Поливная машина

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВйДЕТЕЛЬСТВУ

906450 (6I ) Дополнительное к авт. свнд-ву (22)Заявлено 13.09.77 (2l) 2525163/30-15 с присоединением заявки № (5t)M. Кл.

А 01 Q 25/02

3Ъоударстеенный комитет

СССР (23) Приоритет оо делам нзоеретеннй н открытий

Опубликовано 23. 02. 82 Бюллетень № 7 о

Дата опубликования описания 25.02.82 (53) УДК 631.347, .1 (088.8) (72) Авторы изобретения

А.A. Таттибаев и Н. Ю. Креккер

Казахский научно-исследовательский институт в диого хозяйства (7l) Заявитель (54) ПОЛИВНАЯ МАШИНА

Изобретение относится к сельскому хозяйству и предназначено для проведения поверхностного полива сельскохозяйственных культур.

Известна поливная машина, содержащая платформу с гидроприводом, навешен5 ную на транспортное средство, приводную тележку, содержащую ходовые колеса и барабан с поливным шлангом, привод в виде тросовой и цепной передачи f17.

Недостатком известной поливной ма10 шины является перемещение ее тележки с барабанами по консольным фермам. При этом для увеличения длины поливного шланга необходимо увеличивать на эту

15 величину и длину консольных ферм машины. Это приведет к увеличению габаритных размеров и веса поливной машины, уменьшению маневренности в транспортном положении.

Целью изобретения является увеличение длины раскладываемого поливного шланга, повышение маневренности и уменьшение габаритных размеров машины.

Поставленная цель достигается тем, что в поливной машине, имеющей платформу с гидроприводом, навешенную на транспортное средство, приводную тележку, содержащую ходовые колеса и барабан с по,ливным шлангом, привод в виде тросовой и цепной передачи, тележка снабжена приводным роликом, связанным с ее ходовыми колесами передачей с передаточным отношением больше единицы, а транспорт ное средство снабжено двумя тяговыми катушками, которые при помощи тросовой передачи связаны с приводным роликом тележки.

На фиг. 1 изображена поливная машина в транспортном положении; на фиг. 2— то же, при раскладке поливного шланга; на фиг. 3 — приводная тележка поливной машины, вид сбоку; на фиг. 4 — то же, вид в плане; на фиг. 5 — взаимодействие элементов привода тележки в процессе раскладки поливного шланга; на фиг. 6— то же, в процессе возвращения тележки с пустым барабаном в исходное положение

3 9064 на фиг. 7 — то же„в процессе сборки машиной поливного шланга; на фиг. 8— то же, в процессе возвращения тележки с намотанным шлангом на барабане в исходное положение. 5

Поливная машина включает транспортное средство 3., на котором навешена платформа 2 для транспортировки приводной тележки 3.

Приводная тележка состоит из рамы

4, ведомых валов 5 и 6 с колесами 7 и звездочкой 8, ведущего вала 9, имеющего винтовую резьбу 10, на которой посажена первая половина 11 расцепной муфты и с жестко вмонтированным на ней 5 роликом 12. Последний при помоши охватывающего его троса 13, верхний конец которого соединен с большой катушкой

14, а нижний — с малой катушкой 15, имеюшими по два намоточно-размоточных 20 ручья, сообщен с силовым приводом 16 транспортного средства. Левая половина

17 расцепной муфты снабжена шпонкой

38, втулкой 19, пружиной 20 и через обгонну-ю муфту 23 соединена с бараба- 25 ном 22, который имеет свободу врашения в обе стороны по оси вала и выполнен быстросъемным с последнего. Звездочка 23 жестко закреплена на ведушем валу и соединена со звездочной 8 цепью 30

24. Рычажной фиксатор 25 установлен на раме тележки. Гибкий поливной шланг

26 раскладывается и собирается с одного и того >ке конца, с которым подсоединяется к водовыпуску 27.

Работа поливной машины состоит в следующе м.

Поливная машина подъезжает к водоисточнику, например к подземному водоспуску 27, и опускает платформу 2 с те- лежками 3 на почву. При этом весь трос

13 намотан на катушку 14, катушка 15 свободна, Взаимное расположение левой

Р половины 17 расцепной муфты с ее правой половиной ll и со втулкой 19 нахо- 45 дится в таком порядке, как это показано на фиг. 8, т.е. правая половина расцепной муфты 11 с роликом 12 занимает крайнее правое положение по оси вала 9 относительно резьбовой части 10 последне50 го. Рычажной фиксатор 25 отпушен и левая половина 17 расцепной муфты такие занимает крайнее правое положение под действием отталкиваюшей силы пружины

20. 55

Для раскладки поливных шлангов 26 оператор подсоединяет концы их к водо выпуску 27, переводит рычажной фикса50 4 тор 25 в застопоренное положение. При этом левая половина 17 расцепной муфты занимает левое крайнее положение. Затем включается силовой привод малой катушки

15, которая, врашаясь против часовой стрелки, тянет нижние ветви тросов 13, наматывая их на себя, а большая катушка 14, свободно врашаясь по часовой стрелке, отпускает верхние ветви тросов 13, По длине полуокружности ролика 12, к которой прилегает трос 13, имеются прижимные приспособления, прижимаюшие трос к ролику для создания трения между ними (на чертежах это устройство не показано). Под действием силы трения ролик 12 (фиг. 3), врашаясь против часовой стрелки (на левой тележке фиг. 3), от крайнего правого положения (фиг. 8) по резьбе переходит к левому крайнему положению (фиг. 5) и связь его с валом 9 становится жесткой, в результате чего начинает вращаться также и вал 9 против часовой стрелки. Вращение его через звездочку 23, цепь 24, звездочку Ы (фиг. 4) передается через ведомый вал 5 колесам 7.

