Устройство автоматического управления вентиляционными дверями

 

Союз Соввтскиа

Социалистические

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >964186 (6l ) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено 26. 04. 76 (21) 2352007/22-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 07.10.82. Бюллетень №37

Дата опубликования описания 07, 10 . 82 (St)h%. Кл.

E 21 F 1/12

9вударетееааый камитет

СССР ва делам нзабретенай и открытка (53) УДК622.807 (088,8) (72) Автор изобретения

А. С. Гребнев (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ВЕНТИЛЯЦИОННЫМИ ДВЕРЯМИ

Изобретение относится к автоматизации шахтных вентиляционных дверей на однопутных блок-участках шахт по газу, но может быть использовано также для аналогичных условий не газо" вых шахт.

Известно устройство автоматического управления вентиляционными дверя ми, состоящие из электро при вода, реверсивного магнитного пускателя, концевых выключателей контроля поло-. жения, вентиляционных дверей и кнопок местного управления f 1).

Однако указанное устройство сложно по конструкции и ненадежно в работе в связи с тем, что при открытии или закрытии вентиляционных дверей горят красный и зеленый огонь на светофоре. При выходе красного що огня из строя может произойти авария, так как двери могут находиться в не открытом полностью состоянии . при зеленом сигнале светофора.

Известно устройство автоматического управления вентиляционными дверями, содержащее датчики управления дверя ми, при воды с датчи к а ми край них положений, кнопочный пост, блоки управления, светофоры (21.

Однако устройство также не обладает высокой надежностью из-за наличия большого количества датчиков и имеет малую пропускную способность.

Известно устройство автоматическо го управления вентиляционными дверями, содержащее для каждой двери блок питания, электропривод, магнитный пускатель, в цепях которого включены соответствующие контакты конечных выключателей контроля положения вентиляционных дверей, блок управления с кнопками местного управления "Стоп" и "Пуск" и двузначные входные светофоры 5 3 1.

Недостатком известного устройства является низкая надежность и неболь3 964180 шая пропускная способность транспорта на участке шлюза.

Цель изобретения - повышение надежности управления.

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено блоками зада" ния маршрутов с рамочными антеннами, установленными на электровозах, и для каждой двери рамочными антеннами, двумя Ьлоками приема сигналов 1в с двумя параллельными цепочками из последовательно соединенных выходных контактов реле и полупроводниковых диодов, причем блоки приема сигналов соединены последовательно и подключены к одному из входов блока управления, к второму входу которого подключены входные светофоры, а к третьему --первый вход магнитного пускателя, второй и третий входы которого подключены к одному выходу блока управления непосредственно, а к другому через Ьлок питания.

При этом блок управления снабжен полупроводниковым диодом, резистором, . реле контроля открытого и закрытого состояния вентиляционных дверей и универсальным переключателем, к первому и второму контактам которого подключены выходные контакты реле

ЗО блоков приема сигналов, диоды которых через кнопку "Стоп",местного управления соединены с корпусом магнитного пускателя, а через полупроводниковый диод параллельно включенные с ним две кнопки "Луск - и резистор соединены соответственно с третьим, четвертым и пятым контактами универсального переключателя, выходные контакты которого соединены соответственно с входами магнитного пуска40 теля.

Кроме того, лампы с красными и зелеными светофильтрами входных светофоров включены параллельно, в цепи управления ламп с красными свето-, фильтрами контакты реле контроля открытого состояния дверей включены параллельно, а в цепи ламп с зелеными светофильтрами - последовательно.

Устройство снабжено для каждой две- О ри выходными двузначными светофорами, одна из ламп которых подключена параллельно лампам с зелеными светофильтрами соответствующих входных светофоров, а цепь управления второй ы лампы соединена с контактами реле контроля закрытого состояния вентиля-, ционных дверей.

На фиг. 1 представлена схема рас. становки датчиков и светофоров на участке шлюза однопутной выработки; на фиг. 2 - Ьлок-схема устройства; на фиг. 3 - принципиальная схема од" ной вентиляционной двери.

