Тарированный ротор для контроля параметров статоров электрических машин

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТ НИЯ

Союз Советских

Социвлистических

Республик

К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву}5а}М g> з

G ..03, R 31/34

Й 02 К 15/00 (22) Заявлено 190330 {21) 2896384 /24-07 с присоединением заявки ¹Госуаарствеийый комитет

С С С Р во лелам изобретений и открытий (23). Приоритет—

Опубликовано 150982. Бюллетень ¹34

153} УДК 621.:313.. 1 (088. 8).

Дата опубликования описания 15,0982 (71) Заявитель (54) ТАРИРОВАННЫЙ РОТОР ДЛЯ КОНТРОЛЯ IIAPANETPOB

CTAT0PQB ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к электромашиностроению, .конкретно к устройствам для. контроля электромагнитных . параметров..в стали пакетов электрических машин переменного тока.

Известен тарированный ротор для определения потерь в стали пакетов статоров электрических машин.

Тарированный ротор состоит из тлагнитопроВода .с.трехфазной намагничивавхдей и измерительной обмотками, уложенными в пазы ротора, и однофазной- измерительной обмотки, расположенной в ярме ротора, а для обеспечения pàâíñìåðíoñòè воздушного зазора ротор снабжен немагнитнымй прокладками, расположенными на его наружной поверхности (1) .

Однако для калибровки фазного ротора требуется фазная машина, а это продукция не массового производства и .с узким диапазоном типоразмеров, nîýòîìó фазный ротор применять для контроля пакетов магнитопроводов малых машин не представляется возмож- 25 ным °

Кроме того, магнитопровод ротора выполняют .из специальной электрической стали, в данном. случае из,.трансФорматорной стали для снижения 30

2 собственных тетерь, а"у таких сталей низкая круговая индукции намагничивания из-за большой магнитной ани- зотропии, это снижает. энергетические возможности ротора.при:испытаниях..

В виду того, что испытуемый намагничиваюцЫй магнитопровод имеет воздушный. зазор, неизбежно падение магнитного напряжения, поэтому ротор находится в более напряженном состоянии. И при.:доведении в испытуемом статоре индукций, близких к рабочим, ротор в это время находится в перенасыщенном состоянии, становится источником тепла и вносит значительную погрешность .в измерениях дситолнитель-. ными нелинейными искажениями.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является тарированныйротор.,:который шихтуется из обычных листов ротора с пазами или из "блинов" без пазов. Пакет устанавЛивает- .. ся на валу ротора. Шихтованный ротор . без обмотки прЕдварительно. калибруется методом вспомогательной машины с разомкнутым ротором. Прн калибровке определяются основные потери в стали ротора при частоте 50 Рц, при номинальном или при любом другом нап-,. ряжении 1.2).

958989

Однако лист ротора цельный и тре-. буется для него изотропный материал, чтобы электромагнитные свойства во всех направлениях были одинаковыми.

Такие стали есть, это 2011, 2012 и

2013, но у них значительные удельные потери, что нежелательно при .измереяии параметров статора. Чаще стараются применить текстурованную сталь, у которой круговые потери ниже, но высокая магнитная анизотропия, она приводит к неравномерно:му перемагничиванию статора, что также снижает качество измерений.

Кроме того, шихтованный ротор без обмотки не может. изменять свои геометрические размеры в радиальном направлении, с целью исключения влияния воздушного зазора при определении тока намагничивания. нокатаной электротехнической стали„ например 3412, иавитой с изгибом на ребро .без пазов. Спираль магнитопровода в виде цилиндра размещена на диэлектрическом валу, кбторый

5 состоит из двух частей. Начало и конец спирали магнитопровода крепятся к частям вала. Разъемйое соединение вала расположено за пределами магнитопровода, поэтому части вала

10 не симметричны, одна часть больше, другой. Соединение частей вала выполнено шлицами. В собранном состоянии ротор. вводится в расточку пакета статора с обмоткой. Затем

15 производятся испытания с целью калибровки магнитной цепи ротора. Методом калиброванного статора определя.зтся потери в стали ротора, величина добавочных потерь и величина межвитковой изоляции. Затем ротор с известными параметрами (тарированный) извлекается из расточки калиброванного статора и вводится в расточку испытуе Мого пакета статора. В пазы статора предварительно введены намагничивающая и измерительные обмотки многократного применения (ббмотки диэлектрически защищены от механических повреждений, при вводе в пазы и при извлечении из них). После установки ротора симметрично по отношению средней линии статора, части вала разворачиваются в направлении противоположном направлению скрутки спи- рали магнитопровода, при этом спираль распушается, диаметр ротора увеличивается, воздушный зазор между статором и ротором уменьшается.

Чтобы обеспечить плотность пакета спирали магнитопровода ротора во время измерений из места разъема вала извлекают прокладку, части вала входят в более глубокое сочленение.

За счет. упругой деформации электротехнической стали ротор приобретает диаметр Dùö ., и длину пакета равную

В данном случае прокладка играет роль компенсатора длины .пакета, ее толщина равна 5„=1 - Ь1.

