоматических объектов.
При этом дополнительные удобства (beзопасная посадка вертолета в темное о время суток)обеспечиваются без затрат электроэнергии путем использования побочных световых потоков рассеяния оптической системы.
11 6 вертолетной площадкой по авт. св.
h" 493592, о т л и ч а ю щ e„e с я тем, что, с целью повышения безопасности посадки вертолета в темное время суток, оно имеет дополнительные отражатели в виде полых усеченных конусов с зеркальными внутренними поверхностями, смонтированные коаксиально относительно источника света по обе его стороны, 2. Устройство.по и. 1, о т л и.ч а ю щ е е .с я тем, что дополнительные отражатели выполнены в виде отдельных элементов, образующих замкнутый контур, Формула изобретения.1. Светосигнальное устройство кругового действия для маячной башни с щ
Источники информации, пр. нятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
N 493592, кл. F 21 Q 3/02, 1974.
901711
Составитель С.Сурина
Редактор И.Тыкей Техред Т.Маточка., Корректор Н. Стец
Заказ 12343/4 Тираж 589 ° Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/g
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4