Система регулирования тока возбуждения для муфты скольжения

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii 917302

Союз Соеетекик

Социалиетииеекик.

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (ы)м. кл.

Н 02 P 15/00

Н 02 P 9/10 (22)Заявлено 04. 12. 79 (21) 2846569/?4-07 с присоединением заявки №

5Ьеудэрстванвый квинтет

СССР аю делам взабретений н открытий (23)Приоритет (53) УДК 621 ° 316.. 722 (088. 8) Опубликовано 30.03* 82. Бюллетень ¹ 12

Дата опубликования описания 30. 03. 82.

P.10.11ûöóðèH и Т.А.Яе„ти11ин:, (72) Авторы изобретения

Экспериментальный научно-иссл кузнечно-прессового машиностроения ут (71) Заявитель (54) СИСТЕМА РЕГУ11ИРОВАНИЯ ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ

ДЛЯ ИУФТЫ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к электро технике и может быть использовано для регулирования частоты вращения производственных механизмов, оснащенных электроприводами с электромагнитными муфтами скольжения.

Известны системы регулирования тока возбуждения для муфт скольжения, регулирующие устройства кото-, рых имеют обратные связи по частоте вращения муфты и току приводного двигателя (1), Недостаток таких систем — наличие в них магнитных усилителей, которые увеличивают массу, габаритные размеры, усложняют конструкцию и имеют большую инерционность регулирования

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является система регулирования тока возбуждения для муфты скольжения, содержащая электродвигатель переменного тока, вал которосо жестко связан с ведущим ротором муфты скольжения, якорные обмотки электродвигателя подключены к трехфазному источнику питания с "нулевым" проводом, датчик скорости, устанавливаемый на ваS лу ведомого ротора муфты скольжения, датчик тока, подключенный к одной из фаз трехфазного источника питания, регулятор тока возбуждения муфты скольжения, управляющий ключ Которо10 го включен последовательно с обмот.— кой возбуждения муфты скольжения, а управляющий вход указанного ключа соединен с выходом усилителя регулятора тока возбуждения, и допол1S .нительный источник питания, выходы постоянного тока которого соединены с питающими входами усилителя (2) .

Недостатком этого устройства .яв20 ляется сложная конструкция усилителя регулятора тока возбуждения, что снижает надежность системы регули-! рования и у сложня ет у строй ст во.

3 9173

Цель изобретения †повышение надежности и упрощение.

Поставленная цель достигается тем, что в систему дополнительно, введены два диода и конденсатор, 5 усилитель регулятора тока возбуждения выполнен на двухвходовом нульоргане, а дополнительный источник питания — в виде однополупериодного выпрямителя с последовательным 10 соединением диода,.стабилитронов и резистора, при этом один из выводов входа переменного тока донолнительного источника питания и свободный вывод управляющего ключа 15 подключены к той же фазе трехфазного источника питания, в которую вкЛючен датчик тока,,а другой вывод вхо- да переменного тока дополнительного источника питания и свободный вывод обмотки возбуждения муфты скольжения — к "нулевому" проводу, один из выводов датчика скорости соединен с "плюсовым" выводом дополнительного источника питания, а другой вы- у5 вод — с первым входом нуль-органа и катодом одного из диодов, анод которого соединен с "минусом" дополнительного источника питания и через конденсатор — с вторым входом нульоргана и анодом другого диода, катод которого подключен к одному из выводов обмотки датчика тока, другой вывод которой подключен к "нулевому" проводу.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема соединений системы регулирования тока возбуждения для муфты скольжения;, на фиг. 2 — временные диаграммы работы в различных режимах.

Система регулирования содержит дополнительный источник питания, который состоит из резистора l, диода

2, стабилитронов 3-5, соединенных последовательно между собой и подключенных к "нулевому" проводу и фазе переменного тока трехфазного источника питания.

Устройство обратной связи по частоте вращения муфты 6 включает дат50 чик 7 скорости, выполненный в виде тахогенератора и установленный на валу ведомого ротора муфты, резистор

8, который служит задатчиком частоты вращения.

Датчик тока электродвигателя 9 содержит трансформатор 10 тока, включенный в одну из фаз трехфазного источника питания, согласующий резистор ll и диод 12.

Усилителем сигнала обратных связей явлется нуль-орган 13 с входами

1.4 и 15. Вход 14 нуль-органа соединен с тахогенератором 7 и через диод 16 со стабилитронами 3 и 4 дополнительного источника питания. Вход 15 нульоргана 13 подключен к диоду 12 датчика обратной связи по току и через конденсатор 17 к тем же стабилитронам 3 и 4. Выходы 18и 19 нуль-органа 13 соединены с управляюшим электродом тиристора 20, включенного в цепь обмотки 2 l возбуждения, снабженной разрядным диодом 22.

