Подшипник скольжения

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски к

Социалистических

Республик

Iii>958?30 (6l) Дополнительное к авт. свид-ву № 669107 (51) М.К . (22) Заявлено 05.01.81 (21) 3231045/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

F 16 С 17/03

Гееударстееннык кемитет

СССР

IIo JleIlaM иэебретений. и еткрмтий (53) УДК 621.822..5 (088.8) Опубликовано 15.09.82. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 25.09.82 (72) Авторы изобретения

В. В. Усенко и И. С. Бережной

Сумской филиал Харьковского ордена, Ленин политехнического института им. В. И..Ленин (7!) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самоустанавливающимся подшипникам скольжения.

По основному авт. св. № 669107 изв стен подшипник скольжения, содержащий корпус и смонтированные в сепараторе самоустанавливающиеся опорные сегменты (1).

У пятисегментного подшипника скольжения конструктивно удается обеспечить небольшое межсегментное пространство, что несколько снижает возникновение вихрей в нем, однако из-за малого расстояния между сегментами горячая смазывающая среда переносится в окружном направдении вращающимся валом из-под одного опорного сегмента на вход последующего. Таким образом переносится до 85% горячей смазывающей среды, что повышает тепловой режим узла, а следовательно, ухудшаются его такие как несущая и демпфирующая способности. Кроме того, уплотнительные кольца, предотвращающие боковые утечки смазывающей среды из рабочей зоны подшипника, не обеспечивают эффективного уплотнения из-за невозможности BbllloJIHHTb нулевой зазор между вращающимся валом и уплотнительным кольцом. Применяемое в качестве смазывающей среды минеральное масло нагревается в рабочей зоне подшипника скольжения и, выходя из уплотнения, аэрируется, что приводит к окислению и снижению срока службы, что также отрицательно влияет на несущую и демпфирующую способности подшипника.

Цель изобретения — увеличение несущей способности подшипника путем ограничения

1о окружного перетока смазывающей среды.

Эта цель достигается тем, что сепаратор снабжен расположенным на его внутренней поверхности сотовым заполнителем и системой дренажных каналов, содержащей кольцевые каналы, расположенные около торцов сепаратора, и продольные параллельные оси подшипника каналы, расположенные на перемычках между окнами.

На фиг. 1 изображен подшипник скольжения, продольный разрез; на фиг. 2 — то щ же, поперечный разрез.

Вал 1 установлен в подшипник скольжения, который содержит корпус 2. В корпусе

2 смонтирован сепаратор 3, в окнах 4 которого размещены самоустанавливающиеся

958730

Формула изобретения

70

3 опорные сегменты 5. Внутренняя цилиндрическая поверхность сепаратора 3 снабжена сотовым заполнителем 6. Для сбора отработанной смазывающей . среды на внутренней цили ф рической поверхности сепаратора

3 на перемычках между окнами 7 выполнены дренажные продольные каналы 8. Последние соединены с кольцевыми каналами 9, которые служат для организованного отвода отработанной смазывающей среды за пределы рабочей зоны подшипника и расположены вблизи боковых сторон 10 сепаратора 3.

Подшипник скольжения работает следующим образом.

При подаче смазывающей среды под давлением в рабочую зону подшипника и вращении вала 1 последний взвешивается на гидродинамических клиньях, которые образуются посредством самоустанавливаюшихся опорных сегментов 5. Горячая смазывающая среда, выходящая из-под каждого из опорных сегментов 5, удерживается от окружного перетока сотовым заполнителем 6 и собирается в дренажный канал 8. Далее из дренажного канала 8 отработанная смазывающая среда поступает в кольцевые каналы

9, из которых она отводится за пределы рабочей зоны подшипника.

Применение предложенного изобретения дает экономический эффект от повышения ресурса узла за счет увеличения несущей и демпфируюгцей способности подшипника.

Кроме того, сотовый заполнитель позволяет выполнить беззазорную сборку сепаратора с валом, последний в процессе вращения образует (разбивает) в сотовом заполнителе минимальный зазор, обусловленный неточностью изготовления и монтажа. Поскольку зазор между валом и уплотнением минимальный, то конструкция узла становится более герметичной, что уменьшает аэрацию смазывающей среды, а следовательно, повышает срок ее службы.

Подшипник скольжения по авт. св.

Мо 669107, отличающийся тем, что, с целью увеличения несущей способности путем ограничения окружного перетока смазывающей среды, сепаратор снабжен расположенным на его внутренней поверхности сотовым заполнителем и системой дренажных каналов, содержащей кольцевые каналы, расположенные около торцов сепаратора, и продольные параллельные оси подшипника каналы, расположенные на перемычках между окнами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 669107, кл. F 16 С 17/03, 1977 (прототип).

Ф..г

Составитель Б. Моисеева

Редактор К. Волощук Техред А. Бойкас . Корректор О. Билак

Заказ 6749/48 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при эксплуатации судовых двигателей с газотурбинным наддувом

Изобретение относится к опорным подшипникам скольжения, а именно к подшипнику с сегментным вкладышем, и может быть использовано в качестве опоры высокооборотных валов, в частности для валов паровых турбин

Изобретение относится к подшипникам, предназначенным для использования в качестве смазываемых водой несущих опор валов гребных винтов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным подшипникам вращающихся валов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве и для бытовых нужд

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механическим средствам для удерживания самоустанавливающихся сегментов внутри сегментного подшипника

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам, и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин, насосов и других роторных машинах
Наверх