Фрикционный гаситель колебаний

 

Союз Советских

Социапмстическмх

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ti)933482 (61) Дополнительное к авт. свив-ву— (22)Заявлено 03.10.80 (21) 2989072/27-11 с присоединением заявки .%— (23) Л риоритет—

Опубликовано 07. 06. 8?. Бюллетень Рй 2 1

Дата опубликования описания 07 ° 06 ° 82 (о1) 4. Кл.

В 60 0 13/04

8 61 F 5/12

Пкудврстввнный комитет

СССР по делам нзооретеннй и открытий (53) УДК 629 4 .027.3;35 (088.8) В.А.Гришин, А.Н.Емельяненко, В.А.Камаев и, .М.Черкашин

E:.

qE

Брянский ордена "Знак Почета" институт транспортного машиностроения (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ

Изобретение относится к области железнодорожного транспортного машиностроения, а именно к гасителям колебаний ходовых частей вагонов и локомотивов.

Известен фрикционный гаситель преимущественно для ходовой части железнодорожного транспортного средства, содержащий корпус, размещенные внутри него два фрикционных элемента ша о ровой формы, из которых внутренний выполнен из двух пустотелых частей, установленных с возможностью пространственного вращения относительно. наружного элемента, и упругую вставку, соединенную со штоком(1 j.

Такой гаситель не обеспечивает демпфирования вдоль оси штока.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей гасителя путем одновременного демпфирования угловых пространственных колебаний и колебаний, налравленных вдоль оси штока.

Цель достигается тем, что к пустотелым частям со стороны их внутренних поверхностей жестко прикреплены накладки с цилиндрическими поверхностями трения, упругая вставка выполнена в виде двух полуколец, контактирующих по внешним цилиндрическим поверхностям с накладками, двух расположенных соосно со штоком дисков, выполненных с коническими боковыми поверхностями и контактирующих по этим поверхностям с полукольцами, на конце штока расположен бурт, взаимодействующий с верхним диском, а на штоке — регулировочная пружина, поджимающая к накладкам нижний диск.

Кроме того, поверхности полуколец, контактирующие с накладками цилиндрической формы, могут быть армированы слоем фрикционного материала.

На фиг. 1 изображен предлагаемый гаситель, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А фиг.1.

2 4 штока 6 - силами трения, которые возникают между накладками 4 и полукольцами 5.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого гасителя заключается в том, что благодаря его пригодности для одновременного демпфирования угловых и линейных колебаний уменьшается масса систем демпфирования ходовых частей железнодорожных транспортных средств.

Формула изобретения

1. Фрикционный гаситель колебаний, преимущественно для ходовой части железнодорожного транспортного средст,ва, содержащий корпус, размещенные внутри него два фрикционных элемента шаровой формы, из которых внутренний выполнен из двух пустотелых частей, установленных с возможностью пространственного вращения относительно наружного элемента, и упругую вставку, соединенную со штоком, о т л ич а ю шийся тем, что, с .целью расширения функциональных возможностей путем одновременного демпфирования направленных вдоль оси штока колебаний, к пустотелым частям со стороны их внутренних поверхностей жестко прикреплены накладки с цилиндрическими поверхностями трения, упругая вставка выполнена в виде двух полуколец, контактирующих по внешним цилиндрическим поверхностям с накладками, двух расположенных соосно со штоком дисков, выполненных с коническими боковыми поверхностями и контактирующих по этим поверхностям с полукольцами, на конце штока расположен бурт, взаимодействующий с верхним диском, а на штоке - регулировочная пружина, поджимающая к накладкам нижний диск.

2. Гаситель по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что поверхности полуколец, контактирующие с накладками цилиндрической формы, армированы слоем фрикционного материала.

Источники информации, принятюе во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

M 19У666, . В 60 g 13Ë4, 08.04.66 (прототип).

Э 93348

Гаситель состоит из корпуса 1, размещенных внутри него фрикционных элементов 2 и 3 шаровой формы и упругой вставки. Внутренний элемент 3 выполнен из двух пустотелых частей.

К каждой такой части со стороны внутренних поверхностей неподвижно присоединены накладки 4 цилиндрической формы. Упругая вставка выполнена в виде двух армированных по цилиндри- 10 ческим поверхностям слоем фрикционного материала полуколец 5, контактирующих по этим поверхностям с накладками 4, а по торцевым коническим

Поверхностям с расположенными на што-15 ке 6 двумя коническими шайбами 7.

Последние взаимодействуют соответст венно с буртом на конце штока 6 и с операющейся на регулировочную пружину 8 шайбой 9. Пружина 8 поджата гайкой 10, расположенной на штоке 6.

Гаситель работает следующим образом.

Вначале он настраивается на заданную силу трения. Для этого гайка 10 перемещается по резьбе штока 6, вследствие чего изменяется затяжка пружины 8. Изменение затяжки последней приводит к изменению силы, под действием которой через шайбу 9 и бурт на конце штока 6 шайбы 7 сжимаются. Изменение этой силы вле чет за собой изменение силы взаимодействия между шайбами и полукольцами 5, а также между элементами 2

35 и 3. В итоге перемещение. гайки 10

; по штоку 6 приводит к изменению контактных давлений на поверхностях сопряжения полуколец 5 с накладка4ф ми 4, а также элементов 2 и 3, а следовательно, к увеличению или уменьшению сил сопротивления, которые возникают при перемещении штока 6 как вдоль его оси, так и вокруг цент. ра элементов 2 и 3.

При движении транспортного средства отдельные узлы его ходовой части, например рама тележки и колесные пары с буксами, совершают относительно друг друга пространственные коле- 5О бания. Угловые составляющие этих колебаний демпфируются силами трения, возникающими при перемещении относительно друг друга элементов 2 и 3, а линейные, направленные вдоль оси

933482

Составитель А.Вольперт

Техред И. Тепер Корректор Л.Бокшан

Редактор З.Бородкина

Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4066/24 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционный гаситель колебаний Фрикционный гаситель колебаний Фрикционный гаситель колебаний 

 

Похожие патенты:
Наверх