Узел аэродинамической опоры

 

ИСАНИЕ

С

Республик (1i)9

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.06.80 (21) 2947779/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М К„з

F 16 С 17/22

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822..5 (088.8) Опубликовано 07.02.82. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 17.02.82 (72) Авторы изобретения

Н. Б. Анфимов и Е. П. Севодни (71) Заявитель (54) УЗЕЛ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРЫ

Изобретение относится к приборостроению, машиностроению и может применяться при сборке опор на газовой смазке.

Известен узел аэродинамической опоры, содержащий ротор, подпятники, цилиндрическую керамическую втулку, а также стальную ось (1).

Недостатком устройства является то, что коэффициент линейного расширения металлической оси и керамической втулки различны, и при работе в интервале температур от -60 до +100 С имеет место деформация и разрушение керамической втулки.

Кроме того, пара керамическая втулка— стальная ось в известном гидроузле не исключает смешения центра тяжести узла и не обеспечивает достаточной степени точности их взаимного положения, которое необходимо обеспечить, исходя из требований к устройству, в котором устанавливается эта опора.

Целью изобретения является компенсация тепловых деформаций деталей с различным коэффициентом линейного расширения и устранение смещения центра тяжести узла при изменении температуры.

Союз Советских оциалистических ЧЬФ

Указанная цель обеспечивается тем, что узел аэродинамической опоры, содержащий ротор, подпятники, цилиндрическую керамическую втулку, а также стальную ось, снабжен компенсационной титановой втулкой, закрепленной центральной частью на стальной оси, при этом компенсационная втулка по наружной поверхности выполнена с выборкой в средней части и двумя симметричными цилиндрическими, расположенными у ее торцов поясками, по которым она закреплена ч керамической втулке.

На чертеже избражен узел аэродинамической опоры, разрез.

Узел аэродинамической опоры состоит из ротора 1, подпятников 2 и 3, цилиндрической керамической втулки 4, стальной оси 5, которая соединена с керамической втулкой 4 с помощью компенсационной титановой втулки 6, закрепленной центральной частью на стальной оси (например, с помощью резьбы). По наружной поверхности компенсационной втулки 6 в средней ее части выполнена выборка 7, а у торцов втулки 6 выполнены два симметричных цилиндрических пояска 8. По этим пояскам компенсационная втулка 6 закреплена в ке903601 рамической втулке 4, например, с помощью клея.

Стальная ось 5 по торцам жестко закреплена стопорной гайкой 9 в корпусе 10, который выполнен из материала, коэффициент линейного расширения которбго близок к коэффициенту линейного расширения материала оси 5, например, из САС. В местах соединения оси 5 со стопорной гайкой 3 выполнена резьба, которая позволяет создать более плотное соединение этих элементов и предотвращает смешение их в процессе ра- 1с . боты опоры в интервале температур от -60 до +100 С.

Подпятники 2 устанавливаются жестко на керамической втулке 4, на концах цилиндрической поверхности которой нанесе15 на резьба. Подпятники 2 и 3 контрятся стопорными гайками 11, установленными на клее. Статор электродвигателя 12, приводящий во вращение ротор 1, установлен в корпусе 10.

Устройство работает следующим обра- ро зом.

При подаче электропитания на статор

12 ротор 1 начинает вращение, которое создает подъемную силу в рабочем зазоре аэродинамической опоры S<. Воздействие на узел аэродинамической опоры широкого интервала температур внешней среды (например, от +100 до-60 C) приводит к расширению или сжатию оси 5.

Втулка 6 создает возможность компенсации этой тепловой деформации, в результате чего керамическая втулка 4, наружная поверхность которой влияет на величину и форму аэродинамического зазора S i, не испытывает воздействия теплового расширения стальной оси 5, коэффициент линейного расширения которой значительно больше, чем у керамической втулки 4. В результате этого керамическая втулка не разрушается, а аэродинамический зазор сохраняет форму и величину, которые необходимы для обеспечения надежной работы аэродинамической опоры.

Кроме того, резьба в центральной части оси 5 и компенсационной втулки 6 создает надежное крепление и предотвращает их взаимное смещение, обеспечивая таким образом стабильное положение центра тяжести узла аэродинамической опоры, что очень важно для обеспечения надежной работы устройства, в которое устанавливается узел аэродинамической опоры.

Фиксация подпятников 2 и 3 стопорной гайкой 11, законтренной с помощью клея, обеспечивает стабильность осевого аэродинамического зазора.

Использование изобретения позволяет существенно повысить надежность, стабильность работы и долговечность узла аэродинамической опоры за счет снижения температурных напряжений в местах соединения деталей опоры в широком интервале температур внешней среды (от -60 до

+100 С), а также обеспечивает стабильность положения центра тяжести узла аэродинамической опоры, что дает возможность резко улучшить характеристики устройств, в которые устанавливаются эти опоры.

Формула изобретения

Узел аэродинамической опоры, содержащий ротор, подпятники, цилиндрическую керамическую втулку, а также стальную ось, отличающийся тем, что, с целью компенсации тепловых деформаций деталей с различным коэффициентом линейного расширения и устранения смещения центра тяжести узла при изменении температуры, он снабжен компенсационной титановой втулкой, закрепленной центральной частью на стальной оси, при этом компенсационная втулка по наружной поверхности выполнена . с выборкой в средней части и двумя симметричными цилиндрическими, расположенными у ее торцов поясками, по которым она закреплена в керамической втулке.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции № 1435687, кл. F 16 С, 1966 (прототип) .

903601

j0

Гр ду

Составитель И. Яковлев

Редактор Н. Егорова Техред А. Бойкас Корректор В. Бутяга

Заказ 71/17 Тираж 797 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и откритий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Узел аэродинамической опоры Узел аэродинамической опоры Узел аэродинамической опоры 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с подшипниками скольжения, предназначенных для работы в агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений, в частности в герметичных химических насосах с магнитной муфтой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам автомобильного сцепления, управляемого вилкой

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к способу и устройству компенсации упругих тепловых деформаций подшипников шпинделей металлообрабатывающих станков. При вращении вала шпинделя осуществляют непрерывное измерение температуры нагрева каждого его подшипника. Корректировку тепловых деформаций подшипников осуществляют при достижении температуры подшипников шпинделя некоторого уровня путем расширения на определенную величину с помощью пьезокерамических элементов ширины осевого паза, выполненного на поверхности отверстия шпинделя. Технический результат заключается в повышении ресурса работы подшипников шпиндельного узла за счет компенсации тепловых смещений шпинделя в процессе его эксплуатации. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх