Судовой движитель

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски и

Социапистическик республик (1925759 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.11.79 (2l ) 2834836/27-11 с присоединением заявки М (23)Ilриоритет

Опубликовано 07.05.82. Бюллетень Xi 17

Дата опубликования описания 10.06.82 (51)М. Кл.

В 63 H 5/14

3Ьвуюрсткнныб кемктвт

СССР ае делан иэвбрвтевкк и втерытвй (53) УДК 629.1..037.23 (088.8) А. А. Петров, А. А. Синиченко, Г. А. Синиче о, В. Г. Броншвагер и Е. А. Петров (72) Авторы изобретения

--- -. /

or -Хмельницкий технологический институт бытов обслуживания (7l) Заявитель (54) СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Изобретение относится к судостроению, а именно, к гребным винтам.

Предлагаемое устройство предназначено для увеличения скорости судна любого класса путем создания дополнительной тяги при минимальной виброакустической активности.

Известен судовой движитель, содержаший винт и составную насадку переменного сечения (1)

У этого движителя невысокая эффек1О тивность.

Бель изобретения - повышение эффективности движителя путем создания дойолнительной силы тяги, направленной в сто15 рону движения судна.

Цель достигается тем, что движитель ю снабжен кольцеобразной обоймой; охватываюшей насадку, выполненную иэ по меньшей Мере, трех подвижных плавников, шарнирно связанных с кольцеобразной обоймой и жестко с тятами, снабженными роликами, закрепленными на их свободных концах и входяших в. многоугольный аэ на торцовой поверхности кулачка, жестко закрепленного на гребном валу.

Кроме того, с целью предотврашения пульсации плавников при движении судна задним ходом на торцовой поверхности кулачка выполнен кольцеобразный паз, концентрически охватываюший паэ многоугольный и сообшенный с последним продольными выемками.

Глубина кольцеобразного паза меньше глубины многоугольного, при этом продольные выемки, сообшаюшие узлы, вы« полнены с уклоном в сторону многоуголь ного паза.

На фиг. 1 изображен общий вид опиI сываемого движителя; на фиг. 2 - про.дольный разрез насадки гребного винта; на фиг. 3 - поперечный разрез насадки; на фиг, 4 — кулачок насадки.

Предлагаемое устройство содержит консоль гребного вала 1 с насаженным на нее кулачком 2 удерживаемую кронштейном в. На конце вала смонтирован сборный гребной винт 4. Кониентрично

3 9257 по отношению к винту в кольцеобраэной обойме 5 установлена насадка 6, состоящая иэ трех или более плавников 7, каждый иэ которых жестко связан с тягой 8 (количество тяг равно количеству плав 5 ников), имеющей на конце ролик (ролики на чертежах условно не показаны). При этом каждый из плавников 7 шарнирно связан с,обоймой 5, имеющей продольное сечение аэродинамического профиля. 1О

Сама обойма крепится к кормовому подзору. Кулачок 2 (фиг. 4) имеет на торце паэ 9 в виде равностороннего многоугольника со скругленными вершинами, число углов которого равно количеству плавников. В пазу установлены ролики тяг 8 (паэ спрофилирован таким образом, чтобы при вращении гребного вала 1 с кулачком

2 во время переднего хода судна обеспечивались колебания плавников насадки и пульсация потока, т. к. при этом вращательные движения кулачка преобразую ся в колебательное движение тяг 8, которые жестко связаны с плавниками 7).

При заднем ходе судна необходимо прекратить пульсацию плавников 7 насадки. Для этого в кулачке 2 (фиг. 4) выполнен дополнительный паз 10, менее глубокий по сравнению с пазом 9, в виде окружности, концентрически охватывающий паз 9. Для обеспечения озможности перехода роликов тяг 8 с паза 9 в паз 10, пазы 9 и 10 связаны между собой пазами 11 (количество которых равно количеству плавников) с дном, имею35 щим уклон в сторону более глубокого паза 9...Кулачок 2 (фиг. 4) снабжен упругими направляющими пластинами 12, которые одним концом прикреплены к кулачку 2, 40 а другим концом образуют раскрытый зев. В канал 11, куда непременно должен попасть ролик тяги 8 при переходе судна с переднего на задний ход, т. е. при перемене направления вращения кулачка 2.

2 45

Направление вращения кулачка при переднем ходе судна показано стрелкой на . фиг. 4. Кулачок 2 снабжен также шайбой

13 и и ружиной 14, упирающейся в выступ 15 на гребном валу 1. Кулачок 2 50 может быть установлен на гребном валу на направляющих шпонках или на шлицах 16

На фиг. 3 показано шарнирное крепление 17 плавников 7 к обойме 5.

Устройство работает следующим об- у разом.

При переднем ходе судна (фиг. 4) ролики тяг 8 находятся в пазу 9 кулачка 2, 59 ф который вращается вместе с гребным валом 1. При попадании роликов в вершины паза 9 (который имеет форму многоугольника со скругленными вершинами) тяги расходятся, поворачиваясь относительно осей 17 (фиг. 3), а плавники 7 при этом сходятся, вызывая сжатие и выталкивание струи потока. При нахождении ролйков тяг 8 между вершинами паза 9 тяги сходится, а плавники 7 расходятся, засасывая струю потока. Таким образом, вращательное движение кулач-. ка 2 преобразуется в колебательное движение тяг 8, жестко связанных с плжниками, т; е. плавники совершают машущие движения с помощью тяг и профилированного кулачка.

