Коробка передач

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик рц953301 с

Qjqg, //== - и.-- . и сР. я (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 050181 (21) 3232928/25-28 (31) М. Кл.з

F 16 Н 3/64 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (Я3) УДК б 21. 833. . б (088. 8) Опубликовано 230882 . Бюллетень № 31.

Дата опубликования описания 230882 я

)t (72) Автор изобретения

С. Б. Фраймович

В (71) Заявитель ильнюсския станкостроительные 1яанок Иктн4сьиетия Октяоря

) (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано .в качестве узла постройки кинемати ческих цепей в металлорежущих станках.

Известны электронные гитары, осуществляющие автоматическую настройку передаточного отношения (1) .

Но их применение предполагает .замену кинематических связей электрическими, гидравлическими и т.п. и, как неизбежное следствие, встройку в станок дорогостоящих регулируемых приводов- и систем управления.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является коробка передач, содержащая корпус, входной и выходной валы, управляемые муфты сцепления и тормоза и последов атель но со един е нные к оническ ие дифференциалы. В данной коробке передач соседние центральные колеса соединены между собой, водила пер- вой и последующих ступеней через одно соединены с выходным валом, води.ла остальных ступеней заторможены, а ведомые центральные колеса первой и.последующих ступеней через одно связаны с соответствующими тормозами (2) .

Недостатком известной коробки передач является то, что она может осуществлять ограниченное количестВо передаточных отношений (не более

20-24), что ограничивает их применение в металлорежущих станках разомкнутыми кинематическими цепями, например цепями подач или главного

1О движения.

Кроме того, автоматизация настройки передаточных отношений в подобных передачах практически неосуществима.

Целью изобретения является расширение кинематических возможностей передачи, упрощение настройки передаточного отношения .

Поставленная цель достигается тем, что.в коробке передач, содержащей корпус, входной и вьвсодной валы, управляете муфты сцепления и тормоза и последовательно соединенные конические дифференциалы, 25 первое центральное колесо каждого дифференциала кинематически связано с управляемым тормозом и через управляемую муфту с входным валом, второе центральное колесо, начиная

30 со второго дифференциала, связано

953301 где i — передаточное отношение кик нематической связи между

k-ым и (к+1) дифференциалом.

В коробке передач (фиг.1) i = 1.

40 ксли затормозить и-ое водило (а ", = 0), то согла сно (3 ), получим .ускоряющую передачу, в которой входными являются первые центральные колеса 3„, а выходным элементом — второе цент-.

45 ральное колесо 4< первого дифференциала.

По аналогии иэ (1) можно получить формулу для угловой скорости водила 5 последнего дифференциала

50 с водилом предьдущего дифференциала и с управляемым тормозом.

При этом в замедляющих передачах второе центральное колесо первого дифференциала заторможено, а водило последнего дифференциала сое- 5 динено с выходным валом, а н ускоряющих передачах второе центральное колесо первого дифференциала связано с выходным валом, а водило последнего эаторможено. 10

Кроме того, коробка передач может быть снабжена дополнительным дифференциалом, одно центральное колесо

KoT o pQ F o с вяз а но с водилом последн его дифференциала, н кинематической f 5 цепью, включающей реверсирующее устройство и управляемую муфту и связывающей второе центральное колесо первого дифференциала с вторым центральным колесом или водилом допол- 20 нительного дифференциала, а выходной нал соединен соотнетстненно с водилам или вторым центральным колесом дополнительного дифференциала. Предпочтительно передаточные отношения между нходным валом и первыми центральными колесами всех дифференциалов выбирать одинаковыми, а между вторыми центральнымй колесами и водилами соседних дифференциалов — равными единице.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема коробки передач, н которой выходной вал соединен с водилом дополнительного дифференциала; на фиг.2 — выполнение дополнительного дифференциала, в котором с выходным валом соединено второе центральное колесо.

Коробка передач содержит размещенные н корпусе (не пока зан ) входной 1 и выходной 2 валы, соединенные последовательно однотипные конические дифференциалы, каждый иэ которых включают первое 3 и второе

4 центральные колеса (k — порядХ ковый номер дифференциала ), водило

5х и сателлит 6„, и управляемые тормоза 7 и 8, взаймодействующие соответственно с первым З (и вторым 4 центральными колесами. Первые центральные колеса З через зубчатые пары 9 и управляемые муфты 10 взаимодействуют с нходным валом, а вторые центральные колеса 4 каждого дифференциала, начиная со второго, связаны с водилами 5 предыдущих стук пеней.

