Способ получения керосиновой фракции

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик р >950747 (61) Дополнительное к авт. свид-ву

t51)hA Кп з (22) Заявлено 23.07.80 (21) 2961942/23-04 с присоединением заявки ¹

С 10 G 7/00

С 10 G 7/06

Государственный комитет.

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 665 ° 634 (088. 8) Опубликовано 15.0882. Бюллетень ¹30 .Дата опубликования описания 15.08.82 (72) Авторы изобретения

Б.Н.Вижгородский, И.A.Àÿåêñàíäðoâ,. В.Б.Исаев и tO.И.Сыч

5 4

Всесоюзный заочный политехнический инст ут и Рязанский нефтеперерабатывающий зав (71) Заявители (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КЕРОСИНОВОИ ФРАКЦИИ

Изобретение относится к способам получения нефтяных фракций путем ректификации нефти, а именно к способу получения керосиновой фракции, и.может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения нефтянйх фракций путем ректификации сырья в колонне, имеющей боковые отпарные секции при одинаковом давлении во всей системе, с подачей водяного пара в отпарные секции, отпаркой легких фракций и возвратом их и водяного пара обратно в колонну 1 .

Недостатками этого способа разде- . ления нефти являются низкая четкость ректификации, повышенные энергетические затраты, обусловленные приме.нением водяного пара и обводнение продуктов, получаемых в виде головного дистиллята и боковых погонов.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является способ получения керосиновой фракции путем ректификации нефти с получением продукта верха — бензиновой фракции, конденсацией и охлаждением его c частичной рециркуляцией иа ректификацию и получением одного из боковых погонов с т.кип. 120-240 С, отпариванием его в отпарной колонне с получением продуктов конденсации и отбором охлажденного целевого продукта и неконденсируемых паров, эжекции последних при помощи жидкого продукта конденсации с рециркуляцисй полученной смеси на ректификацию 2).

Недостатками способа являются повышенные энергетические затраты, обусловленные перекачкой жидких продуктов конденсации и подачей паров в колонну, и большое число единиц оборудования.

Цель изобретения — уменьшение. энергозатрат ва счет упрощения технологической схемы при сохранении четкости ректификации для обеспечения заданной температуры начала кипения

20 керосиновой фракции.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу получения керосиновой фракции путем ректификации нефти с получением продукта верха— бензиновой фракции, конденсацией и охлаждением его с частичной рециркуляцией на ректификацию и получением одного из боковых погонов с т.кип. 120-240 С, отпариванием его в отпарной колонне и отбором охлаж950747 денного целевого продукта, часть которого в количестве 10-50 вес.% ре- циркулируют в отпарную колонну выше точки подачи бокового погона, а продукт верха отпарной колонны смешивают с продуктом верха ректификационной колонны перед его охлаждением.

На чертеже изображена схема осуществления предлагаемсго способа.

Сырье в парожидкостном виде по линии 1 подают в ректификационную колонну 2. Отходящие сверху колонны пары бензина конденсируют в конденсаторе бензиновой фракции 3 и охлаждают в холодильнике бензиновой фракции 4 и направляют в емкость 5, откуда насосом 6 часть сконденсированного и охлажденного продукта подают иа орошение колонны 2, а другую часть по линии 7 выводят с установки. Первый боковой погон, керосиновую фракцию, через дроссель 8 направляют в отпарную колонну 9. Легкие фракции первого бокового погона, выводимые сверху отпарной колонны 9, конденсируют в холодильнике бензино- вой фракции 4 и выводят вместе с головным погоном. Выводимую снизу отпарной колонны 9 керосиновую фракцию подают насосом 10 в теплообменник

11, после чего часть керосиновой . фракции рециркулируют в отпарную ко- N лонну 9 выше точки подачи бокового погона, а остальное количество выводят с установки. Второй боковой погон, фракцию дизельного топлива, направляют в отпарную колонну 12. Лег- 35 кие фракции возвращают в колонну 2, а дизельное топливо после отпарки водяным паром, подаваемым по линии

13, подают насосом 14 в теплообменник 15 и отводят с установки. В низ 4П колонны 2 и отпарной колонный 12 подают водяной пар. Снизу колонны 2 выводят мазут.

