Устройство для возбуждения бесщеточной синхронной машины

 

ОПИСАНИЕ< 917287

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскик

Соцкапистическик

Рес убп

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (63) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 25. 06. 79 (2! ) 2782690/24-07 с присоединением заявки М (51)М. Кл.

Н 02 P 1/50

Н 02 P 9/08

Гасударственный кемнтет

СССР

R0 делам изобретений н аткрыткй (2З) Приоритет (53) УДК 621.

;316.7(088.8) Опубликовано 30. 03. 82 ° Бюллетень Ме

Дата опубликования описания 30 . 03 . 82 (72) Автор изобретения

Ю.А. Бирюков (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ БЕСЩЕТОЧНОЙ

СИНХРОННОЙ МАШИНЫ!

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах для возбуждения бесщеточных синхронных электрических машин, в частности двигателей, компенсаторов при пуске и ресинхронизации последних и бесщеточных генераторов при самосинхронизации.

Известны устройства для возбуждения синхронных электрических машин, .

so содержащие источник постоянного тока для питания обмотки возбуждения электрической машины, элементы- управления подачей возбуждения в функции тока статора или времени пуска и регулятор тока возбуждения Pl).

Недостатком этих устройств является то, что они не обеспечивают минимальное время синхронизации и .выбор момента подачи возбуждения. Этб приводит к значительным колебаниям тока.

Известны также устройства для возбуждения синхронных электрических машин, в которых подача возбуждения осуществляется в функции скольжения,, что позволяет более точно осуществить синхронизацйю Р23.

Однако применение этих устройств для возбуждения бесщеточных синхронных электрических машин, где отсутствует возможность непосредственного измерения тока ротора, невозможно.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для возбуждения бесщеточной синхронной машины, содержащее возбудитель переменного тока, якорная цепь которого через выпрямитель подключена к обмотке возбуждения синхронной машины, силовой орган управления, подключенный к якорной цепи синхронной машины, пуско-защитную цепь, подключенную параллельно обмотке возбуждения синхронной машины, и схему подачи возбуждения, включающую последовательно соединенные между собой преобразователь сигнала, усилитель, блок синхронизации и исполнительный орган, блок сброса, выход которого подключен к одному из входов исполнительного органа, а вход блока сброса подключен к одному из выходов исполнительного органа, источник питания обмотки возбуждения возбудителя и внешний узел управления и защиты С33.

Недостатком этого устройства является наличие электрической связи между силовой частью источника питания. обмотки возбуждения и измерительным органом схемы подачи возбуждения. Наведенные в обмотке возбуждения возбудителя ЗДС могут достигать

ro, в устройство введен дополнительный блок защиты от перенапряжения, включенный параллельно обмотке возбуждения возбудителя, а выпрямитель выполнен по мостовой схеме соединения вентилей, пуско-защитная цепь выполнена на тиристорах, подключенных к двум фазам якорной цепи возбудителя.

На фиг, 1 представлена блок-схема устройства для возбуждения бесщеточ7287 4 тельный вход блока сброса подключен к выходу внешнего узла управления и защиты, дополнительный выход блока сброса соединен с управляющим входом

5 силового органа управления. Кроме то20

30 1мотка 7 возбуждения возбудителя 1 более 1500 В, а потенциометрические датчики не обеспечивают надежную защиту от перенапряжения, Разделительный дроссель, конденсатор фильтра выпрямителя, автотрансформатор, Вхо дящие в состав устройства, усложняют схему устройства и являются достаточно громоздкими. при значительных токах возбуждения.

Кроме того, данное устройство не может быть использовано при мостовой схеме вращающегося выпрямителя, обладает большой сложностью, поскольку в блок синхронизации входят и блок самосинхронизации и логический элемент И. Отсутствует возможность автоматического и дистанционного управления возбуждением, в синхронном режиме, не обеспечивается необходимая защита обмотки возбуждения возбудителя высоких значений наведенной ЭДС.

Цель изобретения — поышение надежности и расширение функциональных возможностей.

Поставленная цель достигается тем, что возбудитель снабжен дополнительной:обмоткой, расположенной в его магнитной системе по поперечной оси и введен блок управления, а блок сброса снабжен дополнительными тремя входами и одним дополнительным выходом, причем дополнительная обмотка подключена к входу преобразователя сигнала, выход исполнительного органа схемы подачи возбуждения соединен с источником питания через блок управления, первый из дополнительных входов блока сброса подключен к выходу преобразователя сигнала, второй дополнительный вход блока сброса соединен с выходом усилителя схемы подачи возбуждения, а третий дополни35

55 ной синхронной машины; на фиг. 2схема соединения пуско-защитной цепи при выполнении выпрямителя по мостовой схеме.

