Колесо транспортного средства


B60B19B60B15 -

 

(72) Аатор изобретения

И. С. Болховитинов (7l ) Заявитель (54) КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения.

Известно колесе транспортного сред ства, содержащее ступицу, на которой смонтированы взаимопараллельные, подвижные относительно последней в осевом н окружном направлениях обручи, связанные грунтозацепами посредс гвом шарниров (11 .

Однако известное колесо не может предотвратить дрейфа (бокового сползания) машины при движении по косогору.

Целью изобретения является уммь.шение дрейфа при движении по косогору.

С этой целью на ступице между обручами жестко закреплен средний обруч, связанный шарнирами с грунтозацепами, причем оси шарниров среднего обруча направлены радиально, а оси шарниров крайних обручей - в точку пеоесеченви оси ступицы с плоскостью осей шарниров среднего обруча.

На фиг. 1 показано предлагаемое . колесо; на фкг. 2 - поперечное сечение колеса; на фиг. 3 — узел Х на фиг. 2; на фиг. 4 - узел 0 на фиг. 2; на фиг. 5 - сечение А-А на фиг. 4; на

5 фиг. 6 — принципиальная схема работы колеса; на фиг. 7 — схема действия сил на грунтозацеп при движении на уклоне.

1о Колесо состоит из одного среднего обруча 1 и двух крайних обручей 2, грунтозацепы 3 шарнирно скреплены с этими обручами. Средний обруч скреплен со ступицей жестко, крайние - ус тановлены на подшипниках качения 4, внутренний обод которых является подшипником скольжения, позволякипим перемещаться в осевом направлении. Средний шарнир выполнен в виде заклепки

20 5 с ободком в средней части, который позволяет жестко закрепить шарнир на обруче 1 и обеспечить свободное вращение грунтозацепа на шарнире. Штыри 6

М 4 появляется составляющая Я, Т, компенсирующая силы дрейфа (см. фиг. 6).

Что касается прочности колеса, то крутящий момент передается только через средний обруч 1, а боковые усилия воспринимакггся всей конструкцией, причем, если в жес гком колесе распределение боковых нагрузок имеет местный сконцентрированный характер, то в предлагаемом случае происходит равномерное перераспределение нагрузок, Такое колесо, лучше, чем жесткое, противостоит ударным нагрузкам, так как является более податливым звеном. При повороте грунтозацепы приспосабливак гся к грунту, разворачиваясь нужным образом для создания максимального поворотного момента.

Положительный эффект заключается в том, что, создавая противодрейфукиций эффект, колесо повышает безопасность движения транспортных средс гв при движении их на уклонах с рыхлым грунтом, увеличивает курсовую устойчивость движения, а для отдельного класса машин, например для автоматически управляемых планетоходов, исключает необходимость . ! создания усгройств по оценке бокового сползания, а также исключает необходимость предусматривать специальные маневры, корректирующие ошибки от сползания машины на косогоре при движении по заданному курсу.

Колесо транспортного средства, содержащее ступицу, на которой смонтированы взаимно параллельные подвижные относительно ступицы в осевом и окружном направлениях, обручи, связанные с грунтозацепами посредством шарниров, отличающеесятем, что, с целью упрощения дрейфа колеса при движении на косогоре, на ступице между обручами жестко закреплен средний обруч, связанный шарнирами с грунтозацепами, причем оси шарниров среднего обруча направлены радиально, а оси шарниров крайних обручей — в точку пересения оси ступицы с плоскостью осей шар <йров среднего обруча.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Л 2952778, хп. В 60 В 19 00, 1980.

При возникновении бокового сопротивления во время сползания результирующие силы давления . Рунта на грунтозацеп

Т, приложенные к середине грунтозацепов, и результирующая реактивных сил

Тр, направленная в противоположную сторону, создают восстанавливающий момент M=Tp-А, если они направлены не перпендикулярно грунтозацепу (см фиг. 7).

Восстанавлива|ащий момент разворачивает грунтозацеп в положение максимального упора, т.е. перпендикулярно к направлению действия сил. Это положение является устойчивым. Таким образом з q,.1 86г приварены по краям грунтозацепов, проходят через круглые отверстия в каждом из обручей и установлены наклонно так, чтобы ий ось проходила через точку 0

1 (см. фиг. 2) — точку пересечения оси ступицы с плос костью осей средних шарниров, На внутренних поверхностях крайних обручей приварены планки 7, плоскости которых с двух сторон касак гся боковых поверхностей штырей и направле- 0 ны параллельно оси ступицы.

Во взаимодействии с грунтом колесо работает следующим образом.

При движении по мягкому (сыпучему или пластичному) грунту на грунтозацеп

3 передается давление грунта, результирующая которого приложена в середине лопасти грунтозацепа и направлена в сторону давления. Направление давлещи па грунтозацеп складывается из нормально- щ го, создающего тяговое усилие, и касательного, обуславливаюшего дрейф машины, Реактивная сила, приложенная к шарнирным присоединениям, образованным заклепкой 5 и штырем 6 и отверстиями 2s в обручах 1 и 2, при отклонении направленич от нормального к грунтозацепу создаег восстанавливающий момент, поворачивающий гру ггозацеп 3 нормально к направлению силы и создающий упор про-щ тив дрейфа.

Поворачиваясь, грунтозацепы 3 шгыря-. ми 6 увлекают за собой крайние обручи

2, которые поворачивак гся на подшипниках 4 в разные стороны относительно среднего обруча 1 икрометого, сколь- Ф о Рм Ул а из о бРет е ни Я зят вдоль гупицы на гех же подшипниках

4. С целью увеличения восстанавливающего момента ось вращения грунтозацепа 3 смещена от его плоскости в сторону „ направления вращения колеса при его давлении вперед, что создает "эффект рояльного колеса".

948604

Сос гавитель Т. Попова

Редактор Н. Коляда Текред Ж.Кастелевич Корректор > яро® и

Заказ 6092/18 Тираж 718, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проеюная, 4

Колесо транспортного средства Колесо транспортного средства Колесо транспортного средства Колесо транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх