Вентильный двигатель

 

Союз Соеетскнк

Соцналнстнческнк

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<>959226 (61) Дополнительное к авт. свид-ву . (22) 3а а еНо 03Й180 (2 ) 2999838/24-07 с присоединением заявки Мо(23) Приоритет—

Опубликовано 150982. Бюллетень Но 34

{И) М. Кл.

Н 02 К 29/02

Гасударственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (33) УДК621. 813. .13.014.2т621.. .382(088.8) Дата опубликования описания

Ю.Г.Соколов, Л.Я.Зиннер и В.В.До охин (р т)

ЛЙ» я ! ! fj ling

Казанский химико-технологический ина щт т йм Q.М.E (72) Авторы изобретения (7! ) Заявитель (54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к вентильным двигателям постоянного тока с бесконтактной коммутацией в функции положения ротора.

Известны электрические машины постоянного тока с управляемой демп- . ферной обмоткой (УДО), которая выполнена по типу основной обмотки и уложена в те же пазы якоря. Секции

УДО подключены к встречно-параллельно включенным тиристорам, которые включаются при входе секций основной обмотки в зону коммутации 1).

Недостатком .данной схемы является то, что УДО замкнута накоротко через встречно-параллельно включенные тиристоры и используется только для демпфирования. Цепь УДО электрически не связана с коммутационным контуром и,следовательно, ток этой цепи не может протекать встречно току выходящей из работы секции по коммутирующему ее элементу и ускорять выключение последнего.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является вентильный двигатель с питанием от мостового инвертора с двухступенчатой коммутацией резонансным контуром, состоящим иэ дросселей и конденсаторов $2).

Недостатком вентильного двигателя выполненного по этой схеме является то, что относительно большая индуктивность его якорной обмотки обусловливает довольно большой угол коммутации V что приводит к значительному снижению среднего вращающего момента двигателя. Кроме того, у двигателя сравнительно большая установленная мощность коммутирующих конденсаторов и дросселей инвертора двигателя.

15 цель изобретения — увеличение удельного вращающего момента и снижение установленной мощности коммутирующих элементов инвертора.

Поставленная цель достигается тем, что в вентильном двигателе, содержащем тП -фазную обмотку,. якоря, подключенную к источнику постоянного тока через ттт-фазный мостовой ти25 ристорный инвертор с двухступенчатой коммутацией резонансными контурами, состоящими иэ индуктивностей и емкостей каждая индуктивность резонансных контуров или часть ее располо30 жена на якоре и выполнена так, что

959226 ее ось совпадает с осью коммутируемых секций обмотки якоря.

На фиг. 1 представлена принципиальная электрическая схема одного из вариантов вентильного двигателя; .на фиг. 2 — диаграммы рабочих напря- 5 жений и токов двигателя, где ct,ä, напряжения, подаваемые от инвертора на фазы А,ВС двигателя; z o,Š— токи протекающие по фазам; зк — фазные

ЭДС; — линейные ЭДС; к,,м- напряжения10 на конденсаторах; н — ток через конденсатор. Двигатель содержит трехфазную якорную обмотку 1-3 на статоре и обмотку 4 возбуждения на роторе.Обмотки якоря соединены звездой, а выводы ее А,В,С через соответствующие пары тиристоров 5 и б; 7 и 8; 9 и 10 мостового инвертора подключены к шинам 1.1 и 12 источника постоянного напряжения. В те же пазы статора вместе с основной обмоткой 1-3 уложены управляемые демпферные обмотки

13-15, которые в данном случае являются и коммутирующими дросселями резонансных контуров инвертора.Каждая из этих обмоток уложена таким образом, чтобы она охватывала магнитные готоки двух соседних фаз якоря двигателя. Один конец каждой управляемой демпферной обмотки (например, 13) соединен с выводом соответствующей фазы основной обмотки А и с соответствующей парой тиристоров

5 и б инвертора, а другой конец через соответствующие конденсаторы 16-18 и пары тиристоров 19 и 20 дополнительного коммутатора, состоящего из тиристоров 19-24 подключены к шинам питающего напряжения 11 и 12, Инвертор содержащий тиристоры 5-10 40 содержит также обратный диодный мост

25-30. Обмотка 4 возбуждения двигателя подключена к независимому источнику постоянного напряжения 31 через скользящие контакты 32 и 33.

Двигатель работает следующим образом.

Пусть ротор двигателя вращается

-по часовой стрелке (фиг.1} .Конденсаторы 16-18 заряжены с полярностью, указанной по схеме (фиг. 1)в скобках.

„ В инт=. эвале времени 0 — t ток л протекает по -à"ëåäóþùåé цепи: плюс источника питания (П), тиристор 5, фазы двигателя А и Э,тиристор 8, минус источника питания 12. Начиная с некоторого момента ток переклю" чается с фазы Б на фазу С двигателя.

Известно, что переключение тока с <0 одной фазы на другую возможно только до момента 4< {фиг.2) равенства

ЭДС двух переключаемых фаз (Й и 06

8 вд,анном случае), когда линейная ЭДС больше нуля и имеет направление 65 соответствующего необходимому направлению коммутации тока. Это условие выполняется, например, для момента tq, определяемого углом опережения включения вентилей Pi = Э + Д .

