Фрикционная предохранительная муфта

 

Союз Соввтсккх

Социалистических

Ресттублик (ii) 935663 (6! ) Дополнительное к авт. свнд-ву (22)Заявлено 03.06.80 (21) 2935016/2 -27 с присоединением заявки М (23)приоритет

Опубликовано 15 . 06 . 82 . Бюллетень,ие 22

Дата опубликования описания 15.06 . 82 (51)/Й. Кл.

Г 16 D 9/00

3асударстееккый коиитет

СССР (53) УД3(621 825..5(088.8) ио делаи изабретенкй и открытий

А. С. Зеленский, В. Н.Данилин, И. И. Ильин, Э. П,флик и В.А.Бурцев (72) Авторы изобретения

Краснодарский политехнический институт и От.раслевое специализированное конструкторско -технологическое .. бюро по цепным передачам сельскохозяйственных машин (71) Заявители (54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ИУФТА

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть испсльзовано в устройствах, предотвращающих поломку исполнительных органов при повышении предельного крутящего момента.

Известна предохран,ительная муфта, содержащая наружную полумуфту, соединенную фрикционными дисками со ступицей внутренней полумуфты, а также легкоплавкий предохранительный элемент (1 1.

Недостатком такой муфты является попадание воздуха из окружающей среды в зону взаимодействия легкоплавкого элемента с контртелом. Это приводит к изменению состава используемого сплава в результате химических реакций, например, окислению, потере им необходимых свойств и быстрому выходу муфты из строя. Многократные плавления при этом невозможны.

Наиболее близким к предлагаемому является муфта, содержащая две полумуфты соединенные легкоплавким эле" ментом, например сплавом Вуда, помещенным в зазоре между ведущей и ведомой муфтами (2j.

Однако легкоплавкий предохранительный элемент расположен в специальных канавках, т.е. его действие локализовано в точках. Это вызывает неравномерный износ трущихся поверхностей, Кроме того, полный момент сил, передаваемый муфтой, уменьшается из-эа неполного использования поверхности контакта. Выполнение специальных рифлений, накаток, канавок на рабочих поверхностях полумуфт усложняет технологию изготовления муфты.

Цель изобретения - повышение надежности и упрощение технологии изготовления.

Указанная цель достигается тем, что у фрикционной предохранительной муфты, содержащей две фрйкционные полумуфты, соединенные легкоплавким

3 93566 элементом, рабочие поверхности фрикционных дисков выполнены из пористого материала, а легкоплавкий материал размещен в порах материала фрикционных дисков, а пористый ма- 5 териал выполнен металлокерамическим.

На чертеже изображена предлагаемая муфта, разрез.

Муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, пакет Фрикционных 0 дисков 3, в обойме 4 ведомой полумуфты 2, зажатых тарельчатой пружиной 5 и стопорным кольцом 6, Ведущая втулка 7 имеет четыре

4 лыски, на которых установлен наруж- 15 ,ный диск 8 и внутренний фрикционный диск 9, На ведущей полумуфте 1 имеются аналогичные лыски для установки второго внутреннего фрикционного диска 10. Между внутренними ведущими -дисками 9 и 10 установлены на радиально расположенных шпонках 11 и

12 спаянные металлокерамические пористые диски 13 и 14. Спайка дисков образуется за счет введения в их поры расплавленного легкоплавкого сплава и последующего охлаждения поджатых друг к другу дисков.

При превышении заданного предельного момента начнется срабатывание 30 муфты по взаимодействующим поверхностям пакета фоикционных дисков 3, Температура муфты в связи с интенсивным тепловыделением при трении будет увеличиваться. При повышении температуры до точки плавления сплава, находящегося в порах металлокерамических дисков 13 и 14 начнется рас" паивание их по сопрягаемой торцовой поверхности и срабатывание муфты по ео этой поверхности. При этом срабатывание муфты по поверхностям пакета фрикционных дисков 3 прекратится, так как коэффициент трения между дисками 13 и 14 меньше (О= 0,1), а чем коэффициент трения между сопрягаемыми поверхностями пакета фрикционных дисков 3 (P 0,3). После снятия нагрузки, полной остановки муфты и ее остывании до температуры затверде- >О вания сплава, сопрягаемая торцовая поверхность дисков 13 и 14 вновь спаяется, и муфта будет подготовлена к следующему срабатыванию. При этом конструкция обеспечивает минимальный контакт плавящегося наполнителя с атмосферой, В качестве плавящихся наполнителей металлокерамических дисков могут использоваться, например, сплав из

66,4 вес.ч. индия и 34,6 вес.ч, висмута (температура плавления 72 С), сплав Вуда (14,9 вес.ч. олова, 59,7 вес.ч. висмута, 10,5 вес.ч. кадмия и 14,9 вес.ч. свинца). Темпера ура плавления 70-80 С, сплав Розе о (50 вес.ч. олова, 50 вес.ч. висмута, 2 вес.ч. свинца, температура плавления 95-98 С) .

Подобные вещества в результате фазового перехода поглощают также часть избыточного тепла и стабилизируют температурные условия работы муфты. Данная конструкция муфты обеспечивает самоотключение, надежна в работе.

Формула изобретения

1. Фрикционная предохранительная муфта, содержащая две полумуфты, размещенные между ними фрикционные диски и соединительный элемент из легкоплавкого материала, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения технологии изготовления, рабочие поверхности Фрикционных дисков выполнены из пористого материала, а легкоплавкий материал размещен в Порах материала фрикционных дисков.

2. Муфта по и.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что рабочие поверхности фрикционных дисков выполнены металлокерамическими.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

1 685860, кл. F 16 D 9/00, 1979.

2. Авторское свидетельство CCCP

М99456, кл. F16 D 9/00, 1952 (прототип) .

935б61 р f2 9

Составитель Г.Горшкова

Редактор Л.Авраменко Техред К. Иыцьо Корректор А,Дзятко

Заказ 4180/38 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Ф

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная предохранительная муфта Фрикционная предохранительная муфта Фрикционная предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 742644

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам гидропульсационных прессов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину
Наверх