Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii)958674 +.

«Ю

Ф

-Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.11.80 (21) 3009807/25-Об с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

F. 02 В 37/02

Гоеударствеииый комитет (53) УДК 621.43.

052 621 515-531 .8 (088.8) Опубликовано 15.09.82. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 25.09.82 ло делам изобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

Э. В. Аболтин, А. С. Ненашев, Б. Ф.,Лямцев и!

Центральный ордена Трудового Красного Знаме иоисследовательский автомобильный и автомоторн тутНАМИ и Ярославский моторный заво71. (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО Д,ЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению и, в частности к устройству двигателей внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом.

Известны устройства для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащие трубопровод выпуска отработавших газов, подключенный к нему через спиральный канал турбокомпрессор с безлопаточным направляющим аппаратом турбины, дополнительный канал подвода газов к турбине через выпускное отверстие, подключенное к минимальному сечению спирального канала, и орган перекрытия дополнительного канала (1) .

Недостатком известных устройств является наличие значительных потерь энергии в турбине из-за парциального подвода газа к рабочему колесу на режимах с одним работающим спиральным каналом. Эти потери определяются резким изменением проходного сечения в месте перехода основного канала в проточную часть колеса. Кроме того, в известных системах на режимах с обоими работающими каналами дополнительные потери энергии обусловлены дросселированием газа при прохождении его

S через орган перекрытия дополнительного канала, установленный в месте подключения дополнительного канала к спиральному. Это приводит к увеличению гидравлических потерь при входе газа в рабочее колесо турбины из дополнительного канала.

Целью изобретения является увеличение

КПД турбины путем уменьшения потерь энергии в проточной части.

Поставленная цель достигается тем, что дополнительный канал отделен от спирального при помощи стенки, а выпускное отверстие дополнительного канала выполнено в виде щели постоянной высоты, расположенной в стенке и вытянутой по дуге окружности.

На фиг. представлена схема предлагаемого устройства с перепуском газа из трубопровода выпуска отработавших газов; на фиг. 2 — вариант схемы устройства с перепуском воздуха из впускного коллектора;

20 на фиг. 3 — турбина с безлопаточным сопловым аппаратом, поперечный разрез; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг, 3; на фиг. 5— сечение  — В на фиг. 3; на фиг. 6 — сечение à — Г на фиг. 3; на фиг. 7 — сечение

Д вЂ” Д на фиг. 3.

958674

Устройство содержит трубопровод 1 выпуска отработавших газов из двигателя 2 внутреннего сгорания, турбокомпрессор 3, состоящий из турбины 4 и компрессора 5, впускной коллектор 6, спиральный канал 7 подвода газов к турбине 4, дополнительный канал 8 подвода газов к турбине 4 и орган 9 перекрытия дополнительного канала 8. Турбина 8 снабжена рабочим колесом 10 и безлопаточным направляющим аппаратом 11.

Дополнительный канал 8 подключен через выпускное отверстие 12 к минимальному сечению 13 спирального канала 7 и отделен от последнего при помощи стенки 14. Выпускное отверстие 12 дополнительного канала 8 выполнено в виде щели постоянной высоты, расположенной в стенке 14 и вытянутой по дуге окружности.

Площадь выпускного отверстия 12 равна или несколько меньше площади сечения дополнительного канала 8, а также равна площади проходного сечения органа 9 перекрытия. Угол 16, на который простирается отверстие 12 по дуге окружности, по величине прямо пропорционален отношению площади сечения дополнительного канала 8 к площади начального сечения 17 спирального канала 7.

Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

На относительно низких скоростных режимах работы двигателя 2 турбина работает с закрытым органом 9 перекрытия. В результате чего газ поступает только в спиральный канал 7, при этом турбина имеет сравнительно малую пропускную способность, что приводит к увеличению частоты вращения турбокомпрессора 3, повышению давления наддува и улучшению частичных скоростных характеристик двигателя. Благодаря тому, что спиральный канал 7 сообщен с рабочим колесом 10 турбины 4 по всей высоте лопаток, потери энергии уменьшаются по сравнению с известными системами, в которых газ из спирального канала подводится парциально, т. е. на часть высоты лопаток рабочего колеса 10.

По мере роста частоты вращения коленчатого вала двигателя 2 внутреннего сгорания растет частота вращения ротора турбокомпрессора 3, увеличивается давление наддува и максимальное давление сгорания в цилиндре двигателя 2. Для предотвращения черезмерного возрастания указанных параметров сверх допустимых значений открывается орган 9 перекрытия дополнительного канала 8. В этом случае часть отработавших газов из трубопровода 1 поступает в дополнительный канал 8 и через выпускное отверстие 12 в минимальное сечение 13 спирального канала 7. В дополнительный канал

8 вместо отработавших газов перепускается часть наддувочного воздуха из впускного коллектора 6. Перепуск воздуха или газов приводит к увеличению пропускной способности турбины 4, снижению частоты вращения ротора турбокомпрессора 3 и давления наддува. При этом, благодаря тому, что дополнительный канал 8 отделен от спирального канала 7 при помощи стенки 14, а выis пускное отверстие 12 выполнено в виде щели постоянной высоты, расположенной в стенке 14 и вытянутой по дуге окружности, имеют место уменьшенные потери энергии при истечении из дополнительного канала 8 в рабочее колесо 10, по сравнению с известными устройствами, в которых осуществляется парциальный подвод газа.

Таким образом, в предлагаемом устройстве для наддува двигателя внутреннего сгорания за счет уменьшения потерь энергии в проточной части турбины увеличивается ее

КПД.

Формула изобретения

Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащее трубопровод выпуска отработавших газов, подключенный к нему через спиральный канал турбокомпрессор с безлопаточным направляющим ап35 паратом турбины, дополнительный канал подвода газов к турбине через выпускное отверстие, подключенное к минимальному сечению спирального канала, и орган перекрытия дополнительного канала, отличаюи1ееся тем, что, с целью увеличения КПД

4о турбины, дополнительный канал отделен от спирального при помощи стенки, а выпускное отверстие дополнительного канала выполнено в виде щели постоянной высоты, расположенной в стенке и вытянутой по ду45 ге окружности.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 4177006, кл. 415 — 151, опублик. 1979.

958674

Я-Д

Г- г

Составитель В. Козлов

Редактор А. Химчук Техред А. Бойкас Корректор И. Муска

Заказ 6742/45 Тираж 552 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113635, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах выпуска отработавших газов

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к выпускным системам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах выпуска отработавших газов

Изобретение относится к системам газотурбинного наддува двигателей внутреннего сгорания транспортных средств

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом

Изобретение относится к системам извлечения энергии, а более конкретно к устройству, повышающему эффективность системы извлечения энергии

Изобретение относится к устройствам для подвода газа к турбокомпрессору двигателя внутреннего сгорания
Наверх