Коробка скоростей

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.01.80 (21) 2875389/25-28

<>953299

131) М. Кл.з с присоединением заявки МВ

F 16 Н 3/12

Государственный комитет

СССР по. делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК833.15 (088.8) Опубликовано 230882. Бюллетень ¹ 31

Дата опубликования описания 23.0882 (72) Авторы изобретения

А.A. Белоусов, В.С. Толстогузов и Г.И.

Минский мотоциклетный и велосипедный з (71) Заявитель (5 4) КОРОБКА СКОРОСТЕЙ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях легких транспортных средств, например, мотоциклов.

Известна коробка скоростей, содержащая:параллельно располокенные ведущий и ведомый пустотелый с радиальными пазами валы, установленные на них зубчатые колеса постоянного зацепления, размещенные в пазах ведомого вала шпонки с фигурными отверстиями,,подпружиненные в направ. лении включения зубчатых колес, воздействующий на шпонки поворотный кулачковый вал и устройство поворота кулачкового вала. Устройство поворота кулачкового вала выполнено в виде шпонок с фигурными отверстиями, размещенных в пазах ведомого вала и подпружиненных в направлении включения зубчатых колес (1).

Недостатком данной коробки скоростей является сложность управления коробки скоростей.

Целью изобретения является упрощение управления коробки скоростей.

Указанная цель достигается тем, что устройство IIoBорота кулачкового вала выполнено в виде двух телескопических втулок с продольными пазами, установленных на кулачковом валу, зафиксированных от проворота относительно ведомого вала, пружины, разжимающей в осевом направлении втулки, собачек, расположенных в продольных сквозных пазах и подпружиненных во встречнЬм направлении, а на наружном конце кулачкового вала выполнена многозаходная резьба, с которой взаимодействуют собачки.

На фиг.1 изображена коробка скоростей, разрез; на фиг.2 — разрез

A-A на фиг.1; на фиг.3 — разрез

15 Б Б на фиг.1.

Коробка скоростей содержит параллельно расположенный ведущий вал 1 и ведомый пустотелый вал 2 с радиальными пазами 3: На ведущем валу 1 установлены зубчатые колеса 4, постоянно сцепленные с зубчатки колесами 5, установленными на ведомом валу 2. В пазах 3 ведомого вала 2 размещены шпонки 6 с фигурныки от25 верстиями 7, подпружиненные пружинами 8 в направлении включения зубча-. тых колес.

Шпонки 6 входят в шпоночные пазы

9 в зубчатых колесах 5 ведомого ва30 ла 2. В фигурные отверстия 7 шпонок

953299

6 входит кулачковый вал 10. На наружном конце кулачкового вала 10 выполнена ьяогоэ аходная рез ьба 11, а в полости ведомого вала 2 установлены две телескопические втулки 12 и 13 с продольными сквозными пазами для размещения собачек 14 и 15, расположенных встречно по обе стороны участка с резьбой 11 и связанных со втулками посредством пружинных колец 16 и 17. Втулки 12 и 13 подпрУ-10 жинены во встречном направлении пружиной 18 и зафиксированы от проворота относительно ведомого вала 2 посредством штифта 19. Вилка 20 служит для перемещения втулки 12..Во втулках! 5

12 и 13 имеются прорези 21 и 22.

Втулка,13> кроме того, имеет фланец

23.

Коробка скоростей, работает следующим образом, 20

Посредством вилки 20 перемещают втулку 12 в направлении кулачкового вала 10 до упора прорези 21 втулки в штифт 19. При этом собачка 14 входит в зацепление с многозаходной 25 резьбой ll и поворачивает кулачковый вал, причем соотношение величины шага многозаходной резьбы и длины хода втулки обеспечивает поворот кулачкового вала на такой угол, при котором кулачки вала, воздействуя на шпонки 6, утапливают часть из них внутрь вала 2 и освобождают соответствующую шпонку, которая под действием пружины 8 входит в шпоночный паз 9 соответствующего зубчатого колеса 5, соединяя его с валом 2 и обеспечивая тем сажм требуемую скорость. После прекращения нажатия на вилку 20 вт улка 12 под возде йств нем пружины 18 возвращается в исходное 40 положение. При последующем нажатии на вилку 20 в том же направлении кулачковый вал повернется дальше на тот же угол, обеспечивая включение очередной скорости. 45

Для переключения скоростей в обратном порядке вилкой 20 переьещают втулку 13, вццвигая ее иэ полости ведомого вала до упора прорези 22 втулки в штифт 19. При этом в зацепление с многозаходной резьбой 11 входит собачка 15, размещенная в прорези фланца 23 втулки 13, и поворачивает кулачковый вал 10 в противоположном направлении на тот же угол, обеспечивая тем саьым включение соответствующей скорост и. По сле прекращения нажатия на вилку 20 втулка 13 под воздействием пружины 18 возвращается в исходное положение, а при последующем нажатии все происходит аналогично.

Коробка скоростей обеспечивает более оптималь ную компо новку е го узлов и снижает удельную маталлоемкость трансмиссии на 10-12% °

Формула изобретения

Коробка скоростей, соцержащая параллельно расположенные ведущий и ведомый пустотелый с радиаль ными пазами валы, установленные на них зубчатые колеса постоян ного зацепления, размещенные в пазах ведомого вала шпонки с фигурными отверстиями, подпружиненные в направлении включения зубчатых колес, воздействующий на шпонки поворотный кулачковый вал и устройство его поворота, о т л ич а ю ща я с я тем, что, с целью упрощения управления коробки скоростей, устройство поворота кулачкового вала выполнено в виде двух телескопических втулок с продольными пазами, установленных на кулачковом валу, зафиксированных от проворота относительно ведомого вала, пружины, разжимающей в осевом направлении втулки, собачек, расположенных в продольных сквозных пазах и подпружиненных во встречном направлении,. а на наружном конце кулачкового вала выполнена многозаходная резьба, с которой вз аимоде йст вую т со бачки .

Источники информации, принятые во внимание при эксперти зе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 684231, кл. Г 16 Н 3/12, 1970 (прототип) .

953299 фиг.7

Составитель P. Ожина

Редактор Л. Гратилло Техред А. Бабинец Корректор М. Коста

Эаказ 6242/60 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Фи.ша". ППП Патент . r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка скоростей Коробка скоростей Коробка скоростей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может найти применение в различных механизмах, где необходимо обеспечить стопорение от вращения вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в устройствах для переключения передач :в станках и транспортных средствах и является усовершенствованием известного технического решения по авт.св

Изобретение относится к машиностроению „ Цель - повышение надежности и долговечности коробки передач - достигается за счет снижения износа деталей коробки при переключении передач

Изобретение относится к механическим передачам, а именно к планетарньм редукторам, используемым в транспортных машинах различного назначения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач
Наверх