Устройство для возбуждения бесщеточной синхронной машины содержит возбудитель 1 переменного тока(фиг.1), выход вращающегocR bi p t4 Te 2 Которого подключен к обмотке 3 возбуждения синхронной машины 4, и пускозащитную цепь 5. Якорные цепи синхронной машины 4 через силовой орган

6 управления подключен к сети. Обсоединена с выходом источника 8 питания и блоком 9 защиты от перенапряжений. На магнитопроводе индуктора возбудителя 1 размещена дополнительная обмотка 10 датчика тока ротора.

Обмотка 10 подключена к преобразователю ll сигнала, выход которого через усилитель 12 соединен-с входом блока 13 синхронизации и одним из входов блока 14 сброса. Выход усилителя 12 соединен с вторым входом блока 14 сброса. Выход блока 13 синхронизации подключен к входу исполнительного органа 15, один из выходов которого соединен с блоком 16 управления, а другой выход - с третьим входом блока 14 сброса. На четвертый вход блока сброса подается сигнал от внешней схемы управления и защиты, а второй выход блока 14 сброса соединен с другим входом исполнительного органа 15. Выход блока 16 управления подключен к входу источника 8 питания обмотки возбуждения возбудителя:, Блок l3 синхронизации может быть выполнен, например, в виде блока 17 самосинхронизации, вход которого соединен с выходом усилителя 12, а вы917287 ход - c одним из входов логического элемента ИЛИ 18, на другой вход которого подается сигнал с выхода усилителя 12. Выход логического элемента ИЛИ 18 соединен с одним из входов. логического элемента И 19, другой вход которого подключен к выходу блока 20 скольжения, входом подключенный к выходу усилителя 12. Выход логического элемента 19 является выхо- 10 дом блока 13 синхронизации.

" В случае выполнения выпрямителя 2 возбудителя 1 по мостовой схеме (фиг. 2) .соединения вентилей и при выполнении пуска защитной цепи 5 на 15 тиристорах 21 и 22, последние годключают к двум фазам 23 якорной цепи возбудителя 1.

Устройство работает следующим образом. 20

В переходном режиме, например при пуске синхронного двигателя, индуктируемая в обмотке ротора ЭДС создает переменный ток, одна из полуволн которого замыкается через якор- 25 ную обмотку возбудителя 1 (положительная — для нулевой схемы вращающегося выпрямителя, отрицательная для мостовой схемы).. В силу электромагнитной связи дополнительной об- 30 мотки 10, выполняющей функции датчика тока ротора, с полем возбудителя в датчике тока наводится ЭДС, про-. порциональная этому току. Так как одна из полуволн тока ротора замы- 35 кается либо через пуско-защитную цепь 5 (нулевая схема выпрямителя), либо через выпрямитель 2 (мостовая схема выпрямителя), то в сигнале датчика тока образуется пауза. 40

По чередованию и длительности пауз и наведенной ЭДС можно производить оценку. величины скольжения и углового положения ротора и по достижении заданных значений осущест45 вить подачу возбуждения. Полученный таким образом сигнал поступает на преобразователь, где он выпрямляется, сглаживается, фильтруется и при необходимости регулируется по величине.

Далее сигнал поступает на усилитель

12, где он преобразуется в прямоугольные импульсы постоянной амплитуды. Сформированный таким образом сигнал вводится в блок 13 синхронизации. В блоке 20 измерения скольжения производится измерение длительности или паузы, или прямоугольного импульса и сравнение с эталонной уставкой, соответствующей заданному (критическому),скольжению. По достижении заданной уставки происходит пропуск сигнала на вход логического элемента И 19, где происходит также его запоминание. На второй вход элемента И сигнал поступает непосредственно с усилителя 12 (либо через элемент ИЛИ 18)

Таким образом, формирование сигнала на выходе элемента И может быть осуществлено в момент перехода тока ротора через нуль. Если вхождение

s синхронизм происходит сразу после затухания отрицательной полуволны тока ротора, то на выходе датчика 10 тока, а следовательно, и усилителя 12 сигнал отсутствует. В этом случае сигнал на второй вход элемента И поступает от блока 17 самосинхрониза" ции, выполненного, например, аналогично блоку измерения скольжения, но имеющего уставку, превышающую по времени эталонную уставку блока измерения скольжения. С выхода элемента И 19 сигнал поступает на исполнительный орган 15, который обеспечивает запуск блока 16 управления, работу тиристоров преобразователя источника 8 питания и тем самым возбуждение возбудителя и синхронного двигателя.

Блок 14 сброса осуществляет возврат схемы подачи возбуждения в исходное положение и тем самым снятие возбуждения по сигналу из внешней схемы управления и защиты. Формирование сигнала на сброс может быть осуществлено в самом блоке по факту возникновения длительного асинхронного режима (сигнал с выхода усилителя 12) или внутреннего повреждения возбудителя (сигнал с выхода преобразователя 1!). Необходимость последней защиты может возникнуть при малых нагрузках на валу машины, не приводящих к выпадению ее из синхронизма. При нормальном процессе синхронизации появление сигнала на выходе блока 14 сброса предотвращается запретом на срабатывание, созданным исполнительным органом 15 и соответствующей временной задержкой внутри самого блока.

