Способ нарезания плоских зубчатых колес цилиндро-конических передач и червячная фреза для его осуществления

 

АНИЕ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.08.81 (21) 2977383/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 23 F 9/14//

В 23 F 21/16

Гееуддрстввииый квмитет

СССР по делам извврвтвиий и аткрмтий

Опубликовано 23.07.82. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 28.07.82 (53) УДК 621.924. .6.621..833 (088.8) (72) Автор изобретения

С. Я. Бараболя (71) Заявитель (54) СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ПЛОСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

ЦИЛИНДРО-КОНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ И ЧЕРВЯЧНАЯ

ФРЕЗА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к зубообработке, а более конкретно к нарезанию плоских зубчатых колес цилиндро-конических передач методом обката червячными фрезами на зубофрезерных станках.

Известен способ нарезания плоских зубчатых колес цилиндро-конических передач методом обкатки на зубофрезерных станках посредством укороченной червячной фрезы с радиальной подачей. Фреза выполняется укороченной настолько, чтобы ее длина равнялась 1,5 — 2,0 шагам ее винтовой нарезки. При нарезании плоского колеса с пересекающимися осями, фрезу устанавливают симметрично относительно диаметральной плоскости заготовки, а при нарезании колеса передачи со скрещивающимися осями фрезу устанавливают со смещением на величину, которая определяется из заданных условий данного зубчатого зацепления (1) .

Однако он не позволяет получать симметричный торцовый профиль с двух сторон зуба без подрезания, в особенности плоских зубчатых колес с малым числом зубьев, и без дополнительного срезания активной части зуба как у наружного, так и внутреннего диаметров, ограничивающих длину торцового зуба. При нарезании по данному способу образуется ненужная для работы зацепления большая бочкообразность зуба, т. е. бочкообразность с уменьшенным радиусом кривизны. Это обусловлено тем, что в процессе нарезания плоских зубчатых колес принимает участие лишнее количество зубьев червячной фрезы, находящихся на ее длине, равной 1,5 — 2,0 шагам ее винтовой нарезки, а режущие кромки фрезы, участвующие в одновременном профилировании левой и правой сторон профиля зуба колеса, выставлены не точно относительно плоскости, проходящей через продольную ось симметрии торцового зуба.

1s Цель изобретения — устранение подрезания зубьев нарезаемого колеса и уменьшение срезания их торцового профиля.

Поставленная цель достигается тем, что производят перемещение червячной фрезы, до совмещения оси симметрии впадины зубьев, находящейся в ее средней части, с проходящей параллельно оси вращения нарезаемого колеса, через продольную ось симметрии его зуба плоскостью, которую выставляют параллельно направлению движе944825

3 ния подачи. По одну и другую стороны от оси симметрии впадины зубьев, находящейся в средней части червячной фрезы, расположено не больше одного полного зуба.

Червячная фреза выполнена с числом зубьев, равным

Zn=Zu, + 1, где 2п — число зубьев фрезы;

Z u — число стружечных канавок.

На фиг. 1 изображена схема осуществления способа при нарезании плоского зубчатого колеса, зацепляющегося с прямозубым цилиндрическим колесом передачи с пересекающимися осями; на фиг. 2 — то же, зацепляющегося с косозубым цилиндрическим колесом, передач с пересекающимися и со скрещивающимися осями.

На фиг. 1 полнопрофильная фреза 1 установлена на суппорте зубофрезерного станка так, что ось симметрии 0,0 впадины зубьев 2 и 3, находящейся в средней части фрезы совмещена с плоскостью I проходящей через продольную ось симметрии 0 0 зуба прямозубого колеса 4 параллельно оси его вращения ОзОз. Плоскость 1 выставлена параллельно направляющей движения подачи фрезы в радиальном направлении (по стрелке А) Зубья фрезы 1 разделены стружечными канавками 5. При этом полный зуб 2 фрезы 1 находится по одну сторону, а полный зуб 3 по другую сторону от оси симметрии O Oi.

На фиг. 2 для нарезания косозубого плоского зубчатого колеса 6, зацепляющегося с косозубым цилиндрически м колесом в передачах с пересекающимися и со скрещивающимися осями, а также зацепляющегося с прямозубым цилиндрическим колесом в передаче со скрещивающимися осямй червячная, фреза 1 установлена на суппорте зубофрезерного станка так, что ось симметрии 010 впадины зубьев 2 и 3 располагаются в плоскости 1, проходящей через продольную ось симметрии OqOz зуба нарезаемого колеса 5. Плоскость 1 выставлена параллельно направлению подачи фрезы по стрелке А.

Для нарезания плоского зубчатого колеса червячная фреза 1 устанавливается сразу на полную высоту нарезаемого зуба.

В результате нарезания предлагаемым способом червячной фрезой зубья плоских зубчатых колес приобрели в продольном се4 чении бочкообразную форму боковых поверхностей.

При этом обеспечивается возможность нарезания косозубых плоских колес, зацепляющиеся с косозубыми цилиндрическими колесами в передачах как с пересекающимися, так и со скрещивающимися осями; обеспечивается одинаковый симметричный профиль торцевого зуба одновременно с двух сторон, устраняется его подрезание и

1О срезание активной части у наружного и внутреннего диаметров, ограничивающих продольную длину зуба.

Улучшается плавность работы и повышается долговечность цилиндро-конических передач. !

Формула изобретения

1. Способ нарезания плоских зубчатых колес цилиндро-конических передач червячной фрезой, которую перемещают в направлении ее оси и сообщают ей вращение, согласованное с вращением колеса и движения подачи в радиальном направлении, отличающийся тем, что, с целью повышения качества обработки за счет устранения подрезания зубьев и уменьшения срезания торцового профиля, перемещение фрезы производят до совмещения оси симметрии впадины зубьев, находящейся в ее средней части, с проходящей параллельно оси вращения нарезаемого колеса, через продольную ось симметрии его зуба плоскостью, которую выставляют параллельно направлению движения подачи.

2. Червячная фреза для нарезания плоских зубчатых колес цилиндро-конических передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения качества обработки по одну и другую сторону от оси симметрии впадины зубьев, находящейся в ее средней части, расположено не больше одного зуба с полным профилем.

3. Фреза по п. 2, отличающаяся тем, что

4В она выполнена с числом зубьев, равным

Zn = Zu + 1 .Zn — число зубьев фрезы;

45 Zu, — число стружечных канавок.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 86732, кл. В 23 F 9/14, 1949.

Щ г. 1 г.2

Составитель И. Пейсахович

Редактор Т. Киселева Техред А. Бойкас Корректор А. Ференц

Заказ 5217/! 6 Тираж 1153 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ нарезания плоских зубчатых колес цилиндро-конических передач и червячная фреза для его осуществления Способ нарезания плоских зубчатых колес цилиндро-конических передач и червячная фреза для его осуществления Способ нарезания плоских зубчатых колес цилиндро-конических передач и червячная фреза для его осуществления 

 

Похожие патенты:
Наверх