Система зарядки аккумуляторной батареи автомобиля

 

Союз Советсннк

Соцнеянстнчесннк республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К AATRHYV

<щ 906399 (61) Дополнительный к патенту(22) Заявлено 16. 12. 77(21) 2558156/24-07 (23) Приоритет — (32) 18. 12. 76 (33) 53121/76 (33) Великобритания

Опубликовано!15. 02. 82. Бюллетень hh 6

Дата опубликования описания (5l) М. Кл.

Н 02 J 7/24, ф»вударвтвккквФ кюнктвт

СССР ае делан язвбрвтеккй н вткрнткй (53) ДК621.355, .1(088.8) (72) Автор. изобретения

Иностранец

Дзвид Вайли (Великобритания) Инострайная дзирма

"Лукас Индастриз Лимитед"

° (Великобритания} (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к системам зарядки аккумуляторов автомашин. Обычно для зарядки аккумуляторов автомашин используется генератор переменного тока, который регулируется регулятором напряжения в зависимости от напряжения аккумулятора (или напряжения выхода генератора) и изменяет значение тока обмотки генератора, чтобы выдержать требуемый уровень на- 1Е пряжения. Выход генератора выбирается. в зависимости от потребляемой мощности электрической системы авто»ка" 11

Более экономично в некоторых случаях использовать два генератора переменного тока для подзарядки аккумуляторов автомашины, вместо испо- . пьэования большого, более мощного генератора в относительно меныиие 3} периоды времени (2 ).

Однако при регулировании двух параллельных генераторов, если исполь-. зовать два отдельных регулятора напряжения, то трудно добиться их сиик- 35 рониэации, а использование системы регулирования "основной — вспомога-, тельн»й»" затруднено в связи с возможностью выхода из строя одного иэ генераторов.

Цель изобретения — повышение эф"

Фективности процесса заряда.

Для достижения поставленной цели система зарядки аккумуляторной батареи, содержащая комбинацию пары генераторов, каждый из которых имеет выпрямитель и соответствующую обмотку возбуждения, пару регуляторов нанряжения, регулирующих ток возбуждения каждого генератора в соответствии с напряжением на выходе определенного выпрямителя, каждый регулятор напряжения включает цепь датчика напряжения, подсоединенную параллельно выходу выпрямителя, и Цепь периодических переключений, свя заниую с обмоткой возбуждения и предназначенную для возбуждения колеба-. ний между проводящим и непроводящим состояниями, когда напряжение в цепи

90639 датчика превышает определенное значение, и дополнительную электрическую цепь, соединяющую переключающую цепь каждого регулятора напряжения с цепью датчика напряжения другого регулятора, чтобы колебательные переключения одной переключающей цепи вызывали такие же колебательные йербключения другой переключающеу цепи.

При этом датчик напряжения каждо- )0 го регулятора выполнен в виде цепи резисторов, включенной либо между дополнительным выходом выпрямителя и "землей" автомобиля, либо через дополнительный резистор подсоединенной к основному выходу выпрямителя, и через диод к выходной клемме системы, и транзистора, связанного через диод Зенера к одной точке соединения резисторов датчика, а другая точка соединения резисторов датчика нагряжения подключена к дополнительной электрической цепи.

Кроме того, дополнительная цепь выполнена в виде конденсатора.

В каждый регулятор введена цепь обратной связи, выполненная на базе резисторов и конденсатора, и подключенная между цепью переключения и базой транзистора датчика напряжения, 30 причем постоянная времени этой цепи обратной, связи выбирается по величине большей постоянной времени конденсатора дополнительной цепи и соответствующего резистора датчика напряже— ния.

3S

Упомянутый выпрямитель снабжен дополнительным выходом, изолированным. от основного его выхода, а цепь резистора датчика напряжения соединена одним концом с дополнительным выходом

40 выпрямителя, а другим — с заземлением автомобиля.

Один конец цепи резисторов датчика через дополнительный резистор под-. соединен к основному выходу выпрями15 теля, а через диод — к выходной клемме для подключения аккумуляторной батареи.

На фиг. 1 представлена электрическая блок-схема предлагаемой систе- 50 мы; на фиг. 2 — то же, вариант.

На фиг. 1 система зарядки аккумулятора включает два генератора с обмотками статора )0 и 14 и возбуждающими обмотками 2с)и 28. Каждый гене- 55 ратор переменного тока имеет собственный выпрямитель 30, 38 и собственный регулятор напряжения 4а, 48 Выпря9 4 митель 30 включает диоды 5с), образующие мостовой выпрямитель, соединяющий обмотку статора 1 с положительной и отр"цательной шинами бс),7, одна из которых (в данном случае шина 7) может представлять собой шасси автомобиля. Аккумулятор автомашины сое— диняется параллельно шинам бс), 7.

