Комбинированная передача с бесступенчато изменяемым передаточным отношением

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союэ Советских

Социалистических

Республик (Ä)956874 (61) Дополнительное к авт. свид-ву—

I (22) Заявлено 02.06.77 (21) 2492310/25-06 (51) М, Кл.з

F 16 Н 45/00 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Геаударстееива кемитет

СССР (53) УДК 621.83.062. .1 (088.8) Опубликовано 07.09.82. Бюллетень № 33

Дата опубликования описания 17.09.82 пе делам изебретеиий и еткрмтий

Иностранцы.

Штефан Рашман, Павол Гегедыш и Павол Габарда " (ЧССР) г

4 > ф юр

- ": (72) Авторы изобретения .

Иностранное предприятие

«Турчянске Строярне, народни подник» (ЧССР) (71) Заявитель (54) КОМБИНИРОВАННАЯ ПЕРЕДАЧА С БЕССТУПЕНЧАТО

ИЗМЕНЯЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к комбинированным передачам с изменяемым передаточным отношением, в частности для транспортных средств.

Известна комбинированная передача с бесступенчато изменяемым передаточным отношением, содержащая две механически связанные параллельные ветви, одна из которых выполнена в виде гидростатического вариатора 11).

Недостатком известной передачи является узкий диапазон изменения передаточного отношения при соблюдении высокого коэффициента полезного действия. Это ограничивает применение подобных передач, а также вынуждает использовать дополнительную ступенчатую коробку передач для расширения диапазона передаточных чисел.

Целью изобретения является увеличение рабочего диапазона изменения передаточного отношения.

Указанная цель достигается тем, что в комбинированной передаче с бесступенчато изменяемым передаточным отношением, содержащей две механически связанные параллельные ветви, одна из которых выполнена в виде гидростатического вариатора, вторая ветвь выполнена в виде гидродинамического трансформатора, а механическая связь параллельных ветвей на выходе передачи содержит разъединяемую муфту, например муфту свободного хода.

Такое выполнение комбинированной передачи позволяет помимо увеличения диапазона изменения передаточного отношения, внутри которого сохраняется высокое значение коэффициента полезного действия, дополнительно уменьшить размеры агрегатов гидростатического вариатора — гидронасоса и гидромотора, так как высокие значения крутящего момента на выходе комбинированной передачи получаются путем сложения выходных моментов гидромотора и турбинного колеса гидродинамического трансформатора.

На фиг. 1 показана комбинированная передача; на фиг. 2 — зависимость основных параметров этой передачи в функции частоты вращения п ее выходного вала. При этом предполагается, что входной вал передачи вращается с постоянной частотой.

Комбинированная передача (фиг. 1) приводится во вращение двигателем 1, выходной вал 2 которого через входную

956874

10 5

75 зо

Формула изобретения

3 передачу 3 связан с входным валом 4 передачи 5 с гидростатическим вариатором и входным валом 6 передачи 7 с гидродинамическим трансформатором. Их выходные валы 8 и 9 механически взаимно связаны посредством выходной передачи 10.

Передача 5 состоит из регулируемого гидронасоса 11 с регулирующим органом (не изображено), который может быть установлен с переменным углом т, и из гидромотора 12 с выходным валом 8, соединенным с выходным валом 13 комбинированной передачи.

Посредством ведущего колеса 14 и ведомого колеса 15 двигатель 1 дополнительно связан с входным валом 6 передачи 7 с гидродинамическим трансформатором. Вал 6 соединен с насосным колесом 16 гидродинамического трансформатора, турбинное колесо 17 которого соединено с выходным валом 9. Реакторное колесо 18 трансформатора через муфту

19 свободного хода связано с корпусом 20 передачи 7. Выходной вал 9 связан с ведущим зубчатым колесом 21 выходной передачи 10 через муфту 22 свободного хода, зубчатое колесо 21 находится в зацеплении с ведомым колесом 23 выходной персдачи 10. Колесо 23 постоянно соединено с выходным валом 13 комбинированной передачи.

На фиг. 2 представлены в функции частоты вращения выходного вала 13 сплошными линиями давление рабочей жидкости в передаче 5 с гидростатическим вариатором, крутящий момент М на выходе комбинированной передачи, момент Мз на выходе комбинированной передачи от гидростатического вариатора и коэффициент q полезного действия всей комбинированной передачи. Там же пунктирными линиями показаны коэффициент s полезного действия гидростатического вариатора, а также требуемое давление Р рабочей жидкости в том случае, если бы только гидростатический вариатор должен был бы обеспечивать увеличение крутящего момента на выходном валу 13.

