Узел соединения стержней обмотки с жидкостным охлаждением статора электрической машины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Рес

«i)964869 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.05.82 (21) 3284785/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 07.1082. Бюллетень ¹37 (3т1М. Кл.

Н 02 К 9/19

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (3 УД" б21. 3 3. .713 (088. 8) Дата опубликования описания 07.10.82 (72) Авторы изобретения

О.Б.Градов, Е,Х.Глидер, В.Б.Каплунов и В.Г. 3 СЕСОЮЗН1е

1 13А ТЕ11 3Щ). ий пхни и;,х,„13 но сЩЫИЦйЩ д

Научно-исследовательский проектно-конструктор (71) Заявитель и технологический институт тяжелого эттектром

Харьковского завода Электротяжмаш им. В.И. (541 УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ СТЕРЖНЕЙ ОБМОТКИ С ЖИДКОСТНЫМ

ОХЛАЖДЕНИЕМ CTATQPA ЗЛЕКТтхИЧЕСКОИ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции соединения стержней обмотки с жидкостным охлаждением статора электрической машины, например турбогенератора.

Известна конструкция узла соединения стержней обмотки с жидкостным охлаждением статора электрической машины, выполненная в виде наконечника, в котором закреплены полые и сплошные проводники. Наконечник выполнен с узлами для электрического и гидравлического соединения стержней (13 .

Однако поскольку электрическое и гидравлическое соединение стержня сопряжено в одном массивном наконечнике, при ремонте (пайке) электрического соединения возможно нарушение пайки гидравлического соединения.

Кроме того, к каждому наконечнику предусмотрен индивидуальный водопровод, что приводит к унеличенному количестну водопроводящих шлангов.

Наиболее близким к изобретению является узел соединения стержней обмотки с жидкостным охлаждением статора электрической машины, в частности турбогенератора, содержащий на концах соседних отержней, состоящих. из элементарных чередующихся полых и сплошных пронодников, наконечники,. один из которых предназначен для электрического, а другой — для гидравлического соединения стержней (23 .

Недостатком этой конструкции янляется то, что механическая связь между наконечниками гидравлического и электрического соединения обеспечивается только пакетом элементарных проводников стержня, в связи с чем не исключается возможность повреждения этих проводников и нарушения гидроплотности головки стержня. В то же время иэ-за жесткости пакета проводников затруднена подгонка и сборка узла гидравлического соединения стержня.

Бель изобретения — поньывнив надежности и технологичности.

Указанная цель достигается тем, что узел соединения стержней1обмотки с жидкостным охлаждением статора электрической машины снабжен двумя кронштейнами, каждый из которых выполнен в виде двух расположенных под углом полок, одна из которых присоединена к наконечнику для электри"

ЗО ческого соединения, а другая - к на964869 кояечнику для гидравлического соединения стержней, причем полка, присоединенная к наконечнику для гидравлического соединения стержней, имввт выемку, в которой размещены полые проводники, выполненные с изгибами ,в виде компенсаторов, расположенных в зоне кронштейнов.

Наконвчник для гидравлического со< единения стержней выполнен иэ двух размещенных в одной плоскости трубных досок, в каждой иэ которых эакреплвны полые проводники одного стержня<и общей двухкамерной крышкиштуцвра, сопряженной с упомянутыми трубными досками.

На фиг. l изображено часть узла соединения стержней обмотки с жндкОстным охлаждением статора электрической машины, поперечный разрез на фиг

2 — то жв, вид в планв1 на фиг. 3 разрез A-A на фиг. 1„

Стержни 1 и 2 обмотки статора с жидкостным охлаждением состоят иэ элементарных проводников, напримвр сплошных 3 и полых 4 проводников.

Внутри последних протекает охлаждающая жидкость. На концах стержней

1 и 2 выполнены отставлвнныв один от другого наконечники электрическо-. го 5 и гидравлического 6 сдединвний.

Эти узлы закреплены один по отношению к другому кронштейнами 7. Элементарные проводники 4 на участке между наконечниками электрического и гидравлического соединения, т.в, в зоне установки кронштейнов 7, выполнены с изгибами в виде компенсаторов 8.

Сопряжение кронштейнов 7 с наконечником электрического соединения

5 выполнено в плоскости, параллельной продольной оси стержня в этой .зоне, а сопряжение кронштейнов 7 с наконечником гидравлического соединения б выполнено в плоскости, перпендикулярной к оси стержня. Сопрягаемая с наконечником гидравлического соединения б часть кронштейна 7 выполнена с выемкой 9, в.которой расположены элементарные проводники 4.

Кронштейны 7 выполнены из немаг нитного материала с более высоким, чем у меди, удельным электрическим сопротивлением, .например иэ нвмаг итной стали.

Наконечник гидравлического соединения б выполнен иэ двух трубных досок 10 и общей двухкамерной крышки-мтуцера 11.

Трубные доски 10 размещены в одной плоскости, для чего при необходимости между кронштейном и трубкой доской устанавливается по месту прокладка. В каждую из трубных, досок 10 впаяны полые проводники 4 одного иэ стержней. Крыака-штуцер 11 сопряжена с трубными досками 10 через неэависимюе замкнутые по периметру уплотнительные прокладки 12, заложенныа в канавки 13, выполненные в трубных досках 10. При другом конструктивном исполнении канавки 13 могут быть выПолнены нв в трубйых досках 10, а в крышке-штуцере 11. Кронштейны 7,трубные доски 10 и крышки-штуцеры 11 стянуты болтами 14 с шайбами 15.

10 Пайка элементарных проводников с трубной доской 10 выполняется со стороны торцовых полых проводников

4, для чего предусмотрена канавка 16.

При этом полые проводники 4 выступают над поверхностью трубной доски

10, что облегчает контроль проходимости, например, <во время ремонта1; пайка проводников 4 с трубной доской 10 может быть дополнительно выполнена

® со стороны трубной доски, обращенной к наконечнику электрического соединения 5.

Наконечник электрического соединвнения 5 выполнен из двух массивных обойм 17 с хвостовиками 18, имеющими вдвое меньшую толщину, чем собственно обоймы. Хвостовики 18 сопряжены между собой в плоскости, параллельной оси стержня. Таким образом, в плоскости, перпендикулярной этой оси, сечение наконечника электрического соединения ,5 имеет форму прямоугольника. Элект" рический контакт на участке сопряжения хвостовиков 18 обеспечивается за счет усилия, создаваемого болтами 19 с гайками 20, которые стопорятся шайбами 21. Для улучшения электрического контакта соединение хвостовиков

18 между собой может быть выполнено неразъемным, например: паяным.

40 Элементарные проводники 3 и 4 соб. раны в пакет, размещенный во внутреннем окне 22 обоймы 17 и закреплены, например, пайкой.

При сборке обмотки статора стерж45 ни l и 2 укладываются так, что в головке сопрягаются между собой хвостовики 18, причем обойми 17.припаивают к проводникам 3 и 4 заранее, в процессе изготовления стержней. Так50 же заранее спаяны с проводниками 4 и трубные доски 10. За счет подат» ливости проводников 4 в месте выполнения компенсаторов 8 трубные доски

10 можно перемещать в направлении

55 вдоль оси стержня в этой зоне так; чтобы выставить их в одной плоскости. Это обеспечивает после установки крышек-штуцеров 11 отсутствие нежелательных механических напряжений на уплотнительных прокладках 12. При установке кронштейнов 7 выдерживается расположение двух трубных досок 10 в одной плоскости, для чего при необходимости в месте крепления трубной доски и кронштейна между ними ус65 танавливаются прокладки.

964869

При работе турбогенератора в экс= плуатации эа счет того,что наконечники электрического 5 и гидравлического 6 соединений закреплены один по отношенич к другому кронштейнами 7, в полых проводниках на участке между упомянутыми узлами не возникают механические напряжения, вызванные вибрацией обмотки и водопроводов к ней. Механические напряжения, вызванные изменениями температуры, также сведены к минимуму, эа.счет выполнения в этой зоне изгибов проводников в виде компенсаторов 8. Это существенно повыаает надежность и долговечность

Конструкции. Улучшение технологичнос" 15 ги достигается за счет того, что вопервых, выполняется независимая пайка элементарных проводников с обоймой

1" и трубной доской 10, упрощена подгонка трубных досок 10 с крыаками- Щ штуцерамн 11, во-вторых, за счет соединения двух трубных досок с одним штуцером уменьшено количество водопроводов. Ремонтоспособность повышена за счет того -что пайка провод- 25 ников 4 может быть выполнена с двух сторон трубной доски 10, более простой и надежной становится операция по замене прокладок 12 и т.д.

Технико-экономическая эфФективность предлагаемого устройства. состоит в том, что по сравнению с извест,ными конструкциями повышается эксплуатационная надежность электрической ,машины, ее ремонтоспособноать и технологичность. формула изобретения . :(1. Узел соединения стержней,обмот-, ки с жидкостным охлаждением статора электрической машины, s частности турбогенератора, содержащий на кон» цах соаедних стержней, состоящих иэ элементарных чередующихся полых и сплошных проводников, наконечники, один иэ которых предназначен для электрического, а другой - для гидравлического соединения стержней, отличающийся тем, что, с целью повыиения надежности и технологичности, он снабжен двумя кронштейнами, каждый иэ которых выполнен в виде двух расположенных под углом полок, одна из которых присоединена к наконечнику для электрического соединения, а другая — к наконечнику для гидравлического соединения стержней, причем полка, присоединенная к наконечнику для гидравлического соединения стержней, имеет выемку, в которой размещены полые. проводники, выполненные с изгибами в виде компенсаторов, расположенных в зоне кронштейнов.

2. Узел по п. 1, о т л и ч à lo шийся тем, что наконечник для гидравлического соединения стержней выполчен из двух размещенных в одной плоскости трубных досок, в каждой иэ которых закреплены полые проводники одного стержня, и общей двухкамерной крьмки-штуцера, сопряженной с уйомя- . нутыми трубными досками.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

). Авторское свидетельство СССР

В 276230 кл Н.02 К 9/19, 1963.

2. Патент Франции Р 1467668, кл.

Н 02 К,-1964 °

964869

4-A„

Составитель A. Воинов

Редактор М. Келемеш Техред Е.Харитончик Корректор Г. Решетник

Заказ 7682/41 . Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ ГосУдарственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Узел соединения стержней обмотки с жидкостным охлаждением статора электрической машины Узел соединения стержней обмотки с жидкостным охлаждением статора электрической машины Узел соединения стержней обмотки с жидкостным охлаждением статора электрической машины Узел соединения стержней обмотки с жидкостным охлаждением статора электрической машины Узел соединения стержней обмотки с жидкостным охлаждением статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к криогенным электрическим машинам, в частности к ротору этих машин, имеющему сверхпроводниковую обмотку

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при создании электрических машин постоянного и переменного тока со сверхпроводящей обмоткой возбуждения

Изобретение относится к сверхпроводящему вращающемуся устройству типа сверхпроводящих генераторов, в которых по крайней мере обмотка ротора выполнена сверхпроводящей

Генератор // 2131164
Изобретение относится к электротехнике и представляет собой магнитоэлектрический генератор, выполненный в виде внутренних и внешних блоков роторов и статоров

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и касается выполнения электрических машин с постоянными магнитами, в частности к жидкозаполненным электрическим машинам, погружным электродвигателям

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения осевых генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения осевых генераторов

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к судовым электрическим движителям

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую энергию

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше
Наверх