Пример 1. Обессоленную, обезвоженную и частично отбенэинен- 4э ную нефть (40,857, вязкость при

20 С 9,16 сСт, до 300 С выкипает

47. вес.%} нагревают до 330оС и ректифицируют в ректификационной колонне, получая при этом дистиллятную бензиновую фракцию НК-142 С, керосиноо вую фракцию 120-240оC и фракцию дизельного топлива 220-360оС в виде боковых погонов и остаток 360 С.

С верха ректификационной колонны пары бензиновой фракции HK-142 С направляют в конденсатор бензиновой фракции, где их конденсируют при

98 С и охлаждают в холодильнике бензиновой фракции до 30 С. При этом часть бензиновой фракции рециркули- Я руют в ректификационную колонну. В отпарной колонне керосиновой фракции при остаточном давлении 450 мм рт.ст. температурах верха и низа, равных, соответственно, 100 и 155оС, прово- . Я дят отпарку легких фракций. Последние отводят с верха отпарной колонны, конденсируют и охлаждают.в холодильнике бензиновой фракции до 30 С, а затем выводят с установки вместе с головным погоном. С низа отпарной колонны с температурой 155 С отбирают керосиновую фракцию 140-240 С, подают ее насосом в теплообменник. о I где охлаждают до 120 С, после чего

10 вес.% керосиновой фракции рецир1кулируют в отпарную колонну выше точки бокового отбора, а 90 вес.% выводят с установки. При этом от керосиновой фракции отпаривают 25 вес.% легких фракций.

Пример 2. Обессоленную, обезвоженную и частично отбензиненную нефть (f4 0,857, вязкость при

20 С 9,16 сСт, до 300 С выкипает

47 вес.%) нагревают до 330 С и ректифицируют в ректификационной колонне, получая при этом дистиллятную бензиновую фракцию HK-142 С, керосиновую фракцию 120-240 С и фракцию дизельного топлива, получаемые в виде боковых погонов, и остаток

360 С. С верха ректификационной колонны пары бензиновой фракции HK142 С направляют в конденсатор бензиновой фракции, где их конденсируют при 110 С и охлаждают в холодильнике бензиновой фракции до 50 С. При этом часть бензиновой фракции рециркулируют в ректификационную колонну. В отпарной колонне керосиновой фракции при остаточном давлении 550 мм рт.ст. температурах верха и низа, равных, соответственно, 100 и 140 С, проводят отпарку легких фракций. Последние отводят с верха отпарной колонны, конденсируют и охлаждают в холодильнике бензиновой фракции до 50 С, а затем выводят с установки вместе с головным погоном. С низа отпарной колонны с температурой 140 С отбирают керосиновую фракцию 125-220 С, подают ее насосом в теплообменник, где охлаждают до 80 С, после чего

50 вес.% керосиновой фракции рециркулируют в отпарную колонну выше точки, подачи бокового отбора, а 50 вес.% выводят с установки: При этом от керосиновой фракции отпаривают примерно

6 вес.% легких фракций, При использовании предлагаемого способа экономия энергозатрат на установке мощностью 6 млн. т/ч

34,3.тыс.руб. за счет упрощения технологической схемы, так как исключается насос для подачи продукта верха отпарной колонны и эжектор.

Формула изобретения

Способ получения керосиновой фракции путем ректификации нефти с полу95074 7

0H фФ/Ю4 дий

Составитель Т.Белослюдова

Редактор Н.Кнштулинец Техред М.Гергель Корректора. Гриценко

Заказ 5896/28 Тираж 524 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4 чением продукта верха — бензиновой фракции, конденсацией и охлаждением

его с частичной рециркуляцией на ректификацию и получением одного из боковых погонов с т.кип. 120-240 С, отпариванием его, в отпарной колонне и отбором охлажденного целевого продукта, отличающийся тем, что, с целью уменьшения энергозатрат, продукт верха отпарной колонны смешивают с продуктом верха ректификационной колонны перед его охлаждением, а 10-50 вес.Ъ целевого продукта рециркулируют в отпарную колонну выше точки подачи бокового погона.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гуревич И.Л. Технология переработки нефти и газа. М., 1972, ч.1, с. 198.

2. Авторское свидетельство СССР

9740808, кл. С 10 G 7/00, 1976 (прототип) .

Способ получения керосиновой фракции Способ получения керосиновой фракции Способ получения керосиновой фракции 

 

Похожие патенты:
Наверх