Электронный тахометр

 

Сеюэ Советски к

Сеимвлмстичесиих

Республик

ОП ИСАНИЙ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТИЛЬСТВУ (tii909638 (61) Дополнительное к авт. саид-ау (2 )Заявлено 16.06.80 (2! ) 2940113/18-10 с присоединением заяви» М (И)М. Кл.

601 P 3/489

РЮмрствсккый кемктвт

CCCP йй авлаи кзабрвтений и еткрвпкк.(23) Приоритет

Опубликовано 28,02,82. Бюллетень М 8

Дата опубликеваиия описания 28.02.82 (53) ЙК621.317. .39:531.77 1 (088.8) (72) Авторы изобретения.В. Р, Трифонов> и С. 1Н. Мотохов

Ярославский филиал центрального опытно-конс укторского и технологического бюро Госуцарственного в оюэного орцена

Труцового Красного Знамени научно-исслецовммцгкого-института ." ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (7l) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОННЫЙ TAXOMETP

Наиболее близким к прецлагаемому является электронный тахометр, который соцержит импульсный тахогенератор, со I ейннеиный через ключ со счетчиком, выхоц которого поцключен к блоку инцнкации, и генератор эталонной частоты, соециненный через целитель с блоком уп20 равления, оцин нэ выхоаов которого поцключен к второму вхоцу ключа (21.

Heaocò8òêîM указанного устройства является увеличение относительной not

Изобретение относится к измеритель-, ной технике и может найти применение в системах стабилизации и измерения частоты вращения.

Известен цифровой измеритель угловой скорости, основанный на поцсчете числа импульсов эталонной частоты за число периоцов угловой скорости,; выбранное с учетом текущего значения угловой скорости Я

Оцнако цанный измеритель имеет слож-

«1й ную схему, что снижает его нацежность. решности при уменьшении частоты вращенияя.

llewь изобретения - увеличение точности измерения частоты вращения без увеличения разряцности электронного тахометра.

Поставленная цель цостигается тем, что в электронный тахометр ввецены аифференцирующий элемент и триггер, а ключ снабжен третьим.вхоцом, при этом первый вхоц триггера через цифференцируюший элемент соецинен с выхоцом импуа сного тахогенератора, второй вхоц - с выхоцом блока управления, à BbKonbl триггера поцключены к третьему вхоцу ключа и к вхоцу установки нуля целителя частотыы.

На фиг. 1 показана схема apennatse мого чстройства; на фиг. 2 - временные циаграммы работы устройства.

Электронный тахометр соцержит импульсный тахогенератор 1, состоящий иэ цатчика 2 и выхоцного триггера 3, цифференцируюший эл мент 4, цополнительный

3 90 триггер 5, ключ 6, счетчик 7, блок 8 индикации, состоящий из регистра 9 памяти, аелпфратора10 и индикатора 11, кварцевый генератор 12 эталонной частоты, целитель 13 частоты и блок . 14 управления.

Счетчик 7 соединен с выходом импульсного тахогенераторв 1 через ключ

6, управляющие входы которого поаключены к выхоаам цополнительного триггера 5 и блока 14 управления. Первый ъхоп цополнительного триггера 5 соединен с выходным триггером 3 импульсноГ го тахогенераторв 1 через аифференцируюший элемент 4, второй вхоц поцключен к блоку 14 управления. Второй вход аополннтельного триггера 5 соецинен со вхоцом установки нуля целителя 13 чвсготы. Блок 14 управления соединен со входом Перепись регистра 9 памяти

М и входом установки нуля счетчика 7.

Устройство работает следующим образом.

При вращении вала импульсного тахогенератора 1 частота сигнала датчика 2 целится иа пва выхоциым триггером 3 с целью получения меанара (фиг. 2А).

