Способ вибрационного контроля технического состояния машин


G01H13G01M15 -

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических республик

<>968623 (61) Дополнительное к авт. свид-ву 9 819396 (51)М Кл з (22) Заявлено 17.10.80 (21) 2994318/18-28 с присоединением заявки М— 0 01 Н 13/00

G 01 М 15/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 2310.82. Бюллетень N9 39

Дата опубликования описания 23. 10. 82 (И) УДК 534. 16:

:620.178.3 (088.8) t .

1 г, 1 !

Специальное конструкторское бюро Прбиэводст енного " " " .объединения . Виброцрибор (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ВИБРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН

Изобретение относится к технике испытания глашин на вибрацию и может быть использовано в любой. отрасли машиностроения.

По основному авт.св. СССР Р 819396 известен спОсоб вибрационного контроля технического состояния машин, заключающийся в том, что устанавливают-заданный. рабочий режим работы, измеряют параметры основного виброакустического .сигнала, затем прикладывают к механизму машины внешнюю нагрузку в виде импульсов с заданными характеристиками, дополнительно измеряют параметры суммарного виброакустического сигнала и по разности сигналов судят о наличии скрытых дефектов (1 ) °

Недостатком известного способа является то, что применение его для выявления дефектор на ранней стадии их возникновения ведет к перевозбуждению контролируемого механизма, что. приводит к потере информационного сигнала в шумах, и в итоге — к снижению точности контроля.

Целью изобретения является повышение точности контроля на ранней, стадии возникновения дефекта.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу вибрационного контроля технического состояния, машин, заключающемуся в том, что .устанавливают заданный рабочий режим работы, измеряют параметры основного виброакустического сигнала, прикладывают к механизму. машины внешнюю нагрузку в виде импульсов .с заданными характеристиками, измеряют параметры суммарного виброакустического сигнала и по разности, значений параметров измеренных сигналов судят ,о наличии скрытых дефектов, импульсы

35 внешней нагрузки формируют пропорциональными сигналу виброскорости.

Кроме того, сигнал виброскорости . получают путем обработки сигнала акселерометрического датчика фильтром верхних частот с последующим интегрированием.

На чертеже представлена схема устройства для осуществления способа.

Устройство содержит вибратор 1, 25,предназначенный для взаимодействия с испытуемым механизмом 2, размещаемый иа нем акселерометрический датчик 3, анализатор 4 виброакустического сигнала и последовательно сое- .

30 диненные фильтр 5 верхних частот, 968623.

6 и силитель 7, выхо- .,вается усилителем 7, после чего выинтегратор и усилитель олняется стимулирование вибрациондом подключенны у р и к п авляющему входу п атчика 3 подсое- ного состо яния испытуемого механизвибратора 1. Выход д ильт а 5 и анализато- ма с пом

2 ощью вибратора 1. При воэдинен к входу ф л Р ействии дополнительного возбуждения ра 4, включающ включающего в себя вычисли- де с о енок и запоминающий блок 9. о еспе

5 б печивается устойчивое воспроизведение анализатором 4 спектра сигПоследн, д сле ний.подсоединен входом к вы8 нала контроля с четким выделением ходу оператора 10,.а вычислитель и н яэан с регистратором 11. резонансных "пиков выходом связан с р

По сигналу оператора 10 из блоснов способа положен принцип

В ос .у

1() ка 9 вызывается эталонный спектр, в компенс ц а ии диссипатив ного члена авнения i-й в ычислителе 8 формируется разностный дифференциального ур и па ы как параэитной спектр, котор ый выводится из анализакинематическо пар тора 4 на регистратор 11. По реэульсистемы.

„() татам этих вычислений судят о появлеx1(t) % „j 1. х t + 2hw(t) + n„ х„. нии в механизме дефектов. — Использование способ позволяет с

+ k х (t) 15 .где х„ — ускорение кинематической достаточной точностью обнаруживать пары; дефекты на ранних стадиях их возникновения s условиях малой иэношенносры; па ти, минимального демпфирования и

20 ры; ие вибрационных каналов механизма, по

Ф; — характеризует демпфирующие которым передается внешнее подвоз— свойства пары и потерю в буждение, практическое отсутствие ней. колебательной энергии;

- хаРактеРизУет УпРУгйе сво 25 нач ьн и период экс уатации диагства системы; ностируемого механизма.

F (t) — случайное воздействие;

k; х;(») - характеризует усилие внешCQ него подвоз буждения, пропорФормула изобретения циональное скорости измене- О

1. Способ вибрационного контроля

Из уравнения видно, что при К; технического состояния машин по

2 1 механизм ведет себя подобно в. СССР Р 819396, о т л и консервативной системе с максималь- а ю шийся тем, что, с целью ной вибРоактивностью на паРазитной З5 ов ения точности контроля на ранчастоте, возбуждаемой случайным воэ,ней ии возникновения дефекта, щ им воздействием ы Г св() - импульсы внешней нагрузки Фор„„руют

Это дополнительное возбуждающее воздействие является антидемпфером, создающим условия для автоколебательно" 4О 2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю .го режима пары. шийся тем, что сигнал виброскоСпособ осуществляется следующим образом. нала - акселерометрического датчика

Устанавливают в рабочий режим ра- ф ьтром верхн частот с последую боты механизм 2, задают усилит лителем 7

45 щим интегрирован определенные уровен д ь ополнительного 45

Источники информации, возбуждения. Сигнал вибрац ии снимаее во внимание при экспертизе ется 1. Авторское свидетельство СССР нимается анали- принятые тем ин- Р 819396,кл. G 01 М 15/00,1979 (прором 5 BBpxHBK %BGToT, затем HH- 9 8193 кл. тегрируется интегратором 6 и усили-, 50 тотип

ВНИИПИ Заказ. 8146/67

Тираж 507 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная,4

Способ вибрационного контроля технического состояния машин Способ вибрационного контроля технического состояния машин 

 

Похожие патенты:
Наверх