Устройство для улучшения коммутации коллекторной электрической машины постоянного тока

 

О П И С А Н И Е („@()2159

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.04.80 (21) 2915512/24-07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (51) M Кл з

Н 02 К 13/14

Государственный коннтет

СССР (53) УДК 621.313..2 (088.8) Опубликовано 30.01.82. Бюллетень № 4

Дата опубликования описания 05.02.82 по делан нзооретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. И. Скороспешкин, Л. Я. Макаровский, Ц. А. Нф фнщсор, Э. Г. Чеботков и В. В. Tpoошин

4 .. ! 3

Куйбышевский политехнический институт им. В. В:..@уйбьпуева (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОММУТАЦИИ

КОЛЛЕКТОРНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО

ТОКА

Изобретение относится к электромашиностроению, к устройствам для улучшения коммутации коллекторных электрических машин.

Известно устройство для улучшения коммутации электрической машины постоянного тока с волновой обмоткой якоря. Для повышения точности настройки дополнительных полюсов в этом устройстве измеряют разность токов в щетках одинаковой полярности в номинальном режиме работы: один раз при токе отпитки, равном нулю, а второй раз при токе отпитки, рав-. ном 6 — 10% тока якоря (1).

Существенным недостатком устройства является то, что оно не позволяет автоматически настраивать коммутацию на середину безыскровой зоны при изменении режима работы машины и характера коммутации.

Известны также устройства для улучшения коммутации коллекторных электрических машин, содержащие управляемый усилитель, подключенный к дополнительным полюсам, элементы для управления усилителем, выполненные в виде датчиков тока, которые установлены на цепи щеток одноименной полярности, а также сумматор, подключенный между датчиками тока и управляемым усилителем (21.

Недостатком устройств является то, что являясь регулятором прямого действия, они имеют низкую динамическую точность, которая к тому же зависит от насыщения машины.

Цель изобретения — повышение динамической точности за счет компенсации влияния насыщения машины на показатели переходных процессов.

Указанная цель достигается тем, что устройство, содержащее управляемый усилитель мощности, подключенный к обмотке дополнительных полюсов, датчик добавочного тока коммутации и элементы для управления усилителем мошности, снабжено двумя нуль-органами и двумя регуляторами с настройкой на оптимальное быстродействие, входы указанных регуляторов подключены к датчику добавочного тока коммутации, а выход каждого из регуляторов связан со входом управляемого усилителя мошности посредством нуль-органа, входы

902159

>

ТОКЯ МаШИНЫ.

В качестве датчика якорногс тока ис пользовяпы магнитные диоды, подключенные ко входу операционного усилите. in.

При работе машины с якорными тока ми, непревышающими Ilo)ill>l>l,tf>,><асыщение, а указанные постоянные времени имеют наименьшие значения.

В предлагаемом изобретении авго<-;— чески перестраивак)т коррекцию в зависимости от величины якорного тока машины при управлении током дополнительных II(: люсов для настройки коммутclliHH ll>i «средину безыскровой зоны.

На !ер еже предстявлеllà блок схе . г устройства.

) СТРОИСТВО СОСТОИТ ИЗ УПРЯВ.IЯСМОГО СИ лителя мощности, от которого полу >яе 1 питание обмотка 2 добавочных полюсов. 11:-! вход усилителя 1 мощности IIooð<..<ñ i вом нуль-оргHHoB 3 и 4 по;<ключены IH". корректирующих звена 5 и 6. Зя !Ст Охват» операционного усилителя активно-емкостной связью корректирующее:1!>р>!ЖЕНИIOI О.

Корректирующее звено 6 H»ее г ii po!iopционально-инт(хгрально-дифференциалы!ую зависимость выходнoго напряжения <)г входного. Коллекторняя электрическая мап>иня

7 снабжена элементами 8 уllp;IB;I(нпя, измеря!о!цими величину добавочного, Окя коммутируемой сскцпп .<<.. .! Сбр.: . i !С(к<» суммирование сигна loB заеме>г<ов 8 управ ления с сигналом пропорциональным току в обмотке 2 производится во входной цепи корректирующих звеньев 5 и 6. В качестве элементов 8 управления используют любые известные датчики добавочного тока коммутации и в частости, бесконтактные.

В якорную цепь машины 7 включены магнитные диоды 9, сигналь< с которых алгебраически суммируются на входе операционного усилителя 10. Двойной комплект магнитных диодов необходим потому, что ток якоря меняет свое направление при r верce и в зависимости от режима работы машины 7. Магнитный диод преобразует напряженность магнитного поля, создаваемого ви-ком, iio которому протекает якорный ток, в сигнал постоянного тока. Магнитные диоды 9 совместно с операционным усилителем 10 составляют датчик якорного тока.

Выходное напряжение операционного vcH$$

2г!

Зб

"<В

$$ лителя 10 пропорционально величине якорного тока машины 7.

Управляемый усилитель 1 мощности настраиваегся таким образом, что при прясолипейной коммутации, когда сигнал с элементов 8 управления, характеризующих пели:!и.1!й ток в обмотке 2, соответствующИй настройке дополнительных полюсов на середину зоны безыскровой работы. При изменении характера коммутации изменяется сигнал с управляющих элементов 8, который чсрсз корректирующее звено 5 или 6 !