Устройство включает на каждый шлюз рамочные антенны 1-4 с блоками 5-8 приемников сигналов (на фиг. 3 показаны только контакты выходных реле); выходные светофоры 9 и 10, входные светофоры 11- 14, Ьлоки 15 и 16 управления вентиляционными дверями, реверсивные магнитные пускатели 17 и 18, концевые выключатели 19-26 (на фиг.2 показан условно один из них), электроприводы 27 и 28., блоки 29 и 30 питания, установленные на электровозе 31, антенны 32 с блоком 33 задания маршрута.

В блоке управления вентиляционными дверями имеются кнопки 34-36 местного управления, полупроводниковый диод 37, резистор 33, реле 39 контроля закрытого..состояния вентиляционных дверей 1, реле 40 и 41 контроля открытого состояния створок вентиляционных дверей «1, реле 42 и 43 закрытого состояния створок тех же вентиляционных дверей, реле-повторитель 44 закрытого состояния вентиляционных дверей П.

Реверсивный магнитный пускатель 17, например, типа Illl8-2 включает проме- жуточные реле 45 и 46, катушки контакторов 47 и 48, контакты 49 и 50 блокировочных реле, трансформатор

51 напряжения, трансформатор 52 с высокоомными оЬмотками, Ьлокировочное реле 53. В блоке 15 показаны контакты 54-57 реле 40 и 41, контакты 58 и 59 реле 42 и 43, контакты 60 и 61 реле

39 и 44, выходные контакты 62 и 63, диоды 64 и 65 в цепочках выходных реле блоков 5-8 приема сигналов, контакт 66 реле 47. Контакты 67 и 68 являются контактами реле 42 и 43 блока управления, а контакт 69 - контактом реле 48. Кроме того, s конструкцию каждого блока управления входит универсальный переключатель .

70, к контактам которого подключены с одной стороны контакты выходных реле (кнопки 34 и 35 местного управления) и резистор 38, à с другой . стороны - входы магнитного пускателя 17.

Блок управления и принципиальная схема для вентиляционной двери ll ана5 .. 964180 6 состава в обратном направлении - сиг -1О

15 состав должен начать торможение при красном сигнале на входном светофоре.

Устройство работает следующим об- . разом. 30

В исходном состоянии вентиляционные двери f и 3J Шлюза закрыты. При этом контакты концевых выключателей ключены, так как в цепях их ламп кон" такты 56 и 57 тех же реле разомкну-. ты. На выходном светофоре 9 горит зеленый огонь, так как в его цепи зам" кнуты контакты 58 и 59.

S5 логичны. Вентиляционные двери 1 и Q образуют шлюз. Каждая рамочная антенна с блоком приемников сигналов, например 1 и .5, выполняет две функции: при движении состава слева направо, при совмещении рамочных ан тенн 32 на электровозе 31 подает

;сигнал на открытие вентиляционной двери автоматически, а при движении нал автоматически подается на эакрыI тие той же вентиляционной двери. По.этому для обеспечения максимальной пропускной способности транспорта положение рамочных антенн выбирается исходя из наибольшего значения величин, выбранных исходя из скорости состава, его тормозного пути и длинц, при этом для обеспечения минимального расстояния между вентиляционными. дверями расстояние между рамочными антеннами 2 и 3 должно быть равно величине L, при которой обеспечивается открытие или закрытие вентиляционных дверей при движении состава по этому участку пути. С линии "Стоп"

21 и 22 разомкнуты, à 19 и 20 замкнуты и катушка контактора 47 подготовлена к включению, контакты 23 и 24 разомкнуты, а 25 и 26 замкнуты и ре. ле 40 и 41 обесточены, а реле 42 и 43 включены. На светофорах 11 и 72 горят красные, запрещающие движение огни, так как в их цепи контакты 54 и 55 замкнуты, а их зеленые огни отВключено так же и реле 39, кото рое своим контактом 60 включает повторитель закрытого состояния вентиляционных дверей 5 (аналогичное реле 44) в блоке 16, а в блоке 15 включено реле-повторитель -44 закрытого состояния вентиляционных дверей Д, в цепь управления которого включен контакт, аналогичный 60, но -в блоке

16. С включением реле 44 замыкается его контакт 61 в цепи управления

25 промежуточного реле 45 пускателя

17. То есть цепи промежуточного реле

45 и катушки контактора 47 подготовлены к вкпючению, на входных свето форах горят красные, запрещающие движенив огни, а на выходном светофоре — зеленый огонь, сигнализирующий машинисту электровоза при выезде состава иэ шлюза о закрытом состоянии вентиляционной двери. При движении состава по однопутному блок-участку, например, слева направо, при совмещении антенн 1 и 32 на блок 5 с рамочной антенны 1 поступает сигнал, в результате усиления которого срабатывает выходное реле и замыкает свой контакт (на фиг. 3 не показана вся схема, т,к. является типовой, а показаны только контакты 62 и 63 выходных реле блока с диодами 64 и 65 в их цепях) .