Передаточное отношение между роликом

12 и колесами .7 принимается больше о единицы, поэтому усилие, врашаюшее колеса, соответственно будет больше силы натяжения нижней ветви троса 13 и за счет сцепляюшей силы колес о почву тележка приобретает перемещение вперед в направлении от транспортного средства.

По мере перемешения тележки вперед часть ветви троса 13, разматываемого катушкои 14, протягивается вслед по длине гона, а часть ее наматывается на .катушку 15. Одновременно, под воздейЪ ствием натягиваемого усилия, поливной шланг 26 (фиг. 3 сплошная линия) начинает раскладываться по трассе движения тележки, при этом барабан 22, обгонная муфта 21, втулка 19 и левая половина

17 расцепной муфты вращаются на валу

9 по часовой стрелке. По движению длины гона, равной длине поливного шланга, конец последнего (конец шланга закрыт) свободно сходит с барабана на почву и шланг полностью разложен. После этого оператор переключает силовой привод 16 (фиг. 4) на катушку 14. При этом последняя, врашаясь против часовой стрелки, тянет верхнюю ветвь троса (фиг. 3). Одновременно с этим ролик 12 совместно с правой половиной расцепной муфты 1 l, вращаясь по часовой стрелке, переходит в крайнее правое положение по винтовой

5 О06 > резьбе 10 вала 9 (фиг. 6) и соединяется с последним жестко. При этом врашение его по часовой стрелке передается колесам тележки таким же образом, как описывалось ранее. Тележка двигается назад к транспортному средству с пустым барабаном 22, который установлен на валу без вращения под действием стопорящего усилия фиксатора 25.

По достижению тележкой транспорт- 10 ного средства весь трос наматывается на катушку 14, а катушка 15 пустая. Тележка въезжает нв платформу 2, которая приподнимает ее посредством имеющегося гид.ропривода в транспортное положение для перевозки к следующему водовыпуску.

Для этого, подъехав к очередному водовыпуску, опускают платформу, снимают пустые Варабаны и вставляют барабаны со шлангами. Далее процесс раскладки шлангов повторяется.

По окончании раскладки поливных шлангов на всех водовыпусках поливная машина с пустыми барабанами направляется на те участки поля, где завершен полив

?5 и необходимо произвести сборку поливных шлангов. При этом оператор отсоеди няет концы шлангов 26 (фиг. 2) от водовыпуска 27 и закрепляет их на барабане тележки. В это время взаимное расположение левой половины 17 и правой

11 половины расцепной муфты и рычажного фиксатора 25 находятся, как это . показано на фиг. 6, — правая половина расцепн >й муфты 11 занимает крайнее правое положение, а левая — крайнее левое положение. Затем оператор отпускает фиксатор 25, переводя тем самым левую половину 17 расцепной муфты в крайнее правое положение (фиг. 7).. Включается силовой привод 16 на катушку 15, растягивается нижняя ветвь троса, крутится ролик 12 с муфтой 11, переходя по винтовой резьбе 10 в левое крайнее

O 45 положение, и происходит сцепление двух половин муфг (фиг. 7). В результате этого барабан 22 вращается совместно с валом против часовой стрелки, наматывая поливной шланг 26 (фиг. 3, пунктирная линия). В процессе сборки поливного шланга последний найатывается на барабан с предварительным натягом, что обеспечивается выбором намоточного диаметра барабана, скорости вращения его и снабжением барабана обгонной муфтой

21 (фиг. 5, 8).

По достижению гона поливной шланг

26 (фиг. 3, пунктирная линия) полностью

50 6 наматывается на барабан 22, а длина троса распределяетс по длине гона и на катушке 15 так, как при раскладке шланга.

Для возвращения тележки в исходное полож ние к силовому приводу 16 подключается катушка 14 (фиг. 4). Натягивается верхняя ветвь троса, ролик l2 совместно с правой половиной муфгы 1 1, вращаясь по часовой стрелке, переходит ло винтовой резьбе 10 вала 9 с крайнего левого положения в крайнее правое положение, отпепляясь от левой половины 17 муфты (фиг. 6). В дальнейшем, жестко соединяясь с валом, ролик вращается совместно,с ним по часовой стрелке. Тележка двигается к транспорт- ному средству с намотанным на барабан шлангом, при этом барабан 22 и соединенные с ним муфты 21 и 17 установлены свободно на валу и не вращаются.