Тяги при этом не препятствуют движению воды, одновременно предохраняя насадку от попадания громоздких предметов, способных ее повредить.

В случае прямого хода судна и вращения кулачка в направлении, указанном стрелкой на фиг. 4, упругая пластина 12 будет при наезде на ролик тяги 8 отжиматься этим роликом, перекрывая при этом канал 12 и открывая канал 11 для дальнейшего движения по нему ролика тяги.

Из фиг. 4 ясно, что при перемене направления вращения кулачка на противоположное указанному стрелкой (т. е. при переходе судна на задний ход) ролик тяги 8 попадает в канал 1 1 при наезде на него направляющей пластины 12, так как канал 11 перекрывается при этом направляющей пластиной 12.

При переходе судна на задний ход вступает в работу паэ 10, имеющий . форму окружности Переход ролика тяги

8 с паза 9 в паз 10 происходит по пазам 11 с наклонным дном. Глубина пазов 9 и 10 различна, причем у паза 10 она меньше. Благодаря этому при переходе ролика тяги 8 с поверхности паза 9 на поверхность паза 10 кулачок под действием ролика отжимает пружину 14 и по направляющим шлицам 16 отодвигается вдоль вала.

Прекращение пульсации насадки заключается в том, что ролик переходит в паз

10 и начинает перемещаться по окружности. Этим самым исключается возможность пульсирующего движения плавников насадки при работе винта на задний ход.

При изменении направления вращения гребного вала на передний ход ролик по тем же наклонным паэам 11 выходит из.5 9257 паза 10 и переходит на паз 9 под давлением пружины 14, чем и обеспечивается преобразование вращательного движения кулачка 2 в пульсирующее движение плавников 7 насадки. При этом кулачок2 g под действием пружины 14 по направляющим шлицам 16 возвращается в исходное положение.

Взаимодействие гребного винта с пульсирующей.насадкой прн сравнительно вы- 10 соких нагрузках таково, что упор винтнасадка состоит иэ двух частей. Одна из них создается винтом, работающим в насадке, а другая возникает в результате воздействия потока винта на насадку. В и обычных насадках вторая часть упора значительно меньше.

В пульсирующей насадке вторую часть упора можно увеличить, сделать ее со.измеримой с первой частью или превышающей первую часть.

Для увеличения дополнительного упора гребного винта за счет пульсации плавников 7 насадки на них устанавливаются в продольном направлении лонжероны (на чертежах не показаны}.

Данный движитель обладает повышенной эффективностью благодаря созданию дополнительной тяги.

Формула изобретения

1. Судовой движитель, включающий в себя винт н составную насадку пере59 6 менного сечения, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения эффективности путем создания дополнительной силы тяги, направленной в сторону движения судна, он снабжен кольцеобраэной обоймой, охватывающей насадку выполненную иэ, по меньшей мере трех подвижных плавников, шарнирно связанных с кольцеобразной обоймой и жестко - с тягами, снабженными роликами, закрепленными на их свободных копнах и. входящих в многоугольный паз, на торцовой поверхности кулачка, жестко закрепленного на греб1ном валу.

2. Движитель по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью предотвращения пульсации плавников при движении судна задним ходом, на торцовой поверхности кулачка выполнен кольцеобразный паз, концентрически охватывающий многоугольный паз и сообщенный с последним продольными выемками.

3. Движитель по пп. 1 и 2. о т л ич а ю ш и и с я тем, что глубина кольцеобразного паза меньше глубины многоугольного паза.

4. Двиижтель по пп. 1 — 3, о т л ич а ю ш и и с я тем, что продольные выемки, сообщающие пазы, выполнены с уклоном в сторону многоугольного паза.

Источники информапии, принятые во внимание при экспертизе . 1. Авторское свидетельство СССР

М 76039, кл. В 63 Н 5/14, 04.07.45 (прототип) .

925759

Составитель А. Честной

Редактор Б. Федотов Техред М.Рейвес Корректор А. Ференц

Заказ 4729/1 1 Тираж 463 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4./5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород; ул. Проектная, 4

Судовой движитель Судовой движитель Судовой движитель Судовой движитель Судовой движитель 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании судовых систем электродвижения с погружными (размещаемыми непосредственно в забортной воде) гребными электродвигателями

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании малошумных совмещенных двигательно-движительных установок

Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенных для эксплуатации во льдах

Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенным для эксплуатации во льдах

Изобретение относится к судостроению, к судовым движителям в насадке

Изобретение относится к движителям и может быть использовано на водном и воздушном транспорте

Движитель // 2139217
Изобретение относится к области транспортных средств типа аэросаней, судов на воздушной подушке или подводных аппаратов

Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенных для эксплуатации во льдах

Изобретение относится к судостроению и авиации, касаясь создания винтовых движителей для использования их в жидкой и газовой средах, например у надводных или подводных судов, самолетов, вертолетов, аэросаней и других транспортных средств аналогичного типа

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям судов, и может использоваться в качестве форсажного движителя, средства активного управления, резервного движения и основного средства движения в составе многодвижительной пропульсивной установки
Наверх