Таким образом, в момент t от

:датчика положения ротора подается сигнал на включение тиристоров 10 и

22. В этом случае образуются два короткозамкнутых контура: коммутационный — с элементами 2, 3, 10 и 8 и демпферный — c элементами 14, 17, 22 и 8. Здесь протекают два процесса,способствующих быстрому выключению выходящего иэ работы тиристора 8.

Контур 14, 17, 22 и 8 демпфирует поток коммутируемых фаз 3 и С (2 и 3), в результате чего резко снижается индуктивность коммутационного контура 2,3, 10 и 8 и под действием линейной ЭДС в нем быстро нарастает,ток, направленный встречно току выходящего из работы тиристора

8. Снижение индуктивности коммутационного контура и угла коммутации приводит к увеличению вращающего момента двигателя.

В демпферном контуре ввиду малости его сопротивления быстро нарастает ток, обусловленный напряжением на обмотке 14 и разрядом и переразрядом конденсатора 17 (полярность после перезаряда указана без скобок на фиг, 1). Ток этого контура также направлен встречно току тиристора 8 и способствует выключению последнего.

С момента закрытия тиристора 8 реактивная мощность выключаемой фазы В (2) рассеивается по контуру 1, 2, 27 и 5, а процесс перезаряда конденсатора 17 заканчивается по контуру 17, 22, 28 и 14.

С момента t работают фазы Д и С (1 и 3). После поворота ротора двигателя на 60 эл. град. в момент подается сигнал на включение тиристоров 7 и 19, для перевода тока с фазы А на фазу B . Образуются два других короткозамкнутых контура: коммутационный — 2,1,5 и 7 и демпферный — 13 5, 19 и 16. Токи обоих этих контуров, в первом под действием линейной ЭДС P. дЗ,а во втором под действием напряжения демпферной обмотки 13, кондейсатора 16, протекают встречно току выходящего из работы тиристора 5, способствуя выключению последнего. Полярность конденсатора после перезаряда указана без скобок на фиг. 1.

Кроме того, за счет демпфирующему воздействию обмотки 13 индуктивность коммутационного контура сильно уменьшается в результате чего ток в фазе Д быстро убывает, а в фазе 3 быстро нарастает.

В момент закрытия тиристора 5 реактивная мощность включаемой фазы

959226 рассеивается в контуре l, 3, 10 и

26, а процесс перезаряда конденсатора 16 заканчивается по контуру

l6, 13, 25,.19, С момента t< работают фазы 3 и Q (2 и 3). После поворота ротора двигателя на 60 эл.град. в момент tg включаются тиристоры б и 24 перевода тока с фазы С на фазу А.

С момента включаются тиристоры

9 и 21, а в момент t> тиристоры 8 и 20 для перевода тока соответствен но с фазы 3 на фазу С и с фазы А на фазу 3

Электромагнитные процессы коммутации для моментов t,, t< протекают аналогично тому как это было рассмотрено выше для моментов t и

С момента весь описанный выше процесс переключаний начинает повторяться. 20

В предложенной схеме (фиг. 1) вен тильного двигателя в качестве индуктивности колебательного контура инвертора используется только индуктивность демпферной обмотки. 25

В случае, когда этой индуктивности окажется недостаточно для условий коммутации тиристоров инвертора ее можно увеличить последовательным соединением демпферной обмотки с добавочным дросселем.

Формула изобретения

Вентильный двигатель, содержащий

tn-фаэную обмотку якоря, подключенную к источнику постоянного тока через щ-фаэный мостовой тиристорный инвер» тор с двухступенчатой коммутацией резонансными контурами, содержащими россели и конденсаторы, о т л и ч а.ю шийся тем, что, с целью увеличения удельного вращающего момента двигателя и снижения установленной мощности коммутирующих элементов инвертора, по крайней мере часть обмотки каждого иэ дросселей резонансных контуров расположена на якоре и их оси совпадают с осями коммутационных контуров обмотки яко я.

Источники информациИ, принятые во внимание пои экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 560300, кл. Н 02 К 23/38, 1973.

2.. Глебов И.A. и др. Вентильные преобразователи в цепях электрических машин. Л., Наука, с. 54.

1971

959226

И4 ф .3 д

<С4

Составитель А.Санталов

Редактор Н.Воловик Техред A.Av Корректор О.Билак

Заказ 7022/73 Уираа 721 Подписное

ВПИИПИ Государственного .комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, й-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Уагород, ул. Проектная, 4

Вентильный двигатель Вентильный двигатель Вентильный двигатель Вентильный двигатель Вентильный двигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к магнитному вращающемуся устройству и, в частности, к магнитному вращающемуся устройству, которое использует многократно пульсирующие силы, возникающие между постоянным магнитом и электромагнитом

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электрическим машинам, и может быть использовано в качестве электродвигателя для приведения в движение технологических рабочих машин и транспортных установок, работающих с изменяющимися значениями нагрузок и скоростей движения, а также в качестве генератора, работающего в окружающих средах с высокой влажностью, запыленностью, с содержанием химически агрессивных веществ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций обмоток статора в зависимости от положения ротора с помощью преобразователя частоты, т
Наверх