Система управления створками реверса тяги турбореактивного двигателя

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТВОРКАМИ РЕВЕРСА ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая двухпозиционный приводной гидроцилиндр, соединенный качалкой со створкой реверса, приводной гидроцилиндр замка, фиксирующий створку в полетном положении, золотниковый кран управления гидроцилиндрами и вал управления золотником крана, связанный с рычагом управления двигателем, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы системы путем предотвращения самопроизвольного перехода створки реверса в положение "реверс", в систему введен дополнительный замок фиксации качалки в полетном положении, соединенный с рычагом управления двигателем.

Изобретение относится к авиационной технике. Известна система управления реверсом, содержащая рычаг управления двигателем, соединенный тросовой проводкой с двумя валами, один из которых управляет подачей топлива в двигатель, другой вал, посредством зафиксированной на нем кулачковой шайбы управляет золотниковыми кранами, подающими воздух на перемещение створок реверса в ту или иную сторону. Недостатком этого устройства является то, что неисправность командного золотникового крана может привести к ложному срабатыванию реверсивного устройства. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является система управления реверсом тяги, содержащая двухпозиционный гидроцилиндр, соединенный качалкой со створкой реверса, приводной гидроцилиндр замка, фиксирующий створку в полетном положении, золотниковый кран управления гидроцилиндрами и вал управления золотником крана, связанный с рычагом управления двигателем. В этой системе реверс управляется рычагом управления двигателем, механически связанным с пневмозолотником, который управляет пневмоцилиндром, приводящим поворотное кольцо реверсного устройства и одновременно, посредством имеющегося на цилиндре золотника, подающим давление на срабатывание гидроцилиндров, перемещающих реверсное устройство из одного положения в другое. Система имеет обратную связь от реверсного устройства к рычагу управления подачей топлива в двигатель, которая при реверсе позволяет двигателю увеличивать обороты только после срабатывания реверсного устройства. Топливный агрегат двигателя должен иметь V-образную характеристику. Недостатком этой системы является возможность ложного срабатывания реверсного устройства. При засорении вентиляционной трубки и некоторой негерметичности золотника, связанного с рычагом управления двигателем, в командном трубопроводе от золотника может появиться давление, которое вызовет ложное срабатывание реверса. Целью данного изобретения является повышение надежности системы путем предотвращения самопроизвольного перехода створки реверса в положение "реверс" в случае ложного срабатывания гидроцилиндров или разрушения основного замка. Поставленная цель достигается тем, что в систему управления реверсом тяги, содержащую двухпозиционный гидроцилиндр, соединенный качалкой со створкой реверса, приводной гидроцилиндр замка, фиксирующей створку в полетном положении, золотниковый кран управления гидроцилиндрами и вал управления золотником крана, связанный с рычагом управления двигателем, введен дополнительный замок фиксации качалки в полетном положении, соединенный с рычагом управления двигателем. На фиг. 1 изображена силовая установка самолета, оборудованная реверсом тяги и системой управления реверсом (прямая тяга); на фиг.2 график зависимости оборотов (тяги) двигателя от угла поворота валика управления (рычага управления); на фиг.3 силовая установка самолета с реверсом тяги в положении "реверс". В гондоле 1 установлен реактивный двигатель 2 и створка 3 реверса, установленная шарнирно на оси 4. Створка удерживается в закрытом положении замком 5, который может быть открыт посредством гидроцилиндра 6. Створка 3 реверса может открываться и закрываться при помощи гидроцилиндра 7 качалки 8 и тяги 9, шарнирно связанных между собой и со створкой реверса. Двигатель и реверсное устройство управляется от одного рычага 10, связанного посредством тросов 11 с валиком управления 12, на котором зафиксированы кулачок 13 крана 14 управления гидроцилиндрами, рычаг и тяга 15 управления подачей топлива в двигатель и управляющий элемент дополнительного замка 16 в виде кулачка 17. Крюк замка 16 удерживается пружиной 18 в прижатом к кулачку 17 положении, при котором крюк препятствует повороту качалки 8. На фиг.1 изображены также крыло 19 и соединительные трубопроводы гидравлики 20. Система работает следующим образом. В диапазоне прямых тяг валик управления 12 поворачивает по часовой стрелке от показанного на чертеже положения, управляя посредством тяги 15 расходом топлива (тягой) двигателя в зависимости от требуемого режима полета, кулачки 17 и 13 не оказывают воздействия на крюк замка 16 и золотник крана 14. Створка реверса удерживается от открытия замком 5. Полость гидроцилиндра замка 6 соединена со сливом. Крюк замка 16, находясь в показанном на фиг.1 положении, предохраняет створку реверса от случайного открытия, которое может произойти, например, при закупорке слива гидросмеси из крана 14 и наличии негерметичности золотниковой пары крана, или при механическом разрушении замка 5. При переводе рычага 10 в положение "реверс" против часовой стрелки от показанного на фиг. 1 положения, валик 12 также повернется против часовой стрелки, кулачок 17 нажмет на хвостовик крюка замка 16 и, пересилив пружину 18, провернет его на некоторый угол против часовой стрелки, при этом качалка 8 получит возможность перемещения. Кулачок 13 нажмет на шток крана 14 и переместит вправо золотник крана. Золотник произведет переключение давления гидросмеси, которое будет подано в гидроцилиндр 6 замка, а затем, посредством срабатывания замка, в правую полость гидроцилиндра 7, при этом левая полость гидроцилиндра соединится со сливом. Поршень гидроцилиндра 7 переместится влево и посредством качалки 8 и тяги 9 переместит створку 3 в реверсное положение. Система перейдет в реверсное положение, показанное на фиг.3. Одновременно с этим, при повороте валика 12 посредством тяги 15, двигатель будет переведен в соответствии с графиком на фиг.2 в режим реверса. Эффект от использования изобретения заключается в повышении безопасности полетов благодаря тому, что исключен самопроизвольный переход створки реверса в положение "реверс" в случае разрушения или ложного срабатывания гидроцилиндров и открытия основного замка реверса.

Формула изобретения

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТВОРКАМИ РЕВЕРСА ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая двухпозиционный приводной гидроцилиндр, соединенный качалкой со створкой реверса, приводной гидроцилиндр замка, фиксирующий створку в полетном положении, золотниковый кран управления гидроцилиндрами и вал управления золотником крана, связанный с рычагом управления двигателем, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы системы путем предотвращения самопроизвольного перехода створки реверса в положение "реверс", в систему введен дополнительный замок фиксации качалки в полетном положении, соединенный с рычагом управления двигателем.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации и может использоваться для изготовления крышек на выходе из трубопроводов .Сущность заключается в том, что крышка имеет сотовую структуру для изменения направления выпуска текучей среды из трубопровода с наклонными ячейками и треугольным каркасным элементом для придания жесткости этой структуре

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при креплении выхлопной трубы вспомогательной силовой установки самолета, а также в других отраслях промышленности при креплении агрегатов с последующей регулировкой и фиксацией

Изобретение относится к выхлопным самолетным системам турбовинтовых двигателей

Изобретение относится к конструкции и размещению на вертолете элементов силовой установки, в частности выхлопных устройств газотурбинных двигателей двухдвигательной силовой установки вертолета

Изобретение относится к оборудованию для борьбы с пожарами

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к устройству сцепления между двумя элементами гондолы самолета, в частности реверсора тяги

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к заднему узлу гондолы турбореактивного двигателя
Наверх