В каче ст ве одного из варна итон конструктив ного исполнения коробка передач содержит дополнительный дифференциал, второе центральное колесо

4„ „„+, которого связано с водилом

5 последнего дифференциала, водило

" +„+1 — с выходным валом 2, а первое центральное колесо З, посред- 65 ством кинематической цепи связано с вторым центральным колесом 4 первой ступени. В состав кинематической цепи входит управляемая муфта 11 и реверс ирующее у стройс тн о 12 (фиг . 1 ) .

Возможен вариант, когда с выходным валом 2 взаимодействует первое центральное колесо 3 +„„+1 дополнительного дифференциала, а кинематическая связь замыкается на его водило 5 „,(фиг . 2 ), где п и m — натуральные числа (n+m+s=

k).

Коробка передач работает следующим образом.

Вращение с входного вала 1 через управляемые муфты 10 и зубчатые пары

9 передается на первые центральные колеса 3< дифференциалон и далее на выходной нал 2 . Передаточное отношение коробки зависит от количестна нключенных управляемых тормозов 7 и

8 и муфт 10.

Угловые скорости элементов k-ro конического дифференциала связаны следующим соотношением: (ю

0,5 М +(и ко ) (1) или сьх= 2+- +„ (2), где 0! и В "- угловые скорости соответственно первого 3 и второго

4х центрального колеса; ц „- угловая скорость водила. Используя соотношение (2) для и последовательно соединенных дифференциалов, получим а „ =- Ь +1 Я.+4111К(Ц+" 2"

К,1,...,1„„) а „-2."К,1Z,...,«Ä) ), { ) н» -м

В =2 (1 1,1-5.- 1 щ„)(0 „+ (= л-VN ю 7 I (-1 i")--z " "-m+1) -1 (4)

Затормозив второе центральное колесо 4 (-1) -ой ступени (э"„= ()),, получим замедляющую передачу, в которой входными являются первые центральные колеса 3, а выходным элементом - водило 5 последней ступени.

Таким образом, включив 8 1 управляемый тормоз в цепи дифференциалов, 953301

"н -1 2 " . (7) 40

Ьв

Заторможенная связь между двумя соседними дифференциалами определяет положение запятой, отделяющей целую часть i от дробной. С помощью управ- 45 ляемых тормозов 8к положение запятой сюжет изменяться, сохраняя неизменной относительную погрешность настройки. Изменение знака перед целой

Il частью 1 с помощью реверсирующего устройства 12 позволяет настраивать одно и то же значение, например

1,53, как сумму 1 + 0,53 или как разность 2-0, 47. В коробках передач, предназначенных для настройки только целочисленных или только дробных значений i, не нужны дополнительный дифференциал, кинематическая связь между первым и последним дифферен- циалами и тормоза 8 между соседними дифференциаламй. 60

В общем случае число дифференциалов, не счита я дополн ит ель ного, равно числу членов полинома (7), представляющего любое из настраиваемых действительных значений переда- g5 получим коробку передач с двумя вы- ходами: центральное колесо 4 и водило 5 . При этом ветвь (1-n) является ускоряющей, а ветвь (от — 1 до -m) — замедляющей.

Угловые скорости звеньев 4 и 5 1„ можно просуммировать с. помощью дополнитель ного дифференциала (с элементами n + m + 1) и кинематической цепи, содержащей управляемую муфту

11 и реверсирующее устройство 12. 10

Ведомым звеном при этом может -быть либо водило 5щ+„+ дополнительного дифференциала (фиг. 1), либо его первое солнечное колесо (фиг. 2) .

Передаточное отношение в первом 15 случае . If .йЗ.Л + i=if (5) а во втором где iè"„= =(иц /% а ií = сбн/ u/

Если далее выбрать i — ° ° ° i = - -° - = 1,0 и 1,с —— .

