Статор электрической машины постоянного тока

 

Союз Советсиик

Социалистические

Республии

ОП ИСАКИИ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 04. 06. 79 (21) 2774554/24-07 с присоеаинениент заявки 1те (51)М. Кл.

Н 02 К 1/06

Государстмнкый комитет

CCC) по делам изебретеннй и открытки (23) Приоритет

Опубликовано 07.04.82, Бюллетень J%13

Дата опубликования описания 10.04.82 (53) УДК 621.3. .044.2(088.8) { 72) Авторы изобретения

Л.А. Воротынцева, Э.А. Флоринс ФФ", "Л.И ;" 1".еменков ", и В.С. Сысов (71) Заявитель (54) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО

ТОКА

Изобретение относится к электромашиностроению и, в частности, касается крупных и средних электрических машин постоянного тока, применяемых в металлургической, бумагоделательной, 5 машиностроительной промышленностях и др. отраслях народного хозяйства.

Известны электрические машины, преимущественно небольшие индукторные машины, у которых сердечники статора и ротора образованы намоткой из стальной ленты, что ведет к значительной экономии электротехнической стали 1) .

is

Однако такие сердечники не имеют явновыраженных полюсов и не могут быть использованы в электрических машинах постоянного тока.

Известен также статор электрической машины постоянного тока, содержащий облегченный сварной корпус и расслоенный магнитопровод, разделенный на ярмо и явновыраженные полюса. С целью снижения количества пассивного материала по отношению к активному и, следовательно, с целью снижения общей стоимости материалов, шихтованное ярмо статора собрано с помощью шпилек из пластин 1.-образной формы, образующих квадратное сечение rpMa, и установлено в сварном каркасе, состоящем из продольных и поперечных стержней, причем продольные стержни установлены в наружных угловых вырезах ярма. На концах продольных стержней установлены подшипниковые шиты.

Каркас статора закрыт наружными листами Г23.

Недостатком указанной конструкции является повышенный расход активных материалов, так как в этом случае, несмотря на раздельную штамповку

L-образных пластин ярма и листов сердечников явновыраженных полюсов, неиспользуемые отходы электротехнической стали, остающиеся при штамповке, все еще остаются достаточно большими.

3 91901

Цель изобретения — снижение расхода электротехнической стали и упрощение конструкции статора, а также получение оптимальной Формы статора в заданном габарите с точки зрения использования внутреннего пространства.

Укаэанная цель достигается тем, что в статоре электрической машины постоянного тока, содержащем рассло- 10 енный магнитопровод с ярмом и явновыраженными полюсами,. закрепленный в каркасе, образованном продольными стержнями и торцовь1ми плитами, ярмо выполнено из стальной полосы, намотанной поверх продольных стержней каркаса, а слои ярма расположены вокруг продольной оси статора.

Ярмо может иметь форму многогранника с расположением продольных стержней в его внутренних углах..

В торцовых плитах каркаса могут быть выполнены окна для контроля плотности намотки стальной полосы.

На фиг. 1 показан предлагаемый статор, поперечное сечение; на фиг.2то же, продольный разрез; на фиг. 3 узел 1 на фиг. 1; на фиг. 4 — то же, вид сверху; на фиг. 5 — разрез А-А

ЭО на фиг. 1.

Статор имеет восьмигранную форму, приближающуюся в поперечном сечении к квадрату, с широкими горизонтальными гранями 1 и вертикальными гранями 2 и узкими наклонными гранями 3.

Статор содержит расслоенный магнитопровод, включающий ярмо 4 сердечники главных 5 и дополнительных 6 полюсов. Иагнитопровод закреплен в каркасе, образованном двумя торцовыми плитами 7 и четырьмя парами продольных стержней или труб 8.

Форма каркаса выбрана таким образом, чтобы в заданном наружном габарите получить максимальное использо45 вание внутреннего пространства. B статоре (фиг. 1) для придания ему формы восьмигранника, торцовые плиты

7 имеют форму восьмиугольника с внутренним вырезом с длинными вертикальными 9 и горизонтальными 10 сторона.— ми и с короткими наклонными сторонами 11..Наклонные стороны 11 торцовых плит 7 имеют направленные внутрь статора уширения 12, в которых закрепле- >> ны концы продольных стержней 8. Продольные стержни 8, связывающие торцовые плиты 7, расположены с внутренней стороны ярма 4 по углам восьмигранника и для придания каркасу большей жесткости могут быть усилены внутренними продольными планками 13.

Соединение стержней 8 с торцовы" ми плитами 7 осуществлено сваркой (фиг. 3 и 4) . Концы стержней 8 фиг.4) проточены меньшим диаметром на длину, равную толщине плиты 7 с подрезками для наложения сварочных швов 14 и 1 беэ выступания (заподлицо). Таким образом, стержни 8 соединены с плитами 7 и образуют жесткий каркас.

В случае необходимости при относи" тельно длинном статоре для придания дополнительной жесткости каркас усилен внутренними продольными планками

13, которые приварены к плитам 7 и стержням 8.

Каркас, образованный в основном торцовыми плитами 7 и стержнями 8, служит для размещения в нем расслоенного магнитопровода, включающего ярмо 4, образованное намоткой стальной полосы плашмя вокруг продольных стержней 8, вследствие чего слои ярма магнитопровода расположены не перпендикулярно продольной оси, а вс" круг продольной оси машины, повторяя восьмигранное очертание статора. Начало 16 первого витка стальной полосы,образующей ярмо, зажато между стержнями 8 и ярмом 4, конец 17 последнего витка закреплен посредством сварки к одной из четырех наружных продольных планок 18, которые в свою очередь приварены к торцовым плитам 7.

