Способ оценки коррозионной агрессивности моторных масел

 

О и И С А Н И Е < "938102

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДРТЕЛЬСТВУ

Союз Советскин

Социапистическин

Республик (6I ) Дополнительное к авт. свнд-ву (22)Заявлено 09.07.80 (21) 2954745/25-28 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл.

G Ol 14 17/00

G O l К 33/26 фкударетеенный квинтет

СССР

Опубликовано 23.06. 82. Бюллетень № 23

Дата опубликования описания 23.06.82 но делам нзебретеннй н еткрктнй (53) УДК 620. 193. .471.2 (088. 8) (72) Авторы изобретения

E.Ï.Ñîáîëåâ и А.В.Кожекин (7I ) Заявитель (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ КОРРОЗИОННОЙ АГРЕССИВНОСТИ

МОТОРНЫХ МАСЕЛ

1 г

Изобретение относится к испытаниям материалов и может быть ис— пользовано при оценке коррозионной агрессивности моторных масел.

Известен способ определения кор5 розионной агрессивности моторных масел, заключающийся в том, что испытуемые масла заливают в терированные стеклянные пробирки и нагревают в масляной бане до температуры 140 С, „, металлические пластины подвешивают над пробирками и, перемещая с помощью электромотора вверх и вниз, осуществляют периодический контакт с маслом и воздухом в продолжение 15

50 ч (11.

Однако этот способ не об еспечивает достаточно высокой скорости коррозионных процессов и не позволяет надежно дифференцировать масла 20 по их коррозионной агрессивности.

Известен также способ определения коррозионной агрессивности. масел, заключающийся в том, что масло нагре2 вают до 150ОC при испытании без при0 садок и до 200 С при испытании масла с присадками, подвергают принудитель— ной циркуляции с расходом 125 л/ч при перемешивании с воздухом через реактор с установленными в нем неподвижно металлическими образцами, из реактора масло через центральную трубку подают в расходный бачок, где нагревают, и снова подают на циркуляцию j 2j.

Недостатки этого способа заключаются в том, что вследствие малой степени распыления масла и его взаимодействия с кислородом воздуха мала интенсивность окисления масла и количество образующихся при этом органических перекисей, являющихся основными окислительными агентами в процессе коррозии металлов при высоких температурах, кроме того, значительная часть образующихся при окислении масла органических перекисей разрушается в процессе прину

938 дительной циркуляции в системе прокачки и не вэаимодейству-ет с метал— лическими образцами, а на стенках циркуляционной системы неизбежно происходит адсорбция присадок и других компонентов масел. Все это приводит к искажениям результатов оценки коррозионной агрессивности масел.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ оценки коррозионной агрессивности масел„ зак>почающийся в том, что металлические ппастины закрепляют на наклонной оси и вращают в камере с о нагретым до 140 С испытуемым маслом с частотой 16 об/мин в присутствии воздуха, обеспечивая периодическое . контактирование пластин с маслом, и по изменению веса пластин судят о коррозионной агрессивности масла 3 j.

Недостатком известного способа является значительная его продолжительность (25 ч) и невысокая точность оценки вследствие малой дифференциации масел по их коррозионной агрессивности.

Цель изобретения — ускорение и повышение точности оценки.

Указанная цель достигается тем, что в способе оценки коррозионной агрессивности моторных масел, заключа ощемся в том, что металлические пластины закрепляют на оси и враща— ют в камере с нагретым испытуемым маслом в присутствии воздуха и по изменению веса пластин судят о кор— розионной агрессивности масла, ис— пользуют чередующиеся пластины из свинца и меди, вращение которых осуществляют вокруг горизонтальной оси с частотой 600-750 об/мин, температуру масла выбирают 155-170 С, а воздух подают в камеру с расходом

5 Π— 1 00 мл /мин.

На чертеже изображено устройство для осуществления предлагаемого способа..

Устройство состоит иэ камеры цилиндрической формы, выполненной из нержавеющей стали и разделенной по образующей на две части. Нижняя часть камеры — реактор 1 для заливки испытуемого масла с регулируемым электроподогревом, в котором закреплены две полуоси 2 на подшипниках

102

7 и горизонтальная ось 4, на которой через разделительные втулки 5 крепятся чередующиеся круглые свин— цовые и медные пластины 6 и 7. Медные пластины выполняют роль катализатора коррозии. Верхняя часть камеры — крышка 8 с двумя карманами для контрольного и контактного тер— моме1pos 9 и 10 и патрубками 11 для продувки камеры воздухом (в направлении стрелок на чертеже). Для измерения расхода воздуха предусмотрен реометр {не показан), а вращение оси

4 осуществляют электромотором (не показан) .

Способ осуществляют следующим об— разом.

В реактор 1 заливают 150-200 мл испытуемого масла, которое нагрео вают до температуры 155 †1 С, при которой наблюдается наиболее интен— сивная коррозия свинцовых пластин

6 в присутствии медных. Пластины

6 и 7 закреппяют на горизонтальной оси 4 и вращают с частотой 600—

750 об/мин. Такая частота вращения способствует еще более. резкому повы-; шению коррозии, поскольку вызывает распыление масла по всему объему камеры и улучшает его контакт с пла— стинами 6 и 7. Увеличение частоты более 750 об/мин не целесообразно, поскольку, как установлено, оно не приводит к дальнейшему существенному повышению коррозии.

В процессе испытания принудитель— но продувают через камеру воздух, который подают с расходом 50100 мл/мин. Воздух обогащает масло кислородом и также ускоряет коррозию пластин 6 и 7.

При взаимодействии нагретого и распыпенного в виде тумана масла с кислородом воздуха и в результате каталитического воздействия медных пластин 7 происходит интенсивное окисление масла с образованием боль— шого количества органических перекисей и кислот, стимулирующих процесс коррозии свинцовых пластин 6, а также и медных пластин 7, которые можно использовать для оценки коррозионной агрессивности масел с присадками, взаимодействующими с медью.

Испытания продолжают 6-8 ч, пос— ле чегр по изменению веса свинцовых и медных ппастин оценивают корроэионную агрессивность масла.

9381

Способ позволяет значительно ускорить процесс оценки коррозионной агрессивности масел и повысить ее точность, поскольку увеличивает показатель коррозии свинцовых пластин примерно в 250 раз, что облег— чает дифференциацию масел по их кор— розионной агрессивности.

Формула изобретения

Способ оценки коррозионной агрес— сивности моторных масел, заключающийся в том., что металлические пла- 15 стины закрепляют на оси и вращают в камере с нагретым испытуемым мас— лом в присутствии воздуха и по изме— нению веса пластин судят с коррози02 б онной агрессивности масла, о т л и ч а ю шийся тем, что, с .целью ускорения и повышения точности оценки, используют чередующиеся пластины из свинца и меди, вращение которых осуществляют вокруг горизонтальной оси с частотой 600-750 об/мин о температуру масла выбирают 155-170 С, а воздух подают в камеру с расходом 50-100 об/мин. !

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Метод определения коррозийности .(по Пинкевичу) . ГОСТ 5162-49.

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 1?9872. кл. G Ol N 17/00, 1959.

3. Метод определения коррозийности на приборе ДК-HA1% (прототип)

ГОСТ 20502-75.

Составитель Г,Алехов

Редактор Р, Цицика Техред А.Бабинец Кор рек тор Н. Стец

Заказ 4448 64 Тираж 887 Подписное

ВНЯЛИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5

Фипиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ оценки коррозионной агрессивности моторных масел Способ оценки коррозионной агрессивности моторных масел Способ оценки коррозионной агрессивности моторных масел 

 

Похожие патенты:
Наверх