Судовая турбомашина

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

<и1 1

К АевТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.07.79 (21) 2829684)25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 01 D 15/04.

Гееудеретвеенмй кемитет (53) УДК 621.438 (088.8) Опубликовано 07.07.82. Бюллетень № 25

Дата опубликования описания 17.07.82

IIo делам изебретеиий и етермтий (72) Авторы: изобретения

В. Я. Г уляев, Э. Е. Богорад, А. С. Кельзон, Б. Ф. Клочков, А. В. Кузьмин, Ю. П. Циманский и В. И, Яковлев

Ленинградское ордена Октябрьской Революции высшее инженерное морское училище им. адм. С. О. Мак;трова (71) Заявитель. (54) СУДОВАЯ ТУР БОМАШИ НА

Изобретение относится к судовому энергомашиностроению.

Известна конструкция турбомашины, содержащая ротор, статор с уплотнительными диафрагмами, фундамент с подшипниковыми стойками и подшипниками, в которой установлен дополнительный упругий подшипник (1) .

Однако такая конструкция турбомашины обладает существенными недостатками, так как на различных режимах работы упругий подшипник из-за изменения направлений силы своего веса вызывает дополнительные расцентрирующие усилия на роторе, что приводит к задеванию ротора о диафрагмы, т.е. к аварии.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является судовая турбомашина, содержащая установленный на фундаменте посредством амортизаторов статор, соединенный с уплотнительными диафрагмами и снабженный подшипниковыми стойками, в которых на упруго-демпферных опорах расположен ротор с рабочими дисками. Упругая установка ротора в подшипниках и статора на фундаменте способствует уменьшению динамических нагрузок в турбомашине (2) .

Однако в случае переменного режима при качке, крене или дифференте происходит расцентровка статора и ротора, так как части весов корпуса, приходящиеся на амортизаторы и части весов ротора, приходящиеся на упругие детали, изменяются, что приводит к относительному смещению ротора относительно статора и задеванию ротора о неподвижные диафрагмы, т.е. к аварии. В случае же удара возмущение передается на статор, который неподвижными диафрагмами заденет вращающийся ротор, что также приведет к аварии.

15 Кроме того, жесткая установка диафрагмы в статоре вызывает дополнительные динамические усилия от трения о рабочую среду, что приводит к увеличению виброактивности ротора.

Цель изобретения — снижение виброактивности и повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что статор соединен с уплотнительными диафрагмами при помощи упругих подвесов, подат941634 ливость каждого из которых определяется по формуле

Р Х где Yy — статическая осадка ротора относительно фундамента в зоне упругого подвеса;

Ух - статическая осадка ротора относительно статора в зоне упругого подвеса;

P — радиальная составляющая силы тяжести. ! о

На чертеже схематично изображена судовая турбомашина.

Турбомашина содержит установленный на фундаменте 1 посредством амортизаторов 2 статор 3, соединенный с уплотнительными диафрагмами 4 и снабженный подшипниковыми стойками 5, в которых на упpyro-демпферных опорах 6 расположен ротор 7 с рабочими дисками 8. Статор 3 соединен с уплотнительными диафрагмами 4 при помощи упругих подвесов 9, податливость каждого из которых определяется по формуле

С Р Х

Я

Судовая турбомашина работает следующим образом.

При работе в стационарном режиме, при отсутствии качки, крена, дифферента, ротор 7 турбомашины вращается, вызывая незначительные динамические нагрузки на подшипниковые стойки 5 и фундамент 1.

В случае переменного режима, при качке, крене и дифференте, упруго-демпферные опоры 6 и упругие подвесы 9, ротор 7 и статор

3 с уплотнительными диафрагмами 4 сместятся на одну и ту же величину и в одну и ту же сторону в силу соответствую35 щих податливостей, заранее полученных из зависимости

У .Р

Относительное смещение ротора 7 и статора 3, таким образом, будет равно нулю, следовательно расцентровки их не произой- 40 дет, что повышает надежность турбомашины.

В случае удара фундамента 1 возмущение от него передается на амортизаторы 2 и, благодаря податливости последних и значительной массы статора 3, силы инерции удержат статор 3 от смещения, поэтому возмущение не передается на остальные детали турбомашины, т.е. турбомашина будет ударостойкой.

Благодаря упругой установки диафрагмы 4 динамические усилия от трения о рабочую среду будут минимальны, т.е. виброактивность турбомашины уменьшается.

Формула изобретения

Судовая турбомашина, содержащая установленный на фундаменте посредством амортизаторов статор, соединенный с уплотнительными диафрагмами и снабженный подшипниковыми стойками, в которых на упруro-демпферных опорах расположен ротор с рабочими дисками, отличающаяся тем, что, с целью снижения виброактивности и повышения надежности, статор соединен с уплотнительными диафрагмами при помощи VII ругих подвесов, податливость каждого из которых определяется по формуле

Я где Yy — статическая осадка ротора относительно фундамента в зоне упругого подвеса; — статическая осадка ротора относительно статора в зоне упругого подвеса;

У вЂ” радиальная составляющая силы тяжести.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Хо 3778182, кл. 415 — 10!, опублик. 1974.

2. Вопросы динамики и прочности. Вып.

XIII. Рига, Звайгане, 1967, с. 115 — 125.

941634

Составитель Е. Крейдин

Редактор А. Шандор Техред A. Байкас Ко ррек то р М. Коста

Заказ 4791/20 Тираж 539 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Судовая турбомашина Судовая турбомашина Судовая турбомашина 

 

Наверх