Комбинированная передача работает следующим образом.

Перед пуском угол 1 регулирующего органа равен нулю, поэтому частота вращения и выходного вала 13 также равна нулю. При этом давление P и момент Мз в гидростатическом вариаторе минимальны. Однако при этом же насосное колесо 16 через входную передачу 3 вращается от двигателя, а турбинное колесо 17 неподвижно, т. е. гидродинамический трансформатор работает в стоповом режиме, осуществляя максимальное увеличение входного момента.

Увеличение угла ч приводит к вращению выходного вала 13 с увеличивающейся частотой, что уменьшает разницу в частотах вращения насосного и турбинного колес, 4 уменьшая трансформацию входного момента в гидродинамической ветви. Одновременно растет давление P в гидростатическом вариаторе, что увеличивает его момент М и долю крутящего момента двигателя 1, передаваемую этим вариатором.

При определенной частоте вращения п выходного вала 13 частоты вращения насосного и турбинного колес становятся равными друг другу, прекращается циркуляция рабочей жидкости между ними, и гидродинамический трансформатор перестает передавать момент. При дальнейшем увеличении угла ч частота вращения и выходного вала 13 увеличивается до такой степени, что ведущее зубчатое колесо 21 выходной передачи 10 начинает вращаться быстрее выходного вала 9 гидродинамического трансформатора. При этом муфта 22 свободного хода отключает последний от выходной передачи и он вращается вхолостую с минимальными потерями. В этом случае весь крутящий момент двигателя 1 передается через гидростатический вариатор 5.

Частота вращения п зависит от передаточных чисел входной и выходных передач и может быть выбрана таким образом, чтобы обеспечивалось высокое значение

КПД q комплексной передачи при ограниченном значении P „в гидростатическом вариаторе. Кроме того, можно выбрать такие передаточные числа, чтобы и< соответствовало максимальному значению п.

В этом случае достигается постоянная совместная работа обеих ветвей комбинированной передачи.

Вариаторная передача 5 вместо гидростатической может быть выполнена иной, конструктивно эквивалентной, например в виде механического вариатора. Выходная передача 10 может быть выполнена в виде ступенчатой коробки передач, например планетарной. В этом случае достигаются различные значения п и Мд д„- на разных передачах, что расширяет функциональные свойства комплексной передачи. Муфта 22 свободного хода может быть заменена выключаемой муфтой другого типа, например пластинчатой или зубчатой, и может иметь механическое или электромагнитное включение в зависимости от частоты вращения выходного вала 13.

Предлагаемая комбинированная передача предпочтительно может быть использована в транспортных машинах, например грузовых и других автомобилях, тракторах, локомотивах, строительных и землеройных машинах.

Комбинированная передача с бесступенчато изменяемым передаточным отношени956874

17 7 ем, в частности для транспортных средств, содержащая две механически связанные параллельные ветви, одна из которых выполнена в виде гидростатического вариатора, отличающаяся тем, что, с целью увеличения рабочего диапазона изменения передаточного отношения, вторая ветвь выполнена в виде гидродинамического трансформатора, а механическая связь параллельных ветвей на выходе передачи содержит разъединяемую муфту, например муфту свободного хода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Волков Д. П., Крайнев А. Ф. Планетарные, волновые и комбинированные передачи строительных и дорожных машин. М., «Машиностроение», 1968, с. 260, рис. 139 (прототип) .

956874

Составитель В. Антипов

Редактор Л. Лукач Техред А. Бойкас Корректор О. Билак

Заказ 6562/21 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Комбинированная передача с бесступенчато изменяемым передаточным отношением Комбинированная передача с бесступенчато изменяемым передаточным отношением Комбинированная передача с бесступенчато изменяемым передаточным отношением Комбинированная передача с бесступенчато изменяемым передаточным отношением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции гидродинамического трансформатора для передачи энергии между двигателем и потребителем мощности с одновременным автоматическим и бесступенчатым изменением крутящего момента и частоты вращения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тех устройствах, где требуется передавать крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам, например в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи вращающего момента, в частности, для автомобиля с гидравлической муфтой, например с гидродинамической муфтой Феттингера, или преобразователем вращающего момента

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции элементов ступенчатой планетарной коробки передач, используемой в автоматических трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам управления блокировкой гидротрансформатора транспортных средств
Наверх