Устройство для защиты электродвигателя

 

Союз Советскик

Социапистическип

Респубики

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свнд-ву (22)Заявлено 230680 (2!) 2944682/24-07 с присоединениен заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 070282. Бюллетень М S

Дата опубликовании описании 070232 (S1)NL. Кд.

Н 02 Н 7/08

Гасударстщниьй канитет

СССР по делан изабратеиий и открытий (53) УДК 621. 316.. 925 (088. 8) ,Ф: жвМ 4 (72) Автор изобретения

Н.M.Ïîïoâ

М,;1,.1 т 1

Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Известна схема фильтровой защиты типа АФЗ с использованием сдвоенного фильтра токов прямой и обратной последовательности. Схема содержит активно-емкостный фильтр напряжения обратной последовательности, к выходам которого подключен реагирующий орган,. Один из входов фильтра через резистор, а два другие входа

Ф непосредственно соединены со вторичными обмотками трансформаторов, первичные обмотки которых включаются в цепи трансформаторов тока E13 .

Изобретение относится к электро,технике, а точнее к области защиты двигателей и генераторов до 1000 В от несимметричных режимов работы и от повьппения температуры обмотки статора. Оно может быть использовано для защиты генераторов транспортных средств и для защиты трансформаторов со стороны обмотки низкого напряжения.

Недостатком этого устройства является наличие промежуточных трансформаторов, сопротивление которых необходимо согласовывать с сопротивлениями фильтра. Такое устройство не реагирует на повьппение температуры обмоток, например при засорении вентиляционных каналов.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является

1О устройство защиты потребителей электрической энергии, содержащее фильтр напряжения обратной последовательности. В этой схеме активно-емкостный фильтр напряжения обратной после1$ довательности подключен к фазным проводам линии электропередачи и реагирует на несимметрию напряжений l23 .

Недостатком этой схемы является

20 невозможность срабатывания при симметричных перегрузках и при несимметрии токов в фазах, вызванных обрывом внутри обмотки статора электрической машины.

904080

Составитель С.Курбангалиева

Редактор H.Ãðèøàíoâà Техред N. Надь Корректор А.ФеРенц, Заказ 147/41 Тираж 669 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 торых. состоит каждая фаэная обмотка электродвигателя.

Источники информации, принятые so внимание при экспертизе

1. "Электричество", 972, Ф 5, с. !3.

2. Федосеев А.М. Релейная защита электрических систем. М., "Эйергия", 1976, с. 281.

3 904080

Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей устройства.

Поставленная цель достигается тем, что к входам фильтра обратной последовательности подключены три дополнительно введенных резистора, один из которых выполнен термозависимым и имеющим непосредственную связь с обмоткой электродвигателя, !1! причем вторые выводы резисторов соединены с местами соединения двух катушек, из которых состоит каждая фазная обмотка электродвигателя. I$

На чертеже представлена схема устройства.

При обрыве фазы в сети, питающей

Ъашипу, или при обрыве в катушках

6, 11 и 16 резко искажаются напряжения, подведенные к точкам 5, l0 н 15, тогда нарушается симметрия напряжений на входах 3, 8 и 13 фильтра 1 напряжения обратной последовательности, на его выходах появляется напряжение и реагирующий орган

2 срабатывает раньше, чем нагреются обмотки от работы на двух фа- зах. Это увеличивает срок службы двигателя.

Формула изобретения

Устройство для защиты электродвигателя, содержащее фильтр напряжения обратной последовательности, к выходам которого подключен реагирующий элемент, о т л и ч а ю щ е ее я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, к входам фильтра обратной последовательности подключены три дополнительно введенных резистора, один из которьи выполнен термозависимым и имею= . щим непосредственную связь с обмоткой электродвигателя, причем вторые выводы резисторов соединены с местами соединения двух катушек, из коУстройство содержит активно" емкостный фильтр 1 напряжения обратной последовательности, к выходам которого подключен реагирующий орган 2. Первый вход 3 фильтра через резистор 4 соединен с точкой 5, в которой связаны выводы катушек 6 и 7 обмотки первой фазы. Второй вход 8 фильтра через дополнительно введенный резистор 9 соединен с точкой 10„ в которой связаны выводы катушек 11 и !2 обмотки второй фазы. Третий вход 13 фильтра через дополнительно введенный, встроенный в обмотку термодатчик 14 соединен с точкой 15, в которой связаны выводы катушек 16 и 17 обмотки третьей фазы.

Действие устройства рассматривается в четырех состояниях электрической машины: при симметрии питающих напряжений и токов, в случае симметричной перегрузки, при обрыве фазы в электрической сети, питающей

4в машину, при обрыве фазы обмотки машины вблизи нулевой точки.

Сопротивления резисторов 4 и 9 и термодатчика 14 в холодном состоянии выбираются равными по величине, тогда при симметрии питающих напря" жений токи в фазах машины равны, в катушках 6, ii и 16 потери напряжений одинаковы, при этом к точкам

5, !О и 15 будет подведена симметричная система напряжений, на входах

3, 8 и 13 фильтра 1 система напряжений будет симметричной, на выходах фильтра 1 напряжение отсутствует, и реагирующий орган 2 не срабатывает.

В случае симметричной перегрузки машины нагревается термодатчик !4, например позистор, сопротивление его

4 увеличивается, нарушается симметрия напряжений, подведенных к входам

3, 8 и 13 фильтра 1 напряжения обратной последовательности. Реагирующий орган 2 срабатывает и сигнализирует о неисправности или отключает электрическую машину.

При обрыве фазы обмотки машины вблизи нулевой точки, в катушках

7, 12 и 17 электродвигатель работает иа двух фазах. Например, обрыв происходит в катушке 17, при этом ток через катушку 16 не протекает, а в катушках 6 и 11 неповрежденных фаз потеря напряжений увеличится.

3а счет потери напряжений в неповрежденных фазах нарушится симметрия напряжений в точках 5, 10 и 15, тогда исказятся напряжения на входах 3, 8 и 13 фильтра 1. На выходе фильтра 1 появится напряжение, реагирующий орган 2 сработает и подаст сигнал о возникновении неисправности.

Устройство для защиты электродвигателя Устройство для защиты электродвигателя Устройство для защиты электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх