Рабочее колесо турбодетандера

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<11>947587 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 120181 (21) 3233235/23-06 (51) М. Кп. с присоединением заявки ¹

F 25 В 11/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК621.57 (088. 8) Опубликовано 300782. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 30.0782 (72) Автор

"изобретения

M.В. Тригуб

Научно-исследовательский институт техщддогии" . криогенного машиностроения (71) Заявитель (5 4 ) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОДЕТАНДЕРА

Изобретение относится к холодиль- ной технике, в частности к турбодетандерам, и может быть использовано в турбодетандерах воздухоразделительных установок.

Известно рабочее колесо турбодетандера, содержащее профилйрованный диск с выполненными с ним за одно целое и расположенными на его периферии лопатками, наружные кромки которых расположены на диаметре, равном большему диаметру диска, причем каждая лопатка в сечении, перпендикулярном оси колеса, выполнена прямоугольной (lj.

Недостаток такого рабочего колеса турбодетандера заключается в том, что в нем происходит значительная потеря энергии газа. Это в конечном итоге приводит к снижению КПД машины.

Потери энергии газа на колесе происходят во-первых от того, что плоские кромки прямоугольных лопаток перекрывают выходные сечения сопел .направляющего аппарата при прохождении последних, в результате чего поток газа резко изменяет направление движения и сильно турбулизируется. Во-вторых, в местах пересечения спинки лопатки с лопаточным диском происходит отрыв пограничного слоя газа с образованием застойных эон, так как газ поступает под углом к направлению спинки лопатки и не может заполнить проходное сечение между ними. Кроме того, прямоугольная лопатка, представляет собой консольную балку постоянного .сечения, у которой частота собственных колебаний близка к частоте колебаний собственно машины, что может привести к резонансу и обрыву лопатки.

Цель изобретения — повышение КПД турбодетандера.

Поставленная цель достигается тем, что каждая лопатка в сечении, перпендикулярном к оси колеса, выполнена в виде треугольника, в каждом сечении спинка лопатки расположена по касательной к диску, а корыто радиально..

На фиг.1 изображено рабочее колесо турбодетандера; на фиг.2 - сечение A-A на фиг.1. .25 Рабочее колесо турбодетандера содержи профилированный диск 1 С выполненными с ним за одно целое и расположенными на его периферий лопатками 2, наружные кромки 3 котоЗ0 рых расположены на диаметре, равном

947587

Формула изобретения большему диаметру диска 1. Каждая лопатка 2 в сечении, перпендикулярном оси колеса, выполнена в виде треугольника. В каждом сечении спинка 4 лопатки 2 расположена по касательной к диску 1, а корыто 5 ра- 5 диально. Соседние лопатки 2 образуют межлопаточные каналы б для прохода рабочего газа.

Рабочее колесо турбодетандера работает следующим образом. 10

Газ иэ сопел направляющего аппарата поступает в межлопаточные каналы б, движется по ним, отдавая колесу свою энергию, и, охлаждаясь, выходит из колеса. Однако при входе в проточную часть рабочего колеса и при движении по ней гаэ не встречает резких местных сопротивлений, не образуется застойных зон и нет отрыва пограничного слоя, так как наружные кромки 3 лопаток представ- . ляют собой вершины треугольников и при движении лопатки мимо сопел направляющего аппарата перекрытие последнего кромкой лопатки не происходит.

Предложенное техническое решение позволяет повысить КПД и надежность турбодетандера, так как уменьшается вероятность отрыва пограничного слоя потока газа в местах соединения лопаток с лопаточным диском, а посколь-. ку толщина наружной кромки лопатки обусловлена только технологией изготовления и может быть на порядок меньше ширины выходного сечения 35 сопел направляющего аппарата, снижаются потери от местных скачков уплотнений газа, вызванных в основ= н ом редкими изме нени ями направления его движения, которые практически исключены. Лопатки рабочего колеса представляют собой консольную балку переменного сечения с массивным основанием. Собственная частота колебаний такой лопатки резко увеличена по сравнению с прототипом и находится далеко от диапазона рабочих частот машины. Это резко уменьшает возможность резонанса и повышает надежность турбодетандера.

1. Рабочее колесо турбодетандера, содержащее профилированный диск с выполненными с ним за одно целое и расположенными на его периферии лопатками, наружные кромки которых расположены на диаметре, равном большему диаметру диска, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения КПД турбодетандера, каждая лопатка в сечении, перпендикулярном к оси колеса, выполнена в виде треугольника.

2. Колесо по и. 1, отличающ е е с я тем, что в каждом сечении спинка лопатки расположена по касательной к диску, а корыто радиально..

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Епифанова В.И. Низкотемпературные радиальные турбодетандеры. М., Машиностроение, 1974, с. 383.

Филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4

Рабочее колесо турбодетандера Рабочее колесо турбодетандера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к отопительной и холодильной технике, представляет собой бесфреоновый тепловой насос с силовым приводом и может найти применение при создании кондиционеров и агрегатов для воздушного обогрева и охлаждения жилых и производственных помещений

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в системах кондиционирования воздуха и в холодильных системах, предназначенных для охлаждения и замораживания различных продуктов

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в системах кондиционирования воздуха и в системах, предназначенных для охлаждения и замораживания различных продуктов

Изобретение относится к воздушным турбохолодильным установкам, предназначенным для одновременного получения холода и тепла

Изобретение относится к способам для разделения компонентов дымовых газов и может быть использовано для одновременного производства тепла, холода и электроэнергии, а также для получения жидкого диоксида углерода, в частности, в целях предотвращения выбросов диоксида углерода в атмосферу посредством его закачки в смеси с водой в глубинные пласты земной коры, например в дно морей и шельфы океанов

Изобретение относится к области устройств для понижения давления в магистральных газопроводах

Изобретение относится к области холодильной техники, а именно к устройствам, предназначенным для охлаждения атмосферного воздуха, поступающего в салоны наземного транспорта, в производственные помещения горячих цехов, шахты, а также воздуха в хирургических операционных высокостерильных помещениях с сильным освещением и герметизацией для сохранения стерильности
Наверх