Обмотка 21 возбуждения и последовательно соединенный с ней тиристор 20 включены между одной из фаз и "нулевым" проводом трехвазного источника питания.

Один из выводов вторичной обмотки трансформатора 10 тока соединен с "нулевым" проводом.

Система регулирования тока возбуждения для муфты скольжения работает следующим образом.

Управление .электромагнитной муфтой 6 скольжения осуществляется путем широтно-импульсного регулирования тока возбуждения в функции частоты вращения вала муфты 6 и тока статора приводного электродвигателя 9, вал которого жестко связан с ведомим ротором муфты. Угол открытия тиристора 20 в цепи обмотки 21 возбуждения изменяется по вертикальному принципу с помощью нуль-.органа 13. На входи 14 и 15 нуль-органа

l3 подаются близкие по форме напряжения, причем, при превышении напряжения на входе 14 над напряжением на входе 15, на выходе 18, 19 нуль-органа 13 появляется импульс .или серия импульсов продолжитель,ностью, соответствующей длительности превышения., Напряжение сети (фиг. 2а), выпрямляется диодом 2 и прикладывается к стабилитронам 3-5, величина тока через которые ограничивается резистором 1. На стабилитронах 3-5 выделяется однополупериодное напряжение трапецеидальной формы (фиг. 2б), совпадающее по -фазе с напряжением сети, прнкладываемым к тиристору 20 и обмотке 21 возбуждения е ч17302

Эти напряжения подаются через ре эистор 8 и тахогенератор 7 на вход

14 и через конденсатор 17 на вход

15 нуль-органа 13. Вследствии раз" личных реактивных сопротивлений 5. укаэанных цепей напряжение на входе

14 (фиг. 2б) немного отличается по формуле от напряжения на входе 15 (фиг. 2в), а именно кривая напряжения на входе 15.имеет наклон в сторону конечной части полупериода.

Сплошные линии (фиг. 2) соответст,вуют работе регулятора при нагруэ-!

tie муфты 50% от номинального мо- мента, штриховые линии — холостому 15 ходу, штрих- пунктирные — перегрузке (работа на токовой отсечке).

Рассмотрим работу системы при холостом ходе муфты скольжения, когда момент нагрузки составляет около 20

10% от номинального момента муфты 6.

Резистором 8 на входе 14 задается напряжение, из которого вычитается напряжение тахогенератора. Напряжение на входе 14 (фиг. 2б) превьппает 25 в конечной части полупериода напряжение на входе 15 (фиг. 2в, штриховая линия) . На выходе 18, 19 нуль-органа 13 в конечной части полупериода формируется серия импульсов (фиг. 2г) эр первый из которых, появляющийся в момент равенства напряжений на входах

14 и 15, открывает тиристор 20 (фиг. 2у) и в обмотке 21 возбуждения протекает ток. 35

С увеличением нагрузки под действием тормозного момента частота вращения муфты 6 несколько снижается, напряжение на тахогенераторе 7 уменьшается и напряжение на входе 14 уве- 4 личивается. Точка равенства напряжений на входах 14 и !5 нуль-органа 13 перемещается в среднюю часть полупериода, на выходе 18, 19 нуль-органа формируется серия импульсов 45 (фиг. 2е), увеличивающих угол открытия тиристора 20 (фиг. 2ж) по сравнению с холостым ходом. Ток возбуждения муфты 6 возрастает, передаваемый момент становится равным моменту нагрузки и частота вращения вала муфты стабилизируется.

При этом увеличивается ток статора электродвигателя 9, что вызывает рост напряжения на резисторе 11, шун-

5 тирующем трансформатор 10 тока. Трансформатор 10 тока включен таким образом, что напряжение, поступающее с резистора 12 на вход l 5 нуль-органа 13, складывается с напряжением, поступающим через конденсатор 17 от источника питания. Вследствие того, что ток статора электродвигателя

9 отстает по фазе от напряжения сети, напряжение, поступающее с резистора 11, увеличивает амплитуду напряжения на входе 15 преимуществен" но н конечной части полупериода.

Это приводит к уменьшению наклона кривой напряжения на входе 15 нульоргана 13 (фиг. 2в, сплошная линия).

