Сегмент упорного подшипника

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.02.80 (21) 2881940/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

F 16 С 17/06

Гасударственных комлтет

Опубликовано 07.02.82. Бюллетень № 5 (53) УДК 621.822..5 (088.8) во делам наобретеннй и открытий

Дата опубликования описания 17.02.82 (72) Автор изобретения

А. В. Терещенко

Куйбышевский ордена Трудового Краси авиационный институт им. акад. С. П (71) Заявитель (54) СЕГМЕНТ УПОРНОГО ПОДШИПНИКА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях упорных подшипников гидроагрегатов и других механизмов.

Известен сегмент подпятника, содержащий массивное основание и плиту, на которой выполнены ребра с, высотой, возрастающей в тангенциальном направлении к выходной кромке сегмента и в радиальном направлении — к периферии сегмента, при этом межреберные участки плиты выполнены с уменьшающейся в тех же направлениях толщиной. Входные кромки ребер расположены под острым углом к рабочей поверхности и выполнены заостренными 11) .

Основным недостатком приведенной конструкции является то, что ввиду возрастания высоты ребер в указанных направлениях площадь проходного сечения каналов, образованных стенками ребер, увеличивается, т. е. каналы выполнены расширяющимися. Поэтому по мере движения охлаждающей среды по указанным каналам скорость. ее падает и эффект охлаждения снижается.

Целью изобретения является повышение эффективности теплоотвода.

Указанная цель достигается тем, что, в сегменте упорного подшипника, содержащем массивное основание и расположенную на нем плиту, имеющую антифрикционный слой на рабочей поверхности и ребра на противоположной поверхности, выполненные с возрастающей высотой в тангенциальном и в радиальном к периферии сегмента направлении, межреберные участки плиты выполненные с уменьшающейся в тех же то направлениях толщиной, на основании выполнены ребра с высотой, уменьшающейся в направлении увеличения высоты ребер плиты, и аналогичные им по форме, при этом ребра плиты и основания расположены встык и зафиксированы друг относительно друга, а образованные между ребрами основания и плиты каналы имеют на выходе площадь поперечного сечения меньшую, чем на входе. Кроме того, плита выполнена из материала, коэффициент теплопроводности гр, которого выше, чем коэффициент теплопроводности материала основания.

На фиг. 1 изображен сегмент упорного подшипника в плане, общий вид; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

903600

Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 1.

Сегмент упорного подшипника содержит массивное основание 1 и расположенную на нем верхнюю плиту 2, имеющую антифрикционный слой 3 на рабочей поверхности и ребра 4 на противоположной поверхности. На основании 1 выполнены ребра 5.

Ребра 4 плиты и ребра 5 основания установлены встык и зафиксированы друг относительно друга.

Ребра 5 основания 1 имеют то же направление, что и ребра 4 плиты 2, при этом ребра 5 выполнены с уменьшающейся высотой в направлении от входной 6 к выходной

7 кромкам сегмента и от внутренней 8 к периферийной 9 кромкам сегмента.

При вращении ротора масло из маслованны (на чертеже не показана) поступает к входной 6 и внутренней 8 кромкам сегмента.

По мере движения жидкости в межреберных каналах 10 из области пониженных в область повышенных температур, т. е. в направлении выходной 7 и периферийных 9 кромок сегмента, интенсивность теплоотдачи из области трения сегмента нарастает ввиду увеличивающейся площади теплоотдающей поверхности ребер 4. Так как теплопроводность материала плиты 2 выше теплопроводности материала основания 1, то основная доля тепла из области трения сегмента отводится ребрами 4. Ребра 5 основания 1 при этом отводят значительно меньшую долю тепла еще и потому, что в месте соединения с ребрами 4 имеет место термосопротивление.

Ввиду того, что площадь поперечного сечения межреберных каналов 10 уменьшается по мере движения по ним охлаждающей среды, то скорость охлаждающей, среды увеличивается в направлении кромок 7 и 9.