С замыканием контакта блока 5 срабатывают реле 45 и 46 пускателя 17, которые замыкают свои контакты в цепях катушек контакторов 47 и 48.

Но сработает только .контактор 47, так как цепь замкнута и с замыканием его контакта 66 реле 45 встанет на самопитание. Вторым контактом этого же контактора включится его блокировочное реле и встанет на самопитание (условно не показано) и своим контактом 49 обесточит реле 46.

Силовыми контактами контактора включается электропривод 27 и дверь 1 открывается. При этом контакты концевых выключателей 21 и 22 замыкают-. ся, а 25 и 26 размыкаются и отключают реле 42 и 43 и, следовательно, реле 39 и его повторитель в блоке 16.

На светофоре 9 гаснет зеленый огонь.

При полном открытии обеих створок вентиляционных дверей 1. контакты кон» цевых выключателей 19 и 20 размыкаются и отключают контактор, и, следовательно, электродвигатель, в контакты

23 и 24 тех же выключателей замыкаются и реле 40 и 41 включаются и переключают огни на светофорах ll и 12 с красного на зеленый. На все время перевода вентиляционной двери с закрытого положения в открытое на входных светофорах горят красные огни.

Антенна 1 установлена таким образом, что при подходе состава к линии

"Стоп" на светофоре ll горит зеленый сигнал и состав, не снижая ско-. рости, проходит вентиляционные двери. Если по каким-либо причинам венS

Формула изоЬретения

«55

7 9 тиляционные двери полностью не откроются, то при красном сигнале на светофоре 11 с линии "Стоп" состав должен начать торможение. При совме" щении рамочных антенн 2 и 32 срабатывает выходное реле 62 блока 6 и с замыканием его контакта снова включаются реле 45 и 46, но теперь срабатывает контактор 48, а реле 45 отключается контактом 50 второго . блокировочного реле.

Электродвигатель 37 получает питание, и вентиляционные двери 1 начи нают закрываться. При этом контакты

19 и 20 концевых выключателей замыкаются, а 23 и 24 размыкаются и реле

40 и 41 обесточиваются и переключа-, ют сигнальные огни на светофорах

11 и 12 с зеленого на красный. .При голном закрытии вентиляционной двери 1 контакты 21 и 22. размыка ются, а 25 и 26 замыкаются и включаются реле 42 и 43, а следовательно, и реле 39, которое своим контактом

;60 включает повторитель закрытого состояния вентиляционной двери Т (аналогичное реле 44) в блоке 16.

Таким образом, к моменту совмещения рамочных антенн 3 и 32 цепи управления вентиляционными дверями

Д будут подготовлены для их открытия. Переключения в электрических цепях при открытии, а затем и закрытии вентиляционных дверей 3. происходят аналогично описанному для вентиляционной двери «Т, При выходе состава из шлюза на светофоре 10 при закрытой вентиля ционной двери )Г Ьудет гореть зеленый огонь. Если указанная дверь не закроется, то на этом светофоре будет гореть огонь другого цвета, например желтый, и машинист состава должен будет;,принять необходимые меры по закрытию вентиляционной двери и устранению неисправности в ее работе (сообщить об этом диспетчеру шахты). При движении состава справа налево, т.е. в обратном направлении, те же рамочные антенны будут выполнять автоматически вторые функции:

4 и 2 - открытия вентиляционных дверей, а 3 и 1 - их закрытия. Состав теперь будет двигаться по командам светофоров 14 и 12.

