Задвижка

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<>953333 е

"у" «т

/ б - — г (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 040181 (21) 3230231/25-08 ! с присоединением заявки ¹â€”

f/))+ К 1 3

F 16 К 29/00//

F 16 К 3/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 230882. Бюллетень М 31

Дата опубликования описания 230882 ($3) УДК 621.646 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Г.М.Виноградов, И.А.Колягин и A.М.Шиманс (71) Заявитель

Украинский филиал Центрального конструкт бюро арматуростроения (54) ЗАДВИЖКА

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и может быть использовано для управления потоками, содержащими механические включения.

Известна задвижка, содержащая корпус, внутри. которого установлен эапорный орган в виде диска с пазом, в котором установлен палец, соединенный со штоком, причем диск соприкасается со стенками корпуса(1).

Недостатком данной конструкции является то, что сила, проворачивающая эапорный диск, зависит от угла наклона паза штока и коэффициента трения запорного диска по боковой стен- 15 ке.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является задвижка, содержащая корпус, в котором установлен эапорный орган в виде диска, подвижно соединенного шатуном со штоком12) .

Недостатками известной задвижки являются циклическое вращение запорного органа, что приводит к понижению надежности работы вследсвие неравномерного износа запорного органа и стенок корпуса, а также значительное боковое усилие на штоке.

Целью изобретения является повыше» ние надежности работы и уменьшение боковой нагрузки на шток.

Поставленная цель достигается тем, что в задвижке с установленным в корпусе запорным органом в виде. диска, подвижно соединенного со штоком, на цилиндрической поверхности диска 1 выполнены зубья храпового колеса, а в корпусе установлены подпружиненные зубчатые рейки с зубьями, ориентированными в противоположные стороны, контактирующие с зубьями диска.

На фиг. 1 показана задвижка, продольный разрез, на фиг.2 — разрез A-A на фиг.1.

Задвижка содержит корпус 1 с седлом 2 и эапорный орган 3, связанный со штоком 4. В нижней части штока расположен палец 5.

С помощью дисковой пружины 6, действующей на палец 5, эапорный орган 3 прижат к седлу 2. На запорном органе 3 выполнены зубья, как на храповом колесе, и на боковых стенках установлены две зубчатые рейки 7 с зубьями., направленными в разные стороны. Рейки 7 подпружинены пружи.нами 8.

953333

Формула изобретения

4 Еиа1

Фиа8

ВНИИПИ Заказ 6243/61 Тираж 990 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

На внутренней стенке корпуса 1 выполнены наклонные выступы 9, торцевые поверхности 10 которых расположены в плоскости взаимодействия запорной пары.

При перемещени штока 4 через палец 5 перемещается запорный орган 3.

При перемещении вниз зубья запорного органа 3 натыкаются на зубья левой рейки, и диск проворачивается.

Так как зубья второй рейки направ- 10 лены в противоположную сторону,то зубья запорного органа 3 прощелкивают по ним, сжимая пружину 8.

При движении запорного органа 3 в другую сторону, т.е. вверх, зубья запорного органа опираются на зубья правой рейки 7. Так как зубья реек 7 направлены в разные стороны, то запорный орган 3 все время вращается в одну сторону. При этом наклонные выступы 9 своими торцевыми поверхностями 10 очищают уплотнительную поверхность запорного органа 3 от механических включений, и одновременно происходит притирка упяотнительной пары.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого устройства заключается в повышении надежности работы, а также в уменьшении боковой нагрузки на шток, что позволит увеличить ресурс работы задвижки.

Задвижка с установленным в корпусе запорным органом в виде диска, подвижно соединенного со штоком, отличающаяся .тем, что, с целью повышения надежности работы и уменьшения боковой нагрузки на шток, на цилиндрической поверхности диска выполнены зубья, а в корпусе установлены подпружиненные зубчатые рейки, взаимодействующие с зубьями диска, причем зубья реек сриентированы в противоположные стороны.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 609016, кл. F 16 3/02, 1978

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2747642/08, кл.F 16 К 3/02, 1979.

Задвижка Задвижка 

 

Похожие патенты:
Наверх