Когда тележка достигает транспортного средства, весь трос наматывается на катушку 14 и она наезжает на платформу 2.

Посредством гидросистемы поднимается платформа и поливная машина принимает транспортное положение.

При использовании поливной ма пины на участках хозяйства с открытыми оросителями машину снабжают водоразборным устройством и производят смену местами тележек, т.е. левая тележка с.ведущим валом с левой резьбой станет правой тележкой, а правая тележка — левой. Такая смена местами тележек необходима для осушествления процесса сборки поливных шлангов с удаленного их конца от транспортного средства сразу. же по окончании полива при возвращении тележек к транспортному средству.

Работа поливной машины происходит при этом следующим образом.

Машина подъезжает к оросительному каналу на участке, нуждающемуся в поливе, и опускается платформа с тележками.

Поливные шланги на барабанах (фиг. 7, пунктирная линия} одним концом через тройник соединяются с нагнетаюшеЬ частью насоса и другим заглушенным концом - с барабаном. Фиксатор 25 находится только в опущенном положении (фиг. 7, 8), а левая половина 17 распепной муфтыв правом крайнем положении под действием усилия пружины 20. При этом весь трос машины намотан на большую катушку 14, малая катушка 15 свободна. Приводной ролик

12 совместно с правой половиной муфты

11 находится в крайнем леном положе90! )1

7 нип относительно резьбовой части 10 ведущего вала 9 (фиг. 7) и находится в зацепленном состоянии с левой половиной расцепной муфты. Приводится во вращение малая катушка машины, которая, наматывая на себя трос, тянет нижнюю ватвь троса. При этом приводной ролик

12 с правой половиной расцепной муфты, вра|цаясь против часовой стрелки, отцепляется от левой половины расцепной муф- 1р ты и принимает положение, показанное на фиг. 8. Дальнейший процесс перемешения телемсек происходит аналогично процессу раскладки шлангов при работе машины на участках с закрытой трубопро водной сетью. По достижению тележками

I длины гонов силовой привод машины на малой тяговой катушке отключается, при этом концы шлангов держатся на барабанах. После этого оператор опускает в канал водоразборную часть машины и производит подачу воды насосом в поливные шланги. По окончании полива включается силовой привод большой тяго-, вой катушки 14 (фиг. 3), которая наматы-2s вает на себя верхнюю ветвь троса 13 и рашает приводные ролики тележек. При атом правые половины расцепных муфт, занимая крайние левые положения относительно резьбовой части ведущих валов, зО соединяются с последними жестко и одно.временно производится сцепление с левыми половинами муфт. Тележки приобретают возвратные перемещения, а барабаны— вращательное движение, осуществляя сбор, ) 0 8 ку поливньlx шлангов. Достигнув транспортного средства, тележки въезжают на платформы 2, которые затем поднимаются в транспортное положение, а водоразборная часть машины отсоединяется от источника.

Использование изобретения позволит у-меньшить габаритные размеры машины, снизить металлоемкость и повысить маневренность ее.

Формула изобретения

Поливная машина, имеющая платформу с гидроприводом, навешенную на транспортное средство, приводную тележку, содержащую ходовые колеса и барабан с поливным шлангом, привод в виде тросовой и цепной передачи, о т л и ч а ю— ш а я с я тем, что, с целью увеличения длины раскладываемого поливного шланга, повышения маневренности и уменьшения габаритных размеров, тележка снабжена приводным роликом, связанным с ее ходовыми колесами передачей с передаточным отношением больше единицы, а транспортное средство снабжено двумя тяговыми катушками, которые при помощи тросовой передачи связаны с приводным роликом тележки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Л". 301135, кл. А 01 Gj 25/02, 1968. (прототип).

7 пО6450

Составитель Ю. Гусев

Редактор С. Патрушева Техред С. Мигунова Корректор Е. мошко

Заказ 431/3 Тираж 698 Подписное

ВНИИПИ Государственног комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Ф» и и л

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Поливная машина Поливная машина Поливная машина Поливная машина Поливная машина Поливная машина 

 

Похожие патенты:

Канал // 904599

Лизиметр // 899015

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к механизации полива, и может быть использовано для орошения сельскохозяйственных культур путем дискретной подачи воды в очаги увлажнения

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к механизации полива, и может быть использовано для орошения сельскохозяйственных культур путем дискретной подачи воды в очаги увлажнения

Изобретение относится к устройству регулируемого ограничителя расхода

Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано в орошаемом земледелии

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к орошению сельскохозяйственных культур, и может быть использовано в мостовых машинах фронтального действия, осуществляющих приповерхностное дождевание на постоянной высоте в пределах 0,1-0,6 м от земли

Изобретение относится к сельскому хозяйству и предназначено для орошаемого земледелия

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к технике орошения, и предназначено для создания мостовых машин фронтального действия, осуществляющих приповерхностное дождевание всех сельскохозяйственных культур, преимущественно при первом приживочном поливе высадок рассадных растений при их механизированной посадке посредством рассадопосадочных агрегатов

Изобретение относится к устройствам для капельного орошения при выращивании культур в растениеводстве и огородном хозяйстве
Наверх