Стрелочный указатель

 

I (72) Авторы изобретения (.В.С.Любарский, 0.Б.Невский и B.A.4òðîôàíîe ( (71) Заявнтель (54) СТРЕЛОЧНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Изобретение относится к приборо строению и может быть использовано, для индикации измеряемых параметров, например удельного расхода горючего транспортным средством.

По основному авт.св. It 437910 известно устройство, содержащее циферблат со шкалой и подвижную относительно нее стрелку, указывающую величину измеряемого параметра gl

Недостатком указанного устройства является его низкая информативность, бусловленная воэможностью индицирования одного параметра.

Цель изобретения - повышение ин"

l5 формативности с сохранением удобства отсчета индицируемых параметров.

Укаэанная цель достигается тем, что в стрелочном указателе на оси стрелки установлен с возможностью вращения сектор с дополнительной шкалой и двумя закрепленными на его краях ограничителями, при этом стрелка расположена между указанными огра"

2 ничителями и снабжена закрепленным на ней индексом отсчета по дополнительной шкале.

На фиг. 1 изображен стрелочный указатель с блок-схемой его управления для варианта индицирования удельного расхода горючего транспортным средством; на фиг. 2 - сечение А-А на Фиг. l.

Устройство в указанном варианте исполнения содержит циферблат 1 со шкалой 2, например, удельного расхода горючего и стрелкой 3, при этом левая часть шкалы градуирована в еди" ницах измерения временного расхода горючего (кг/ч), а правая - в едини-. цах расхода горючего на единицу пути (кг/км). На оси стрелки подвижно смонтирован сектор 4 с дополнительной шкалой 5 значений стоимости. С каждой стороны сектора 4 закреплены ограничители 6, связывающие его стрелкой при движении ее в ту или иную сторону.

3 9095

На стрелке 3 закреплен индекс 7 отсчета значений стоимости па шкале 5. ..Предлагаемое устройство может быть подключено к схеме 8 управления; состоящей, например, из расходомера 9 и измерителя 10 скорости, электрически соединенных через коммута тор 11 с делителем (величины расхода горючего на скорость движения транспор- te та)12.Коммутатор 11 через сопротивление 13 и делитель 12 соединен с приводом (не показан) стрелки 3, 1

Устройство работает следующим образом. 35

При стоянке транспортного средства с работающим двигателем стрелка 3 находится в лев9й части шкалы 2. В случае перемещения она увлекает сектор 4 путем давления на один из.ограничителей 6. При начале движения автомобиля расход горючего увеличивается и стрелка 3 перемещается в правую часть шкалы 2, при этом она толкает ограничитель 6 с правой сто- д роны и увлекает весь сектор 4 за собой. После разгона автомобиля водитель подбирает такой скоростной режим и.соотношение передач, при котором стрелка 3 перестает перемещать сектор 4 в стррону, противоположную движению часовой стрелки. Далее в зависимости от критерия оптимизации водитель подбирает, увеличивая скорость, требуемый показатель стоимости индексом 7. При этом показатель стоимости характеризует собой относительную величину стоимости эксплуатации транспортноro средства и позволяет выбрать водителю такой режим движе- 4 ния, при котором достигается наибольшая экономическая эффективность поездки. Показатель стоимости, при котором затраты на движение транспорт-: ного средства оказываются минимальными для каждого конкретного типа автомобиля, является постоянной величиной при одних и тех же исходных расчетных значений стоимости горючего и эксплуатации материальной части.

После установки с помснцью индек50 са 7 и шкалы 5 требуемого показате. ля стоимости или минимального километрового расхода горючего водитель поддерживает этот режим при дальней70 4 шем движении до смены внешних условий.

В любой момент движения водитель, взглянув на циферблат 1, видит тенденцию изменения положения стрелки 3 в зависимости от скорости движения автомобиля и характера его движения (в какой ограничитель 6 правый или левый упирается стрелка 3).

Водитель для экономии горючего подбирает наиболее оптимальную скорость.

Устройство позволяет обеспечить благоприятные условия для повышения безопасности движения автотранспорта в результате стремления водителей выдерживать оптимальные скорости движения (около 60 км/ч для легковых автомобилей} и снизить расход горючего на транспортное средство около 25, а также дает возможность водителю, исходя из условий эксплуатации, подобрать наиболее оптимальный режим (передача, скорость и др.), т.е. следовать с минимальной стоимостью километра пути или минимальным километровым расходом топлива при его дефиците на трассе.

Таким образом, введение в предлагаемое устройство поворотного сектора с дополнительной шкалой и индекса, закрепленного на стрелке, позволяет повысить информативность при индицировании измеряемых параметров с сохранением удобства их отсчета.

Формула изобретения

Стрелочный указатель по авт.св. 437910, отличающийся тем, что, с целью повышения информативности и удобства отсчета индицируемых параметров, на оси стрелки установлен с воэможностью вращения сектор с дополнительной шкалой и двумя закрепленными на его краях ограничителями, при этом стрелка расположена между указанными ограничителями и снабжена эакр пленным на ней индексом отсчета по дополнительной шкале.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1; Авторское свидетельство СССР

N 437910, кл. G 01 D 13/04, 27.04.72,

Стрелочный указатель Стрелочный указатель Стрелочный указатель 

 

Похожие патенты:
Наверх