1 = 1 = ... i„„,,причем i= 25 и

2 могут принимать значения или 1 или 0, первое из которых соответствует замкнутому состоянию кинематической связи ьежду соответствующим дифференциалом и входным валом, а второе — 30 заторможенному состоянию первого центрального колеса 3„ этого же дифференциала, то получим исполнение коробки передач, реализующее представление передаточного отношения в ",5 двоичной форме

° .! .! И-4 ° 1

1=2 1„+2 j>i... +2 (+ точного отношения внутри эаданногб диапазона с заданной точностью и дискретностью. Например, 15-разряднцй узел обеспечивает настройку любого значения iс0,,707, с абсо-. лютной погрешностью Ь i = 0 0001 °

Для получения требуемого передаточного числа, например О, 3092, нужно перевести его в двоичное число:

0,010011100011001, затем затормозить первые центральные колеса 3 дифференциалов, соответствунхцие 0:

99 2, 3,6, 7,8,12, 13 и 15, и соединить с входным валом колеса, соответствующие 1: 99 1,4,5,9,10,11 и 14.

Коробка передач, позволяя осуществить автоматизацию н астройки передаточного дешевыми и доступными средствами, сокращает время настройки, а также повышает точность замкнутых кинематических цепей за счет регулирования передаточного отношенияя в процес се о бр аб от ки .

Формула из обретения

1. Коробка передач, содержащая корпус, входной и выходной валы, управляемые муфты сцепления и тормоза и последовательно соединенные конические дифференциалы, о т л и ч а ющ а я с я тем,что, с целью расширения кинематических возможностей, первое центральное колесо каждого дифференциала кинематически связано с управляемьм тормозом и через управляемую муфту с входным валом, второе центральное колесо, начиная с второго дифференциала, связано с водилом предьдущего дифференциала и с управляемым тормозом.

2. Коробка по п.1, о т л и Ч а ющ а я с я тем, что, с целью получения замедляющей передачи, второе центральное колесо первого дифференциала эаторможено, а водило последнего дифференциала соединено с выходным валом.

3. Коробка по п. 1, о тл ича ющ а ° я с я тем, что, с целью полученияя ус кор яюще и передач и, второе централ ьное коле со первого дифференциала связано с выходным валом, а водило последнего эаторможено.

4. Коробка по и. 1, о тл и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена дополнительньм дифферен ци алом, одно центральное колесо которого связано с водилом последнего дифференциала, и кинематической цепью, включающей реверсирующее устройство и управляемую муфту и связывающей второе цент« ральное колесо первого дифференциала с вторым центральным колесом или зодилом дополнительного дифференциала, а выходной вал соединен соответственно с водилом или вторым центральным колесом дополнительного дифференциала.

95 3 301

ВНИИПИ Заказ 6242/60 Тираж 990 . Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная.4

5. Коробка по пп. 1-4, о т л ич ающ а я с я тем, что, сцелью упроше ния настройки передаточного отношения передачи, переда точ ные отношения между входным валом и первыми центральными колесами всех дифференциалов выбраны. одинаковыми, а между вторыми центральными колесами и водилами соседних дифференциалов - равными единице.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 666016, кл. В 23 F 17/00, 1977.

2 °, Авторское свидетельство СССР

9693079,кл.F 16 Н 3/44,1977(прототип).

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах ступенчатого переключения скоростей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам ступенчатого переключения скоростей, и может быть использовано в транспортном, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении и других отраслях

Изобретение относится к станкостроению, машиностроению и может использоваться для построения коробок передач преимущественно для автомобилей, большую часть времени работающих на пониженных передачах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводу ведущего колеса

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин в качестве инерционной муфты с плавно регулируемой скоростью

Изобретение относится к коробкам передач. Модульная многоступенчатая коробка передач состоит из двух четырехступенчатых двухвальных несоосных коробок передач, имеющих по три пары зацепленных шестерен, двух простых трехзвенных планетарных механизмов, согласующего редуктора, состоящего из пары шестерен, и 13-ти муфт переключения передач. Достигается обеспечение более 100 вариантов передач в широком диапазоне (95,07/0,063>1500) при невысоком интервале передаточных чисел, что позволяет выбрать оптимальный эксплуатационный режим движения и обеспечивает удобство переключения передач. 3 ил.
Наверх