После сборки каркаса последний устанавливают на станок для намотки, снабженный натяжным устройством и закрепляют начало стальной полосы, подающейся из рулона фиг. 1). Приспособление состоит из струбцин 19 и 20 и запорного оруска 21, вокруг которого обернуто начало полосы, стянутых болтами 22. Под действием натяжения полосы струбцины 19 и 20 упираются в горизонтальные стороны

10 и в уширения 12 наклонных сторон

11 торцовых плит 7 Направление намотки может быть выбрано как по часовой,так и против часовой стрелки.

Усилие натяжения выбирается в зависимости от ширины и толщины стальной полосы. Одну сторону полосы одновременно с намоткой промазывают клеящим электроизоляционным лаком. ротехнической стал::, либо использовать кратное целому число полос. Таким образом достигается практически беэотходное изготовление ярма магнитопровода статора, что в совокупности с другими усовершенствованиями позволяет получить значительную экономию материалов и обеспечить создание простой, современной и экономичной конструкции мощной электрической машины постоянного тока с расслоенным магнитопроводом в диапазоне мощностей

55-2000 кВт. Это соответствует потребностям динамично развивающихся отраслей народного хозяйства, таких как металлургия, станкостроение, транспорт и др., которые нуждаются в электродвигателях постоянного тока со все более высокими значениями мощ" ностей и частот вращения в габарите, с повышенной скоростью изменения тока . При неизменной и. общеприняд, той для машин данного класса высоте центров, применение призматического расслоенного статора позволяет вписать возможно больший диаметр якоря, и таким путем поднять упомянутые показатели в заданном габарите.

Формула изобретения

1. Статор электрической машины постоянного тока, содержащий расслоенный магнитопровод с ярмом и явновыраженными полюсами, закрепленный в каркасе, образованном продольными стержнями и торцовыми плитами, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью снижения расхода материалов и упрощения конструкции, ярмо выполнено из стальной полосы, намотанной поверх продольных стержней каркаса, а слои ярма расположены вокруг продольной оси статора.

2. Статор по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что ярмо имеет форму многогранника и продольные стержни расположены в его внутренних углах.

3. Статор по пп. I и 22, о т л и ч а ю шийся тем, что в торцовых плитах выполнены окна для контроля плотности намотки стальной полосы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертиэе

1. Патент Франции N 2024013, кл. Н 02 К 51/00, 1970.

2. Патент Англии N 1432700, кл. Н 02 К 1/18, 1976. о

Короба полностью повторяют форму статора и имеют прямоугольные отверстия 32 для обслуживания коллектора и размещения проводов или шин для питания электродвигателя и отверстия

33-35 для подсоединения патрубков подвода и отвода охлаждающего воздуха.

Второй стороной короба приварены к плитам 36 и 37, на которых проточены посадочные места 38 и 39 для подшипни50 ковых щитов.

Лапы 40 и 41 машины выполнены из толстолистового проката прямоугольной формы и приварены к торцовым плитам 7 и плитам 36 и 37.

Предлагаемая конструкция статора

55 позволяет выбрать длину .магнитопровода таким образом, чтобы либо уложиться в стандартную ширину рулона элект5 9190

Намотку продолжают до получения заданной толщины ярма магнитопровода.

Контроль плотности намотки осуществляют визуально или с помощью щупов через окна 23, выполненные в торцо- 5 вых плитах 7 (фиг. 5).

Для закрепления последнего витка (фиг. 5) с торцов наклонных сто. рон 11 плиты 7 устанавливают кронштейны 24, снабженные отжимными винтами 25, и закрепляют их с помощью. болтов 26.

После прохождения последнего вит.ка стальной полосы под кронштейном, на него накладывают наружную продоль- 15 ную планку 18 и отжимают ее винтами

25. Эту операцию выполняют на всех четырех наклонных сторонах сердечника статора. Для облегчения установки, планки 18 в местах входа в нее вин- 2î тов 25 выполнены конические центрирующие выемки 27 (фиг. 5) . Затем начало и конец ленты обрезают, после чего статор снимают с намоточного станка, приваривают планки 18 к торцовым плитам 7, а конец полосы — к планке 18. После этого убирают кронштейны 24 с винтами 25 и болтами 26 и приспособление со струбцинами 19 и 20 запорным бруском 21 и болта- зо ми 22.

К торцовым плитам 7 (фиг, 2) с обеих сторон статора приварены короба 28 и 29 из толстолистовой стали, образующие пространство 30, внутри, которого размещен коллектор (не показан) и пространство 31 для размещения лобовых частей ротора, встроенного вентилятора (не показан).

919016

fg аказ 2157/36

Тираж 719 Под пи с ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Ф. Подольская едактор Е. Дичинская Техред М.Надь Корректор И. Шароши

Статор электрической машины постоянного тока Статор электрической машины постоянного тока Статор электрической машины постоянного тока Статор электрической машины постоянного тока Статор электрической машины постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей герметичных бесконтактных синхронных генераторов торцового типа

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкциям асинхронных электродвигателей общего назначения, и может быть использовано, например, в электроприводе стиральных машин, в дерево- и металлообрабатывающих станках

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции коллекторных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении роторов для асинхронных двигателей динамического режима работы, регулируемых, с требованием по ограничению вибраций и шумов

Изобретение относится к электротехнике и касается создания коллекторных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, которые могут быть использованы в качестве электропривода в случае ограничения одного из поперечных размеров двигателя, в частности при работе в системе редуктор - двигатель

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, которые могут быть использованы в качестве электропривода в случае ограничения одного из поперечных размеров двигателя, в частности при работе в системе редуктор - двигатель
Наверх