Узел крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины

 

Союз Советсник

Соцмалиетичесиик

Республик

ОП ИСАКИЯ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1 1) 936236 (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву(22)Заявлено 06. 11.79 (21) 2836720/214-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет(51) М. Кл.

H 02 К 3/50

Н 02 К 9/22

Ркудвретвошый квмктвт

CCCP ае авлам кзв4рвтевкй к вткрытк11

Опубликовано 15;06° . 82 Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 15.06.82 (53) УДК 621.313..713(088.8) (72) Авторы изобретения

Г у

Г

Б.В:Астафьев и В.А.Астафьев (7I ) заявители (54) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ

ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ

Изобретение относится к узлу крепления обмотки статора электрической машины.

Известна электрическая машина, в которой между лобовыми частями обмотки статора и внутренней поверхнос-. тью корпуса расположено кольцо из алюминия, причем между кольцом и лобовыми частями имеется слой смолы ти-. па эпоксидной (1) . с

Однако ограниченная поверхность контФста кольца с лобовыми частями приводит к местным перегревам лобовых частей в зоне, не охваченной . кольцом. В процессе работы машины под действием электродинамических усилий в проводниках обмотки и температурных нагревов появляется зазор между лобовыми частями и кольцом, ухудшающий теплоотвод от лобовых частей. Причем хотя алюминий обладает высокими теплопроводящими свойствами, наличие слоя смолы резко снижает величину теплового потока от лобовых частей к корпусу.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является узел крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, включающий выполненную из высокотеплопроводного изоляционного материала, например на основе окислов бериллия, обечайку., охватывающую лобовые части по их то внутреннеи, наружной, обращенной к корпусу, и торцовой поверхностям 123 .

Однако указанная конструкция не обеспечивает ремонтоспособности.

Цель изобретения - обеспечение !

5 ремонтоспособности конструкции.

Для достижения цели обечайка выполнена в виде двух разъемно соединенных с аксиальным зазором колец, одно из которых расположено между корпусом и наружной поверхностью лобовых частей, а другое имеет Г-образную форму и охватывает лобовые части по их внутренней и торцовой поверх936236 ностям, причем кольца фиксированы стопорно-прижимным элементом.

При этом кольца могут быть сопряжены по цилиндрическим или по коническим поверхностям, а наружное кольцо может быть выполнено составным из отдельных сегментов.

На фиг.1 изображен статор электродвигателя с теплоотводящей обечайкой лобовых частей, состоящей из 1О двух колец, соединяемых посредством цилиндрической поверхности, разрез; на фиг.2 — вариант с соединением колец по конической поверхности; на фиг.3 - вариант с наружным кольцом, 15 выполненным составным из отдельных сегментов, вид А на фиг.2.

В корпус двигателя 1 помещен пакет статора 2 с электрической обмоткой 3. Лобовые части обмотки отогнуты к корпусу. В образованное лобовыми частями и пакетом кольцевое пространство вложено внутреннее кольцо

4, имеющее наружную кольцевую цилиндническую заточку. Наружное Г-образное Б кольцо 5 охватывает лобовые части и посредством кольцевой цилиндрической проточки соединено с внутренним кольцом. Кольца фиксируются в корпусе," стопорно-прижимными элементами 6. зо

Как правило, секции обмотки укладываются в пазы и лобовые части, особенно всыпных обмоток, формируются вручную, поэтому технологически возможно несовпадение торцовых поверхностей 7 секций обмотки.

Соединение 8 по цилиндрическим и коническим поверхностям и аксиальные кольцевые зазоры между кольцами

9 позволяют сформовать лобовые части секций обмотки и исключить воздушный зазор между обмоткой 3 и кольцами 4 и

5. Для прокладки выводных концов от обмотки в кольце имеются соответствующего диаметра отверстия.

При работе машины тепловой поток от лобовых частей отмотки отводится через кольца 4 и 5 к корпусу машины.

Наружное кольцо может быть выполнено составным из отдельных сегментов 10, Применение теплоотводящей обечайки улучшает теплоотвод от лобовых

4 частей обмотки, понижает температуру нагрева обмотки в лобовых частях и увеличивает единичную мощность машины, повышает надежность работы обмоток, исключив вибрации лобовых частей обмотки от электродинамических усилий в секциях и относительные перемещения проводников секций на выходе из пакета при вибрациях корпуса машины и обеспечивает ремонтоспособность обмотки.

Формула изобретения

1. Узел крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, включающий выполненную из высокотеплопроводного изоляционного материала, например на основе окислов бериллия, обечайку, охватывакицую лобовые части по их внутренней, наружной, обращенной к корпусу и торцовой поверхностям, отличающийся тем, что, с целью обеспечения ремонтоспособности, обечайка выполнена в виде двух разъемно соединенных с аксиальным зазором колец, одно из которых расположено между корпусом и наружной поверхностью лобовых частей, а другое имеет Г-образную форму и охватывает лобовые части по их внутреныей и торцовой поверхностям,. причем кольца фиксированы стопорно-прижимным элементом.

2. Узел по и.1, о т л и ч а юшийся тем, что упомянутые кольца сопряжены по цилиндрической поверхности.

3. Узел по и.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что кольца сопряжены по конической поверхности.

4. Узел по пп.1-3, о т л и ч а юшийся тем, что наружное кольцо выполнено составным из отдельных сегментов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США 1т 3508092, кл. 310-64, 1968.

2. Патент Франции У 2126510, кл. H 02 K 5/00, 1975.

936236

Составитель Л.Карцева

Редактор И.Келемеш Техред С. Мигунова Корректор Н.Стец

Заказ 4241/66 Тирам 721 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Узел крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Узел крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Узел крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:
Наверх