И),.ается Bo II) o.f>I) >o Holi< ) правляемого усилителя 1 мощности. Регулирование тока и оомотке 2 усилителем 1 происходит до

>гор, пока не обеспечится автоматическая настройка машины 7 на середину безьп кровой зоны. Выбор корректирующего звена 5 или 6 с соответствующими параметрами осу<цествляется двумя нуль-органами 3 11 4 в зависимости от величины якорного тока машины 7. Выходное напряжение —,атЧИКЯ ЯКОРНОГО тОКа, СОСТОЯЩЕГО ИЗ МаГHHтных диодов 9 и операционного усилителя О, пропорционально величине якорного тока машины 7. Выходной сигнал датчика

);i

1oIl loñòii через корректирующее звено 5

«.: 6 посредством нуль-органов 3 или 4.

1Ь.! p. -<Оот«машины с якорными токами, 1; Ilp(. >!ними номинальное значение. машина работает на линейной части кривой намяг>33IIHH. а постоянные времени дополнительных полюсов и вихревых токов имеют няиболыцие значения. Выходное напряжение датчика якорного тока имеет та> О(зп;1 и II Ho, ч i o срабатывает нуль-орган

ИО <к ИО<яя к<)рректирующее звено 6 ко вхо;, мо<цllocги. 1!ри этом нуль-орган 4 находится в отключенном состоянии, а корректиру!ощее звено 5 отключено от входа усилителя 1 мощности. Корректирующее звено 6, имеющее пропорционально-интегрально-дифференциальную зависимость

Bbixoäíoãо напряжения от входного. настраивается таким образом, чтобы компенсировать постоянную времени усилителя 1 мощности и постоянную времени дополнительных полюсов совместно с постоянной времени вихревых токов, причем, последние в указанной области якорных токов имеют наибольшие значения. При работе машин с якорными токами, превышающими номинальное значение, машина работает на

«колене» кривой намагничивания, сказывается ее насыщение, а постоянные времени дополнительных полк)сов и вихревых токов имеют наименьшие значения. В этой области нагрузочных токов выходное напряжение

902159

Составитель С. Шутова

Редактор М. Янович Техред A. Бойкас Корректор С. Щомак

Заказ 12412/66 Тираж 7!8 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 датчика якорного тока имеет значение, приводящее к срабатыванию нуль-органа 4, подключающего корректирующее звено 5 ко входу усилителя 1 мощности. При этом нуль-орган 3 находится в отключенном состоянии, а корректирующее звено 6 отключено от входа усилителя 1 мощности. Корректирующее звено 1з, имеющее пропорционально-интегральную зависимость выходного напряжения от входного, настраивается таким образом, чтобы компенсировать суммарную постоянную времени усилителя

1 мощности, дополнительных полюсов и вихревых токов, причем, последние в указанной области якорных токов имеют наименьшие значения. Перестройка коррекции и поочередное подключение корректирующих звеньев 5 и 6 в зависимости от величины якорного тока машины способствует компенсации влияния насыщения машины на показатели переходных процессов, а в целом — повышает динамическую точность управления тока дополнительных полюсов машин постоянного тока при настройке коммутации на середину безыскровой зоны.

Предлагаемое устройство снабжено двумя нуль-органами, двумя регуляторами с настройкой на оптимальное быстродействие, а также датчиком якорного тока машины на магнитных диодах и операционным усилителем.

Формула изобретения

1. Устройство для улучшения коммутации коллекторной электрической машины постоянного тока, содержащее управляемый усилитель мощности, подключенный к обмотке дополнительных полюсов, датчик добавочного тока коммутации и элементы для управления усилителем мощности, отличающееся тем, что. с целью повышения динамической точности за счет компенсации влияния насыщения машины, оно снаб10 жено двумя нуль-органами, и двумя регуляторами с настройкой на оптимальное быстродействие, входы указанных регуляторов подключены к датчику добавочного тока коммутации, а выход каждого из регуляторов связан со входом управляемого усилителя мощности посредством нуль-органа, входы которых подключены к датчику якорного тока машины.

2. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что в качестве датчика якорного тока

20 использованы магнитные диоды, подключенные ко входу операционного усилителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2722403/24-07, кл. Н 02 К 13/14, 25 1978

2. Авторское свидетельство СССР № 630714, кл. Н 02 К 13/14, 1978 (прототип).

Устройство для улучшения коммутации коллекторной электрической машины постоянного тока Устройство для улучшения коммутации коллекторной электрической машины постоянного тока Устройство для улучшения коммутации коллекторной электрической машины постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах постоянного тока с дополнительными полюсами и компенсационной обмоткой

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в коллекторных электрических машинах постоянного тока с дополнительными полюсами и компенсационной обмоткой

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах постоянного тока с дополнительными полюсами и компенсационной обмоткой

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для улучшения коммутации коллекторных машин постоянного тока, питаемых от статических преобразователей

Изобретение относится к области электроники, а именно к коммутации коллекторных машин постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для улучшения коммутации коллекторных машин переменного тока, и может быть использовано в электрических машинах с дополнительными полюсами

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для улучшения коммутации коллекторных машин постоянного тока с любым типом возбуждения

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к способам улучшения коммутации однофазных коллекторных электрических машин, и может быть использовано в двигателях с дополнительными полюсами

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в коллекторных электрических машинах с компенсационной обмоткой и дополнительными полюсами и с любым типом возбуждения
Наверх