Композиция для устройства дорожных и аэродромных оснований

 

Р. И. Петрашевский, Н. Л. Лемец, Д. й. МйрКовка, А. С. Дрозд и Л. В. Гаврилйчщ у

Белорусский дорожный научно-исследо Й"за@титу

Научно-производственного объединения "Дорс тройте (72) Авторы изобретения (7l } Заявитель (54) КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНЫХ

И АЭРОДРОМНЫХ ОСНОВАНИЙ

7- 10

Остальное

5,0-8,2

Остальное

Изобретение относится к компоэициням для устройства оснований и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве.

Известна композиция для устройства конструктивных слоев дорожных одежд Е13 включающая, вес. %:

П ортландцемент 8- 10

Глицериновый гудрон О,05-0, 15

Связный грунт Ос тальное

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому аффекту является композиция для устрой- . ства дорожных оснований Г23, включающая, мас. %:

Мелкий песок 82-86

П ортландцемент

Вода

Недостатком известных композиций является их низкая прочность при сжатии и. растяжении, невысокая морозостойкость, а таавке высокая величина водонасьпцеииа и большой расход цемента.

Е1ель изобретения - повышение прочности композиции при сжатии и растяжении и морозостойкости, а также снижение водонасышения.

Поставленная цель достигается тем, что композиция для устройства дорожных и аэродромных оснований, включающая за« полнитель, портландцемент и воду, в. качестве заполнителя содержит отход литей ного производства - отработанную формовоч . ную землю при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Отработанная формовочная земля 83,0 88,5

Портландцемент

Вода

3 9490

Отработанная формовочная: земля (ОФЗ) является . отходом литейного производства и представляет с обой порошкообразный материал темно-серого или черного цветас удельным весом 2,41-2,48 г/см, объем-s ной насыпной массой 1,38- 1,42 г/см, пустотностью в неуплотненном состоянии

41-45%. Модуль крупности ее находится в пределах 1,1 - 1,2, что соответствует мелкому песку. Основным составляющим 10 компонентом. являются зерна кварца 510< с примесью других окислов.

Химическйй состав ОФЗ включает, мас.%:

ЯО 91-97

Fe,1О 0,3- 1,2

АР О 0,8 -5,5

СаО+ Ос О 0,5-3,1 . . Ма 10+КТО 0,2-0,4

9 0,02-0, 13

Потери при 10 прокаливании О, 9- 3, 5

В состав исходных формовочных смесей непременно входит связуюшее. В качестве последнего могут применять как неорганические реагенты (например жид- 25 кое стекло), так и органические вешества (карбамидные, фенолформальдегидные смолы, продукты лесо- и нефтехимии).

B результате высокотемпературного (до 1400 С) воздействия на исходную зо формовочную смесь при заливке металла происходит выгорание большей части связуюшего и частичное его коксование с образованием мелких частиц углерода, выражаюшегося величиной потерь при про- з> каливании, а также темной окраской ОФЗ.

Зерна песка, содержашегося в формовочной смеси, при воздействии высоких темпера тур претерпевают модификационные превращения (при 573ОС cL-кварц переходит в (Ь -кварц; последний при

870 С переходит в тридимит). При этом происходит быстрое расширение зерен кварца, сопровождающееся появлением в них значительных внутренних напряжений и растрескиванием.

32 4

При разрушении песчинок открываются, свежие поверхности активного кремнезема.

Последний при перемешивании отработанной формовочной земли с цементом и во,дой способен реагировать с известью, вы,деляюшейся в процессе гидролиза цемента с образованием устойчивых кристаллических соединений типа гидросиликатов кальпия А%О +оСа(ОН), +КО, () — ъ.

- nCdO.m5i0<(K+@) H<0 .

Таким образом, помимо основных.цементируюших компонентов, выделяюшихся в результате гидролиза и гидратации самого цемента, появляется дополнительное цементируюшее вешество, участвуюшее в структурообразовании материала. По гранулометрическому составу ОФЗ является одноразмерным материалом с содержанием частиц размером 0,1-0,4 мм в количестве 85-90%, т. е. ОФЗ соответствует одномерномуу м елкому п еску.

Пример. Готовят композицию для устройства дорожных и аэродромных оснований, в качестве компонентов которой используют портландцемент марки 400" и

ОФЗ-продукт высокотемпературного (1200 ) воздействия на формовочную смесь на органическом (нефтехимическом) связуюшем.

При этом содержание частиц размером

0,1-0,4мм составляет 85%, а химический состав отработанной формовочной земли следующий, мас%: 5102 92 0 Е q0y 1,2; Ю О 2,5; СаО+ M@0 2,5;

No 0+K

Соотношение компонентов композиций и результаты сравнительных испытаний представлены в таблице, причем необходимо учитывать, что увеличение водоцементного отношения при неизменной дозировке цемента в смеси ведет к снижению прочности укрепленного материала.

949032

Предлагаемая композиция

50 65 348 422 141

13,0

1,20

ОФЗ 88, 5

12,1

ОФЗ 86.,0 6,0 8,0 3,27 3,68

1,21

1,10

70 70 480 622 208 86,0

11,1

1,27

4,37 5,30

5,35 7,82

7,0 90

8,2 8,8

ОФЗ 84,0

ОФЗ 83,0

ПМО 84,0

10,5

1,21

1,47

1,40

1,88

8,5

Известная композиция

2,85 2,77 0,97

8,5 7,5

15,1

0,82 песок мелкий одномерный

Портландцемент

Вода

5,0 -8,2

Остальное

2. Петрашевский P. 1L Бементогрунт в дорожном строительстве Белоруссии.

"Автом.обильные дороги". М., 1965, М 7, 83 -88,5 с. 13.

Составитель В. Горлов

Редактор. Т. Веселова Техред М. Надь Корректор О. Билак

Заказ 5707/8 Тираж 559 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Формула изобретения.

Композиция для устройства дорожных и аэродромных оснований, включаюшая заполнитель, портландцемент и воду, о т.— л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью зо повышения прочности при сжатии и растяжении и морозостойкости, а также снижения водонасышения, она в качестве заполнителя содержит отход литейного производства - отработанную формовочную земmo при следуюшем соотношении компонентов, мас. %:

Отработанная формовочная земля

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ne 655775, кл. Е 02 D 3/12, 30. 12.77.

Композиция для устройства дорожных и аэродромных оснований Композиция для устройства дорожных и аэродромных оснований Композиция для устройства дорожных и аэродромных оснований 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительных материалов, в частности строительных дорожных материалов, содержащих органическое связующее, и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, применяемых для устройства покрытий автомобильных дорог I-IV категорий в I-IV климатических зонах, а также аэродромных покрытый и полов в служебных помещениях

Изобретение относится к технике производства газонных покрытий, применяемых для укрепления и защиты почвенных поверхностей, для озеленения городов, населенных пунктов и ландшафтного дизайна. Джутовую ткань через систему роликов подают на стол, где при прохождении через механизм подачи связующего вещества наносят клейстер. Первый слой ткани с нанесенным клейстером протягивают по столу и он попадает под высевающий механизм, где наносят семена газонных трав. В этот момент второй слой ткани разматывают через систему роликов и накладывают на первый слой ткани с клейстером. Двухслойную ткань уплотняют и просушивают через двойные ролики. Полученную конструкцию скручивают в рулон на наматывающем механизме готовой продукции. Обеспечивается исключение возможности повреждения семенного материала, повышение равномерности его нанесения и надежная фиксация семян на ткани при транспортировке, хранении и укладке. 1 ил.
Наверх