Выпрямитель 3 включает также три дополнительных диода ЯС), которые соединяют обмотку статора )a с дополнительной шиной 9, которая обеспечивает питание для регулятора 4 напряжения и обмотки 2а возбу7 дения, Регулятор 4с) включает цепь датчика напряжения, которая содержит три резистора )Ог), 1)с) и )2c), соединенные последовательно между шинами 9д и 7> диод Зенера 13с), катод которого соединен с соединением резисторов 1!с) и 12с), а его анод соединен с базой транзистора и-р-и !4а, который эмитте îì соединен с шиной 7, резистор

)5a соединяет базу транзистора )4o с шиной 7. Коллектор транзистора 14 с) соединен с базой пары Дарлингтона

160, которая имеет заземленный эмиттер, ее коллектор соединен через обмотку 20 возбуждения и рециркуляционный диод )7с» параллельно с шиной 9д> ее база соединена с шиной 9с) с помощью резистора !8с), который смещает пару Дарлингтона до полной проводимости, когда транзистор 14Q выключен.

Резистор 19с)и конденсатор 20с) соединены последовательно межд коллек— тором пары .Дарлингтона 16с) и базой транзистора 14с), а конденсатор 2!С) соединен между коллектором и базой| транзистора 14с). Ъ

Регулятор напряжения 4с. работает, когда напряжение на шин 9с) превышает определенное значение, при котором диод Зенера 13с) начинает подавать ток на базу транзистора 14а, чтобы транзисторы и их обратные связи обеспечивали периодическое переключение тока в паре Дарлингтона )бО между полной проводимостью и непроводимостью при частоте, определенной резистором !9с) и конденсатором 20 ), за счет экспоненциального роста тока и величины задержки, определяющих характеристики обмотки 20 и диода

)А), при этом коэффициент эаполне— ния импульсного сигнала на переключение изменяется в соответствии с нагрузкой на генератор и скоростью вращения обмотКи возбуждения. Кон906399

30 денсатор 21G сдерживает эмиссию радиочастоты от регулятора. !Пина 9а соединена с помощью лампы 22al с одной стороной включателя 23 зажигания, другая сторона которого соединена 5 с положительным зажимом аккумулятора, так что лампа 224 зажигается, если только переключатель 23 отключен и генератор lс! не вырабатывает выходной сигнал. Ток от лампы про- 10 ходит через обмотку 2q возбуждения и пару Дарлингтона 16с», обеспечивая первоначальный запуск генератора.

Диод Зенера 24а соединен между шинами 9а и 7, чтобы предохранить »5 транзисторы регулятора от импульсов высокого напряжения на шине 9с».

Другой регулятор 4 идентичен описанному.

Два регулятора напряжения пере- 20 крестно связаны ларой конденсаторов 25С!и 256. Конденсатор ?Sa соединен между коллектором пары Дарлингтона 166 регулятора 48 и соединением резисторов 100, 11(М в ре- 25 гуляторе 4»!. Конденсатор ?58 таким. же образом установлен между коллектором пары Дарлингтона 1бс» и соединением резисторов 10В и !1В.

Генераторы не могут точно синхронизироваться до такой степени, чтобы в зависимости от нагрузки напряжение на одной из шин было несколь) ко выше, чем на другой, и генератор, связанный с шиной нижнего напряжения, отдавал меньше тока на аккумулятор и другую нагрузку, чем другой генератор. В результате напряжение на шину 9а может быть таким, что начнется колебател.ное действие регулятора 4с1, в то время как напряжение на шине 9В будет недостаточным для начала колебания регулятора 40. Конденсатор 258, однако, вызывает подъем45 напряжения у соединений резисторов

108 и 118, когда пара Дарлингтона

16С! выключается и, таким образом, вызывается включение транзистора 144, выключая пару 16 6 как обычно. Таким же образом, когда пара 160 включается снова, напряжение в соединении резисторов 10б, 114 падает и заставляет пару 164 включаться снова. Две пары 16О и 164 включаются и выключа55 ются, таким образом в фазе и достигается необходимое регулирование, а нагрузка распределяется равномерно между генераторами.

Данное расположение позволяет полностью избежать повреждений. которые могут вызвать выход иэ строя зарядной системы с одним генератором.

Такая система может в некоторых случаях продолжать работу и обеспечить меньший выходной сигнал, когда любой из генераторов перестанет работать.

Отличие фиг. и 2 состоит в том, что резисторы 18О, 188 не соединены с шинами 9о и 9В, а с помощью чувствительных к напряжению тоководов 26с» и 268 соединены с положительным зажимом аккумулятора. Резисторы 10g

10В ие соединены с шинами 9с», 9В, а с помощью диодов 27г», 274 соединены с клеммами 26, 268. Дополнительные резисторы 28с1и 28В соединены с точкой соединения диодов 270 и 276 н резисторов 1ОО и 1ОВ и с шинами 60, 64 соответственно.

Обычно напряжение аккумулятора определяет "остояние регуляторов напряжения, но если клеммы Ьс»или 68 оборвутся или отсоединятся, регуляторы будут управляться напряжением на шинах 260 или 268, а точка настройки испорченного регулятора несколько поднимается в таких условиях. При наличии перекрестной связи обе клеммы бс», бВ необходимо снять до того, как такое увеличение точки настройки произойдет.

При точной работе импульс перекрестной связи через конденсатор

25а в обоих случаях короче, чем им-, пульс ббратной связи через конденсатор 20< . В этом случае постоянная времени конденса гора 75Q с резистором 10с короче, чем у конденсатора

20с1 с резистором l .

Формула изобретения

1. Система зарядки аккумуляторной батареи автомобиля, содержащая два генератора переменного тока, каждый иэ которых имеет выпрямитель и связанную с ним обмотку возбуждения, два регулятора напряжения, к выходу которых подсоединены соответствующие обмотки возбуждения, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности, каждый регулятор напряжения включает цепь датчика напряжения, подсоединенную параллельно выходу выпрямителя, цепь периодических переключений, связанную с обмоткой

7 9063 возбуждения, и дополнительную электрическую цепь, соединяющую цепь переключения каждого регулятора напряжения с цепью датчика напряжения друдругого регулятора. S

2. Система по и. 1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что датчик напряжения каждого регулятора выполнен в виде цепи резисторов и транзисторов, подключенного через диод Зенера к од- t0 ной,точке соединения резисторов датчика, причем дополнительная электрическая цепь подкачена к другой точке соединения указанных резисторов.

3. Система по п. 2, о т л и ч а- t5 ю щ а я с я тем, что каждая дополнительная электрическая цепь выполнена . в виде конденсатора.

4. Система по п. 3, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что в каждый регу- 20 лятор введена цепь обратной связи, выполненная иа базе резисторов и конденсатора и подключенная между цепью переключения и базой транзистора датчика напряжения, причем пос- 25 тоянная времени цепи обратной свя99 8 зи выбирается по величине большем, чем постоянная времени конденсатора дополнительной цепи и соответствующего резистора датчика напряжения.

5. Система по и. 3, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что выпрямитель снабжен дополнительным выходом, изолированным от основного, а цепь резисторов датчика напряжения соединена одним концом с дополнительным выходом выпрямителя, а другим — с заземлением автомобилФ.

6.Система по и. 5, о т л и ч а— ю щ а я с я тем что один конец цепи резисторов датчика через дополнительный резистор подсоединен к основному выходу выпрямителя, а через диод — к выходной клемме для подключения аккумуляторной батареи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Заявка Франции - 2152587, кл. Н 02 3 7/00, 1973,, 2. Заявка ФРГ Р 2347648 кл. Н 02 1 7/24, 1974.

906399

3 / р д

ВНИИПИ Государственного. комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москвад К-35 Раушская наб. g. 4 5

Филиал ППП "Патент" . r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель И. Найдина

Реаактов М. Келемеш Техоед М. Рейвес Корректор М. Пожо аказ 427 78 Ти аж 669 Ло писное

Система зарядки аккумуляторной батареи автомобиля Система зарядки аккумуляторной батареи автомобиля Система зарядки аккумуляторной батареи автомобиля Система зарядки аккумуляторной батареи автомобиля Система зарядки аккумуляторной батареи автомобиля Система зарядки аккумуляторной батареи автомобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и касается зарядов аккумуляторных батарей

Изобретение относится к вспомогательному электрооборудованию тепловозов

Изобретение относится к системам зарядки аккумуляторной батареи от электрических генераторов, вращающихся с переменной скоростью, преимущественно автомобильных

Изобретение относится к системам зарядки аккумуляторной батареи от электрических генераторов, вращающихся с переменной скоростью, преимущественно автомобильных

Изобретение относится к электро технической промьппленности, в частности , к системам электроснабжения автомобилей и сельскохозяйственных машин с дизельными двигателями.Цель изобретения - повышение надежности и увеличение срока службы аккумуля-

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам электроснабжения транспортных средств

Изобретение относится к системам зарядки аккумуляторных батарей гибридных транспортных средств. Технический результат - обеспечение возможности отключения зарядки аккумулятора при работе двигателя внутреннего сгорания. Для обеспечения зарядки аккумуляторной батареи гибридного транспортного средства перед поездкой предусмотрен управляемый пользователем переключатель, позволяющий двигателю приводить в действие генератор для зарядки аккумуляторной батареи, когда транспортное средство запарковано. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств с питанием от собственных источников энергоснабжения. Источник автономного электропитания содержит связанные между собой аккумуляторную батарею, генератор переменного тока с выпрямляющим устройством, тяговый электродвигатель с блоком управления и транзистор с источником питания. Вал генератора механически связан с валом тягового электродвигателя. Выход выпрямляющего устройства соединен с входом транзистора, а выход транзистора замкнут на аккумуляторную батарею. Технический результат заключается в том, что подзарядка аккумуляторной батареи происходит на всех рабочих нагрузках тягового электродвигателя электрического транспортного средства. 3 з. п. ф-лы, 1 ил.
Наверх