Магнитная цейь готова к проведению испытаний. Методом калиброванного ротора определяются электромагнитные параметры магнитопровода.

Рст.осН.1 P(j1 ВcT. осн.01 РМ 01 где cf 00HO 1 - основание потери в

55 стали статора;

Р01 - эабираемая мощность холостого хода;

p - потери в меди статора холостого хода;

00 Р©т 0„0 1 — основные потери в стали ротора.

Фиксация частей вала между собой осуществляется шлицевым соединением. йлицы удлиненной части вала входят

65 в зацепление со шлицами укороченной

Цель изобретения — повышение точности измерений.

Укаэанная цель достигается тем, что в.тарированном роторе для конт.роля параметров статоров электрических машин, содержащем магнитопровод и вал, магнитопровод выполнен в виде спирали из навитой на ребро, ленты, вал выполнен разъемным из двух час. тей, между которыми размещена съем.ная прокладка, к одной части вала прикреплено начало спирали магнитопровода, а к другой части вала — ее конец.

На фиг. 1 показан тарированный ротор для контроля параметров статоров; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1. 3>

Йа фиг. 1 показан испытуемый пакет статора 1, намагничивающая и измерительная обмотки многократного применения 2, магнитопровод тарированного ротора 3, начало спирали 4О магнитопровода 4, конец спирали магнитопровода 5, удлиненная часть разьемного вала б, место крепления конца спирали магнитопровода к удлиненной . части вала 7, укороченная часть ва- 45 ла 8, место крепления начала спирали к укороченной части вала 9, диаметр вала d<, монтажный диаметр ротора О,;„, рабочий диаметр ротора

0„, „, длина пакета статора L монтажная длина спирали ротора l„, рабочая . длина спирали ротора Ь, монтажный воздушный зазор между статором и ротором 0,„, зазор между валом и внут.ренним.диаметром спирали магнитопро вода ротора во время измерений d, воздушный зазор между статором и ротором во время измерений Ф3 .

Съемная прокладка 10 (фиг. 2) размещена между частями вала 6 и 8, которые входят в сочленение друг с друroM с помощью шлица 11 и паза 12.

Толщина прокладки S и глубина паза .под шлиц 5 °

Магнитоировод тарированного ротора выполнен из .текстурованной холод958989 части вала. Такое сочленение позволяет фиксировать ротор в заданном состоянии, что удобно при контроле диаметров внутренних расточек статоров.

Предлагаемую конструкцию тарированного ротора целесообразно применять при контроле влияния .параметров статора (изоляции листов, усилия сжатия, термообработки магнитопровода, механической обработки, "старения и так далее), на основные и добавоч iÎ ные потери холостого хода, при этом ,один калиброванный ротор используют для испытания многих однотипных статоров.

Предлагаемое изобретение позволя. ет повысить точность измерений.

Формула изобретения

Тарированный ротор для контроля . параметров статоров. электрических

1 машин, содержащий магнитопровод и вал, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, магнитопровод выполнен в виде спирали из навитой на ребро ленты, вал выполнен разъемным из двух частей, между которыми размещена съемная прокладка, к одной Масти вала прикреплено начало спирали магнитопровода, а к другой части вала

lee конец.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

;9 448549, кл; Н 02. К 15/02, 1975..

2. ЭП.серия "Электрические мамины", 1974, вып.. 3(37), с. 10.

ВНИИПИ Заказ 7009/61

Тираж 717 Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул,Проектная,4

Тарированный ротор для контроля параметров статоров электрических машин Тарированный ротор для контроля параметров статоров электрических машин Тарированный ротор для контроля параметров статоров электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области высоковольтной техники, в частности к силовым конденсаторным батареям (СКБ) в энергосистемах

Изобретение относится к области высоковольтной техники, в частности к силовым конденсаторным батареям (ОКБ) в энергосистемах

Изобретение относится к обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных и электротехнических средств
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано в электролизных цехах, например, на сериях алюминиевых электролизеров для определения мест утечек тока через металлические перекрытия шинных проемов

Изобретение относится к контролю качества контактно-сварочных соединений, преимущественно - к приборам неразрушающего контроля, и может использоваться в атомной энергетике при изготовлении тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, в частности, для неразрушающего контроля контактно-сварочных соединений ячеек дистанционирующих решеток

Изобретение относится к устройствам для диагностирования электронных приборов, применяемых в электрооборудовании автомобилей, и может быть использовано для диагностирования и настройки транзисторных коммутаторов, прерывателей указателей поворотов, регуляторов напряжения, применяемых на автомобильной технике

Изобретение относится к области контроля защитных параметров специальной одежды, предохраняющей людей, профессионально связанных с интенсивными электромагнитными полями, от СВЧ переоблучения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения потерь оптической мощности на кабельной вставке при ремонте оптического кабеля на смонтированном элементарном кабельном участке
Наверх