Гидродинамическая муфта

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е (,941741

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.05.80 (21) 293549525-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

F 16 D 33/02

Гееударстееаиьм кемитет

СССР (53) УДК 621.825..6 (088. 8) Опубликовано 07.07.82. Бюллетень №25

Дата опубликования описания 17.07.82 ав делам иэебретеиий и еткрмтий (72) Автор изобретения

Ю. А. Цыбульник (71) Заявитель (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна гидродинамическая муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через рабочую жидкость, количество которой регулируется давлением газа (1).

Недостатком ее является сложность конструкции из-за повышенных требований к плоскости корпуса.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является гидродинамическая муфта, содержащая насосное колесо и турбинное колесо с вспомогательной полостью и рабочей полостью, частично заполненной жидкостью (2).

Недостатком известной муфты является низкие надежность и экономичность.

Цель изобретения — повышение надежности и экономичности при регулировании передаваемого момента путем изменения плотности жидкости.

Поставленная цель достигается тем, что гидродинамическая муфта, содержащая насосное и турбинное колеса, рабочую и вспо.могательную полости, частично заполнен2 ные рабочей жидкостью, снабжена проточным теплообменником. расположенн . м во вспомогательной полости и имеющим магистрали для подвода и отвода хладагента.

На фиг. 1 изображена гидродинамическая муфта, разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Муфта содержит лопастные насосное 1 и турбинное 2 рабочие колеса. При установке муфты на валу приводного двигателя насосным будет колесо 1 с рабочими лопатками 3 и установленными на его тыльной стороне лопатками 4. Насосное колесо

1 установлено в ступице турбинного колеса 2 на подшипник 5 с возможноетью свободного вращения и закреплено при помощи пружинного кольца 6. Герметизация насосного колеса 1 в турбинном 2 осуществляется уплотнением 7, установленным в крышке 8. К турбинному колесу 2 болтами 9 крепится колпак 10, разделенный перегородкой 11 на вспомогательную. полость 12 и рабочую полость 13. В полости 13 размещено насосное колесо 1, проточный теплообменник 14 с ребрами 15. Теплообменник

14 сообщает периферию камеры 12 со сливной полостью 16, коллектора 17, в котором

94 закреплена труба 18 подвода охлаждающей жидкости. В рабочих - колесах 1. и 2 выполнены дренажные отверстия 19 и 20. Для предотвращения повышения давления внутри ротора муфты в перегородке 11 установлен предохранительный клапан 21, сообщающий внутреннюю полость ротора с окружающей средой.

На валу приводного двигателя муфта крепится расточкой в ступице насосного колеса 1. С приводимой машиной муфта соединяется клиновыми ремнями, располагающимися в ручьях 22 турбинного колеса.

Перед вводом в эксплуатацию во внутреннюю полость муфты заливается расчетное количество жидкости, а по стрелке О подается охлаждающая жидкость, которая после прохода через теплообменник 14 сливается по стрелке О.

Муфта работает следующим образом.

После включения приводного двигателя (не показан) приобретает полную угловую скорость посаженное на его валу насосное колесо 1. Оно захватывает своими лопатками 3 заполняющую муфту рабочую жидкость и нагнетает ее в лопастную систему из лопаток турбинного колеса, в связи с чем начинается передача момента от колеса 1 к колесу g, как в любой турбомуфте.

При этом лопатки 4 также сообщают полную угловую скорость жидкости, находящейся в их междулопастном пространстве, и там образуется жидкостное кольцо, а противодавление, развитое в нем, препятствует проникновению рабочей жидкости из рабочей полости в полость расположения импеллерных лопаток 4. Поскольку в муфту залито расчетное количество рабочей жидкости, в начале разгона приводимой машины, когда рабочая жидкость еще не разогрета, степень заполнения муфты минимальна и передаваемый ею момент не превышает допустимый двигателем. По мере разгона приводимой машины, в связи со снижением скольжения, момент на валу муфты должен падать, однако это падение величины момента автоматически предотвращается тем, что в связи с выделением большого количества тепла при скольжении, температура рабочей жидкости возрастает, что ведет к ее объемному расширению и повышению степени заполнения рабочей полости при одновременном снижении вязкости. Процесс длится до тех пор, пока муфта не войдет в тепловой баланс с окружающей средой. Во избежание перегрева муфты, и в связи с превышением ею максимальной расчетной температуры, при достижении температурной расчетной величины посредством теплообменника 14 осуществляется прекращение дальнейшего

1741

Формула изобретения

5

З0

4 роста температуры. Это расчетное значение температуры муфты соответствует максимальному заполнению ее рабочей полости за счет теплового объемного расширения рабочей жидкости. Во избежание недопустимого повышения давления в муфте при изменении ее степени заполнения в центральной зоне незаполненного жидкостью объема расположен предохранительный клапан 21, который, открываясь давлением сжимаемой газовой среды, сообщает внутреннюю незаполненную жидкостью полость с окружающей средой, снижая тем самым давление внутри муфты до виличины, допустимой уплотнением 6.

При необходимости регулирования скольжения в теплообъемник 14 подают количество охлаждающей жидкости, необходимое для обеспечения требуемой температуры рабочей жидкости, а тем самым и степени заполнения необходимой для требуемого скольжения.

Для повышения эффективности регулирования исключением теплоотвода в окружающую среду, минуя теплообменник, поверхность муфты, контактирующая с окружающей средой, может быть покрыта теплоизоляцией.

Предложенный способ регулирования особенно выгоден тем, что максимальному

КПД муфты соответствует минимальная затрата энергии на управление ею (минимальный расход охлаждающей жидкости или полное отключение охлаждающего контура), т. е. такой способ регулирования благодаря использованию для его осуществления утилизируемого тепла наиболее экономичен из известных, а конструкция муфты предельно упрощена.

Гидродинамическая муфта, содержащая насосное и турбинное колеса, рабочую и вспомогательную полости, частично заполненные рабочей жидкостью, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и экономичности при регулировании передаваемого момента путем изменения плотности жидкости, она снабжена проточным теплообменником, расположенным во вспомогательной полости и имеющим магистрали для подвода и отвода хладагента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ко 179139, кл. F 16 D 33/02, 1962.

2, Алексопольский Д. Я. Гидродинамические передачи. М., «Машгиз», 1963, с. 84, рис. 4 в (прототип) .

941741

Составитель И. Япунов

Редактор С. Патрушева Техред А. Бойкас Корректор А. Ференц

Заказ 4802 25 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 I3035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидродинамическая муфта Гидродинамическая муфта Гидродинамическая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к мгипиностроению и может быть использовано в станкостроении и других отраслях тфоьв шшенности

Изобретение относится к регулируемым гидродинамическим передачам и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины. Муфта гидродинамическая содержит первичное (2) и вторичное (4) колеса с отверстиями в диске, вращающийся кожух (5), отводную камеру (11), опоры (6 и 7) подшипников ведущего (1) и ведомого (3) роторов, систему циркуляции рабочей жидкости и орган, регулирующие наполнение муфты. Корпус отводной камеры (11) выполнен с радиальным отверстием под установку поворотного золотника (10). Поворотный золотник (10) снабжен пазами, соединяющими рабочую полость муфты с окружающим подкорпусным пространством. Уровень жидкости в муфте регулируется за счет перемещения по радиусу места отбора рабочей жидкости, осуществляемого поворотом золотника вокруг своей оси. Обеспечивается повышение энергоэффективности гидромуфты, а также снижение степени диспергации воздуха в рабочей жидкости. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх