Узел скользящего токосъема

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских Социалистических

Республик ()964812 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 20.05,81 (21) 3290472/24-07 (и)м.к .. с присоединением заявки ¹

Н 01 R 39/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 0710.82, Бюллетень ¹37

Дата опубликования описания 07.10. 82 (53) УДКб21. 313. .047.б9 (088 ° 8) (72) Автор изобретения

ВСЕСОЮЗНАЯ

ЙЛТЕИТИФТсХНИЧЕПЛи яжмаЯИьАйф ТЫЛ

М М Рябов (7i ) 3 а яв итель

Производственное объединение "Уралэлектро им. В.И.Ленина (54) УВЕЛ СКОЛЬЗЯЩЕГО ТОКОСЬЕМА

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электромашиностроению.

Известны узлы скользяцего токосъема, в которых контактные кольца расположены на вращаюцихся частях электрических машин, например на ва- лу ротора, причем контактные кольца. в зависимости от специфики машины могут быть установлены стационарно, например на изолированной буксе, посаженной на вал с натягом f1).

Это затрудняет монтаж н снижает ремонтоспособность крупных вертикальных машин.

Известно использование в вертикальн х машинах съемных контактных колец (2).

На более близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является конструкция узла скользящего токосъема, содержащая контактные кольца, стянутые изолированными шпильками и установленные на валу с помоцью переходного фланца t3).

Конструкция такого узла проста и технологична, но в процессе эксплуатации могут возникать перемещения . колец относительно друг друга в горизонтальной плоскости, т.,е, в плоскости, перпендикулярной оси вращения, вследствие его недостаточной жесткости, что приводит к преждевременному износу щеток и снижению надежности работы узла скользящего токосъема и всей машины в целом.

Целью изобретения является повы 0 щенке надежности работы всей машины в целом за счет увеличения жесткости конструкции контактных колец.

Для достижения поставленной цели в контактных кольцах и переходном фланце выполнены кольцевые канавки, в которых размещены изоляционные фиксируюцие элементы, имеющие кольцеобразную форму.

Изоляционные фиксирующие элементы

20 могУт быть изготовлены, напРимеР, прессованными из прессматериала

A1"-4 и расположены в кольцевых канав° ках контактных колец и переходного фланца, предотврацая возможность перемещения контактных колец вдоль радиуса, при этом с целью дальнейшего повышения надежности путем повышения эффективности охлаждения, кольцеобразные изоляционные элементы фиксации могут иметь радиальные от30 верстия.

964812

На чертеже схематически изображен узел скользящего токосъема.

Контактные кольца 1, изготовленwe, например, из стали, устанавливаются на переходном фланце 2, с помощью которого осуществляется креп- 5 ление контактных колец 1 к валу 3 машины, например электрической. Изо.у ляция контактных колец 1 относительно переходного фланца 2 и других контактных колец осуществляется с помощью кольцербразных изоляционных фиксирующих элементов 4, предохраняющих контактные коЛьца 1 от перемещений в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Изоляция контактных колец 1, а также крепление их между собой и с переходным фланцем 2 осуществляется с помощью изолированных стяжных шпилек 5. Прй этом в стальных контактных кольцах 1 и переходном фланце 2 выполнены кольцевые канавки, в которых размещены кольцеобразные изоляционные элементы 4, которые могут быть выполнены с радиальными отверстиями 6, с помощью которых осуществляется форсированное охлаждение элементов всего узла,скользящего токосъема.

Повышение жесткости конотрукции контактных колец достигается за счет дополнительной фиксации кон:,тактных колец относительно друг друга, а также относительно переходного сфланца, с помощью изоляционных кольцеобразных фиксирующих элементов, которые расположены между контактны- 35 ми кольцами в кольцеобразных канавках, и, упираясь в выступающие кромки которых, предохраняют контактные кольца от перемещений в плоскости, перпендикулярной оси вращения. 4О

Все это позволяет повысить надежность всего узла сколозящего токосъема, снизить износ щеток, расширить сроки между ревизиями узла токосъема, а также позволяет получить экономический эффект в народном хозяйстве примерно 10 тыс.руб. на годовую программу электрических двигателей °

Формула изобретения

1. Узел скользящего токосъема электрической машины, содержащий контактные кольца, стянутые изолированными шпильками и установленные на валу с помощью переходного фланца, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности узла токосъема и всей машины в целом за счет повышения жесткости контактных колец, .в контактных кольцах и переходном фланце выполнены кольцевые канавки, в которых размещены изоляционные фиксирующие элементы, имеющие кольцеобразную форму.

2. Узел по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью дальнейшего повышения надежности за счет повышения эффективности охлаждения, в изоляционных фиксирующих элементах выполнены радиальные каналы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Видемон E., Келленбергер В.

Конструкция электрических машин. М., "Энергия", 1977, с. 280-284.

2. Алексеев Л.E. Конструкция электрических машин. Госэнергоиздат.

1958, с. 194-203.

3. Чертеж 5БП.555.093 контактных колец синхронных двигателей серии

СДВ (ВСДН), выпускаемых объединением "Уралэлектротяжмаш", 1965.

964812 ууЯух

Составитель В.Черцова

ТехредЖ.Кастелевич,:КорректорII.Бокшан

Редактор С.Тимохина

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 7677/38 Тираж 630 Подписное

ВНИИПИ Государственного .комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Узел скользящего токосъема Узел скользящего токосъема Узел скользящего токосъема 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а более конкретно к способам и устройствам измерения и испытания щеток электрических машин
Изобретение относится к области электротехники и касается технологии получения электрощеточных материалов, в частности контактных вставок токосъемников электрического транспорта

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в оптических головках самонаведения для передачи электрических сигналов на вращающийся ротор гироскопа

Изобретение относится к области приборостроения, может быть использовано в оптических головках самонаведения для передачи электрических сигналов на вращающийся ротор гироскопа

Изобретение относится к слаботочным скользящим контактам

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при производстве коллекторных электрических машин, обладающих повышенными требованиями к уровню радиопомех при эксплуатации

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при производстве коллекторных электрических машин, обладающих повышенными требованиями к уровню радиопомех при эксплуатации

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при производстве коллекторных машин, к которым предъявляются повышенные требования к электромагнитной совместимости при эксплуатации
Наверх