Это приводит к еще более интенсивному теплоотводу из области трения сегмента по мере движения охлаждающей среды из области пониженных в область повышенных температур сегмента.

В результате этого степень нарастания температуры в области трения сегмента в направлении от входной 6 к выходной 7 и от внутренней 8 к периферийной 9 кромкам сегмента уменьшается, вязкость смазки в области трения увеличивается, а несущая способность сегмента повышается.

Чтобы обеспечить нарастание скорости движения охлаждающей среды, необходимо обеспечить уменьшение площади проходного сечения каналов 10 в направлении движения охлаждающей среды. Это может быть реализовано в том случае, если суммарная высота ребер 4 и 5 на входной кромке 6 будет выше их суммарной высоты на выходной кромке 7, а суммарная высота тех же

Формула изобретения

1. Сегмент упорного подшипника, содержащий массивное основание и расположенную на нем плиту, имеющую антифрикционный слой на рабочей поверхности и ребра зо на противоположнои поверхности, выполненные с возрастающей высотой в тангенциальном и в радиальном к периферии сегмента направлении, и межреберные участки плиты, выполненные с уменьшающейся в тех же направляющих толщиной, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности теплоотвода, на основании выполнены ребра с высотой, уменьшающейся в направлении увеличения высоты ребер плиты, и аналогичные им по форме, при этом

4о ребра плиты и основания установлены встык и зафиксированы друг относительно друга.

2. Сегмент по п. 1, отличающийся тем, что образованные между ребрами основа45 ния и плиты каналы имеют на выходе площадь поперечного сечения меньше, чем на входе.

3. Сегмент по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что плита выполнена из материала, коэффициент теплопроводности которого, 50 выше, чем коэффициент теплопроводности материала основания.

5

1О !

2О ребер на внутренней кромке 8 выше их суммарной высоты на периферийной кромке 9.

Наличие ребер 5 основания 1 с их уменьшающейся высотой в тангенциальном и радиальном к периферии направлениях обеспечивает сужение каналов 10, что приводит к разгону потока охлаждающей среды по мере его движения к кромкам 7 и 9, т. е. в направлениях возрастания температуры в области трения сегмента. Сочетание увеличивающейся площади теплоотводящей поверхности ребер 4 (ввиду возрастания их высоты), повышенной теплопроводности материала плиты 2 и возрастание скорости потока охлаждающей среды в каналах 5 значительно интенсифицирует теплоотвод из области трения сегмента.

Верхняя плита 2 может быть выполнена из сплава цветных металлов (меди, алюминия), а нижнее основание 1, как принято в подобных конструкциях, из стали.

При таком решении повышается теплоотвод из области трения и, как следствие, несущая способность сегмента.

Источники чнформации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 727885, кл. F 16 С 17/06, 1976 (прототип) .

903600

Редактор Н. Егорова

Заказ 71/17

Составитель Б.Моисеева

Тех ред А. Бойкас Корректор A. Дзятко

Тираж 797 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Нз обретений н открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сегмент упорного подшипника Сегмент упорного подшипника Сегмент упорного подшипника Сегмент упорного подшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к упорным подшипникам, в частности к системам для равномерного распределения нагрузки между упорными колодками упорных подшипников

Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к спеченным антифрикционным изделиям на основе железа, и может быть использовано при изготовлении гидродинамических упорных подшипников скольжения, в частности осевых опор насосов и электродвигателей погружных центробежных и винтовых насосных агрегатов для добычи нефти

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к турбиностроению, и предназначено для использования в качестве самоустанавливающихся упорных подшипников роторов турбин, работающих при высокой частоте вращения (n 3000 об/мин) и высокой удельной нагрузке (q 20 кгс/см2)

Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к конструкциям упорных подшипников турбомашин и центробежных насосов, и может быть использовано на турбомеханизмах различных типов в качестве упорного подшипника или в качестве защитного упора для ротора, предохраняющего его от недопустимого осевого сдвига как в расчетных, так и в нерасчетных режимах
Наверх