Цикл измерения частоты Йрашения начинаегся с запуска дополнительного григ гера 5 через пифференцируюший элемент

4 запним фронтом импульса с триггера 3 (фиг. 2 А). Триггер 5 включается, снимает запрещенный сигнал со вхоца установки в нуль целителя 13 и открывает ключ 6, Импульсы с триггера 3 через ключ 6 начинают поступать на вхоц счетчика 7 (фиг, 2А), а импульсы эталонной частоты поступают на вхоц блока

14 управления, начинается отсчет времени измерения Т„. По окончании врем ни измерения блок 14 управления поаает запрещающий потенциал нв вхоа ключа 6 (фиг. 2 ), счет импульсов твхогеиератора 1 заканчивается. При соответствующем выборе аискрегности тахогенератора 1 и времени измеренияТи коц в счетчике 7 численно равен частоте вращения в об/мин. Затем из блока 14 управления поступает импульс переноса (фиг.2С), коц ..счетчика 7 переписывает« ся в регистр 9 памяти и, пройдя через дешифратор 10, отображает на индикаторах 11 значение частоты измерения.

По окончании импульса переноса из бло- ка 14 управления поступает импульс сброса (фиг. 2 ) и счетчик 7 уствнвв« ливается в нудь. По эвцнему фронту

55

38 ф импульса сброса дополнительный триггер

5 выключается сигналом с выхоца блока управления (фиг. 2Д). Запрещающий сигнал нв выходе ключа 6 от блока 14 управления (фиг. 23) снимается, но появлятся запрещающий сигнал от аополнительного триггера 5 (фиг. 2Е). При. включении послеанего сбрасываются и учерживвются в нуле триггеры аелителя

13 частоты, а в триггерах блока управления фиксируется коц, соответствующий началу нового цикла измерения. Новый цикл измерения начинается по заднему фронту импульса с триггера 3.

Ввиду того, что отсчет времени измеренияТи начинается с началом периоаа выходного сигнала тахогеиерагора 1, в коце счетчика 7 отсутствует погрешность от попсчета первого импульса, а погрешность от подсчета послецнего импульса при окончании времени измерения не превыйает половины периоаа сигнала тахогенератора, поэтому коц в счетчике 7 отличается ог действительного значения скорости максимум на 0,5 об/мин.

Таким образом, точность измерения частоты вращения увеличена примерно вдвое без увеличения числа разрядов тахометра.

Формула изобретения

Электронный тахометр, содержащий импульсный тахо генерв тор, соеанненный через ключ со счетчиком, ebmoa которого поцключен к блоку индикации, и генератор эталонной частоты, соединенный через целитель частоты с блоком управления, одни нз выхоаов которого подключен к второму вхоау ключа, о т л и- ч в юш и и с я тем, что, с целью повышения точности измерения, в него ввеаены пиф ференцируюший элемент и триггер, а ключ снабжен третьим вхоцом, при этом первый ьхоа триггера через аифференцируюший элемент соединен с выходом импульсного твхогенервтора, второй вхоас выхоцом блока управления, а выходы триггера поцклочены к третьему вхоцу ключа и к вхоцу установки нуля цегигеля частоты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 538297, кл. G01 P 3/48, 1975 °

2. 6огорвц Г. 3. Цифровые регуляторы и измерители скорости. M., Энергия, 1966, с. 65 (прототип).

9096 38

Составитеж В. Киселев

Реаактор В. Пилипенко Техреп М. Рейвес Ксрректор М. Демчик

Заказ 886/69 Тираж 883 Поаписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по аелам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж35, Раушская наб., a. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Прмктная, 4

Электронный тахометр Электронный тахометр Электронный тахометр 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники

Изобретение относится к области измерительной техники

Изобретение относится к высокоточному измерению угла поворота и, в частности, к тестированию функционирования вращающихся машин для получения характеристики “скорость – время” или ее функции

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и автоматике и может быть использовано в системах автоматического управления и контроля различных объектов повышенного быстродействия

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля частоты вращения рабочего колеса турбины
Наверх