Защита обмотки возбуждения возбудителя и вентилей выпрямителя источника питания осуществляется бло-;

7 9172 ком 9 защиты от перенапряжений, выполненном, например, на стабилитроне или тиристоре, Прохождение сигнала асинхронного режима в возбудителях переменного тока с мостовой схемой вращающегося выпрямителя (фиг. 2) обеспечивается включением тиристоров 21 и 22 пускозащитной цепи возбудителя на разные фазы якорной цепи возбудителя, вы- fp полняющие роль первичной обмотки датчика 10 тока ротора в переходных режимах при протекании по ним отрицательной полуволны тока .ротора. Защитные резисторы выполняют роль or- 15 раничителя токов короткого замыкания при подаче возбуждения, а также ускоряют гашение поля обмотки возбуждения при синхронизации машины с малым моментом сопротивления на валу.. 2p

8 случае необходимости аналогичное сопротивление может быть включено в цепь другого тиристора пуско-защитной цепи. Так как фазы 23 якорной цепи могут иметь достаточно боль- 25 шое сопротивление, то защитные резисторы могут в ряде случаев не исО пользоваться.

При пуске машины. с мФ ым моментом сопротивления на валу схема подачи зо возбуждения может быть упрощена за счет исключения блоков самосинхронизации, элементов ИЛИ, И, т.е. осуществить подачу возбуждения только в функции скольжения .

Использование предлагаемого устройства для возбуждения бесщеточных синхронных машин позволяет посредст-. вом простой схемы осуществить подачу возбуждения в функции скольжения и при необходимости в функции углового положения ротора, обеспечивая минимальное время синхронизации, производить автоматическое управление возбуждением в различных режимах, 45 осуществляя отключение машины или . сигнализацию. Все это повышает надеж. ность работы машины и появляется возможность использовать данное изобретение в машинах с вращающимся выпрямителем, выполненным по мостовой схеме..

8 якорная цепь которого через выпрямитель подключена к обмотке возбуждения синхронной машины, силовой орган управления, включенный на зажимы якорной цепи синхронной машины, пуско-защитную цепь, подключенную параллельно обмотке возбуждения синхронной машины,и схему подачи возбуждения, включающую последовательно соединенные между собой преобразователь сигнала, усилитель, блок синхронизации и исполнительный орган, блок сброса, выход которого подключен к одному из входов .исполнительного органа, а вход блока сброса подключен к одному из выходов исполнительного органа, источник питания обмотки возбуждения возбудителя и внешний узел управления и защиты, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности. и расширения функциональных возможностей, возбудитель снабжен дополнительной обмоткой, расположенной в магнитной системе его индуктора по поперечной оси, и дополнительно введен блок управления, а блок сброса снабжен тремя дополнительными входами.и одним дополнительным выходом, причем дополнитель-. ная обмотка подключена к входу .преобразователя сигнала, выход исполнительного органа схемы подачи возбуждения .соединен с источником питания через блок управления, первый из дополнительных входов блока сброса подключен к выходу преобразователя сигнала, второй дополнительный вход блока сброса соединен с выходом усилителя схемы подачи возбуждения, а третий дополнительный вход блока сброса подключен к выходу внешнего узла управления и защиты, дополнительный выход блока сброса соединен с управляющим входом силового органа управления.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что в него дополнительно введен блок защиты от перенапряжения, включенный параллельно обмотке возбуждения возбудителя..

Формула изобретения

1. Устроиство для возбуждения бесщеточной синхронной машины, содержащее возбудитель попеременного тока, 3. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что выпрямитель возбуждения выполнен по мостовой схеме соединения вентилей, пускозащитная цепь выполнена на тиристорах, подключенных к двум Фазам якорной цепи возбудителя.

J3 фиау

ВНИИПИ Заказ 1900/74 Тираж 719 Подписное

Филиал ППП "Патент", г . Ужгород, ул. Проектная9

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Лазарев Б.M. и др. Внедрение упрощенных схем пуска и защиты высо ковольтных синхронных двигателей.

М., "Иашиностроение", 1969, с. 46.

917287 10

2. Устройство тиристорного возбудителя. Техническое описание и инст-. рукция по эксплуатации 1 ТЛ.579.046.

T0. M., 1977.

s, 3. Патент CIA 3582735, кл. 318-1.76, 1971 °

Устройство для возбуждения бесщеточной синхронной машины Устройство для возбуждения бесщеточной синхронной машины Устройство для возбуждения бесщеточной синхронной машины Устройство для возбуждения бесщеточной синхронной машины Устройство для возбуждения бесщеточной синхронной машины 

 

Похожие патенты:
Наверх