Таким образом, все операции по от крытию и закрытию вентиляционных две ,рей и и управлению входными и выходными светофорами осуществляют64180 8 ся полностью автоматически, все датчики при движении состава в одном направлении выполняют одни функции, в другом — вторые, т.е. две функции, входные светофоры управляют движением на однопутном блок-участке шлюза (их не следует смешивать с указателями положения вентиляционных дверей, которые отоЬражают открытое или закрытое их состояние); открытие одной вентиляционной двери возможно при закрытом состоянии второй, что реализуется в устройстве с помощью реле-повторителей и электрических блокировок в искробезопасных цепях, Это необходимо для исключения закорачивания воздушных струй. Принятая установка датчиков обеспечивает максимальную пропускную спосоЬность шлюза и минимальные его размеры.

Использование предлагаемого устройства позволит устранить расходы и время на разраЬотку аппаратуры автоматизации, а также исключит простои транспорта не участке шлюза. щ 1. Устройство автоматического уп" равления вентиляционными дверями, содержащее для каждой двери блок питания, электропривод, магнитный пускатель, в цепях которого включены соответствующие контакты концевых выключателей контроля положения вентиляционных дверей, блок управления с кнопками местного управления "Стоп" и

"Пуск" и двузначные входные светофо4g ры, о т л и ч а ю щ е е с я тем что, с целью повышения надежности уп" равления, оно снаЬжено блоками задания маршрутов с рамочными антеннами, установленными на электровозах, и для каждой двери двумя рамочными антеннами, двумя блоками приема сигналов с двумя параллельными цепочками из последовательно соединенных выходных контактов реле и полупроводниковых диодов, причем блоки приема сигналов соединены последовательно и подклюцены к одному из входов Ьлока управления, к второму входу которого подключены входные светофоры, а к третьему - первый вход магнитного пускателя, второй и третий входы которого подключены к одному входу блока управления непосредственно, а к другому через блок питания.

9 9641

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю 4 е е с я тем, что блок управления снабжен полупроводниковым диодом, резистором, реле контроля открытого и закрытого состояния вентиляци- З онных дверей и универсальным переключателем, к первому и второму контактам которого подключены выходные контакты реле блоков приема сигналов, диоды которых через кнопку "Стоп" местного управления соединены с корпусом магнитного пускателя, а через проводниковый диод и параллельно включенные с ним две кнопки "Пуск" и резистор соединены соответственно с тре-1 тьим, четвертым и пятым контактами универсального переключателя, выходные контакты которого соединены соответственно с входами магнитного пускателя, 20

3. Устройст во по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что лампы с красными и зелеными светофильтрами входных светофоров включены параллельно, в цепи управления ламп с красны. ми ...светофильтрами контакты реле кон80 10 троля открытого состояния дверей включены параллельно, а в цепи ламп с зелеными светофильтрами - последовательно.

4. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено для каждой двери выходными двузначными светофорами, одна из ламп которых подключена параллельно лампам с зелеными светофильтрами соответствующих входных светофоров, а цепь управления второй лампы соединена с контактами реле контроля закрытого состояния вентиляционных дверей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 63693,. кл. Е 2! F 1/12, 1944.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке М 207281г/03, кл. E 21 F 1/12

1974.

3. Дистанционное управление вентиляционными дверями. Пояснительная записка института Тидроуглеавтоматизация". И., 1970 (прототип).

Устройство автоматического управления вентиляционными дверями Устройство автоматического управления вентиляционными дверями Устройство автоматического управления вентиляционными дверями Устройство автоматического управления вентиляционными дверями Устройство автоматического управления вентиляционными дверями Устройство автоматического управления вентиляционными дверями Устройство автоматического управления вентиляционными дверями Устройство автоматического управления вентиляционными дверями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для борьбы с газовыделением при отработке высокогазоносных угольных пластов пологонаклонного залегания с прямоточной схемой проветривания с подсвежением исходящей струи выемочного участка

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для регулирования расхода воздуха в вентиляционных сетях

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для регулирования расхода воздуха в вентиляционных сетях

Изобретение относится к горной промышленности и может использоваться для улавливания метана на вентиляционном горизонте

Изобретение относится к горной промышленности и может использоваться для улавливания метана на вентиляционном горизонте

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания шахт и рудников, а также других объектов народного хозяйства, расположенных под землей
Наверх