С дальнейшим повьппением нагрузки увеличивается угол открытия тиристора 20, ток н обмотке 21 возбуждения возрастает, поддерживая частоту вращения вала муфты 6, вблизи заданной резистором 8. Ток статора электродвигателя 9 также увеличивается, напряжение, подаваемое с резистора

11 на нход 15, повышает напряжение на входе 15 (фиг. 2в, штри-пунктирная линия), При достижении некоторой нагрузки на валу муфты 6 напряжения на входах 14 и 15 начинают расти одинаково быстро и точка равенства этих напряжений прекращает свое двоение по оси времени, несмотря на дальнейшее снижение частоты вращения муфты 6, Наступает режим токовой отсечки.

В режиме токовой отсечки, когда момент нагрузки больше номинального момента, регулятор работает только в функции тока статора электродвигателя 9 вплоть до полной остановки вала муфты 6. Рост напряжения на входе 14 нуль-органа 13 в результате снижения напряжения на тахогенераторе 7 ограничивается диодом 16. Напряжение на входе 15 продолжает расти по мере увеличения тока двигателя 9 и точка равенства напряжений начинает перемещаться н сторону конечной части полупериода. Угол открытия тиристора 20 и ток в обмотке 21 возбуждения уменьшаются, поддерживая ток статора электродвигателя на уровне, заданном резистором 11.

Таким образом, предлагаемый регулятор осуществляет управление током возбуждения муфты в функции величины снижения частоты вращения от заданной или в функции величины превышения тока электродвигателя над заданным.

В режиме поддерживания задан1.пй частоты вращения велич1шу тока возбуждения определяет превьпчение напряжеmt на входе !4 над напряженнем на

7 917 входе 15 йуль-органа 13. В режиме то; ковой отсечки величину тока возбуждения определяет превынение напряжения на входе 15 над напряжением на входе 14. 5

Нуль-орган является более простым и надежным элементом, чем усилитель, обеспечивает высокую стабильность ра,боты регулятора: при колебаниях температуры окружающего воздуха и высокую точность поддержания заданной частоты вращения.

1S

Формула из обрет ения

Система регулирования тока возбуждения для муфты скольжения, содержащая электродвигатель переменного тока, вал которого жестко связан с 20 ведущим ротором муфты скольжения, а якорные обмотки электродвигателя подключены к трехфаэному Источнику питания с "нулевым" проводом, датчик скорости, устанавливаемый на валу ведомого ротора муфты скольжения, датчик тока, включенный в одну иэ фаз трехфазного источника питания, регулятор тока возбуждения муфты скольжения с усилителем в его цепи, уп- 10 равляющий ключ которого снабжен выводом для включения последовательно с обмоткой возбуждения муфты скольжения, а управляющий вход указанного ключа соединен с выходом усилителя регулятора тока возбуждения, и дополнительный источник питания, выходы постоянного тока которого соединены с питающими входами усилителя, отличающаяся тем, что, 40 с целью повьпчения надежности и упрощения, в нее дополнительно введены

302 8 два диода и конденсатор, усилитель регулятора тока возбуждения выполнен на двухвходовом нуль-органе, а дополнительный источник питания выполнен в виде однополупериодного выпрямителя с последовательным соединением диода, стабилнтронов и резистора, при этом один из выводов входа переменного тока дополнительного источника питания и свободный вывод управляющего ключа подключены к той же фазе трехфазного источника питания, в которую включен датчик тока, а другой вывод входа переменного тока дополнительного источника питания и свободный вывод обмотки возбуждения муфты скольжения — к нулевому" проводу трехфазного источника питания, один иэ выводов датчи, ка скорости соединен с "плюсовым" выводом дополнительного источника питания, а другой вывод — с первым входом нуль-органа и катодом одного из введенных диодов, анод которого соединен с "минусом" дополнительного источника питания и через конденсатор — с вторым входом нуль-органа и анодом другого введенного диода, катод которого подключен к одному из выводов обмотки датчика тока, другой вывод которой соединен с "нулевым " проводом .трехфазного источника литания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лейбзон Я.И. Монтаж и эксплуатация контактных и бесконтактных муфт скольжения. N. "Энергия", 1978, с. 34.

2. Патент Франции Ф )458224, кл. Н 02 P !5/00.

Система регулирования тока возбуждения для муфты скольжения Система регулирования тока возбуждения для муфты скольжения Система регулирования тока возбуждения для муфты скольжения Система регулирования тока возбуждения для муфты скольжения Система регулирования тока возбуждения для муфты скольжения Система регулирования тока возбуждения для муфты скольжения 

 

Похожие патенты:
Наверх