Зубчатая передача

 

О П И С А Н И Е < 973993

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Соввтских

Социалистических

Рвслублик

* еЬ

> /-:

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 23. 01. 81 (21) 3236738/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приорнтет—

Опубликовано 15,11.82. Бюллетень № 42

Дата опубликования описания 15.11.82 (51)М. Кл.

1=16 Н 57/04

3Ьоударствсииык комитет

СССР ио делон изооретеиий и открытий (53) УДК621,833 (088.8) Б. Ф. Федотов, И. Я. Архипов, !0. В. Макаров;. и В. Г. Павлов

1 (72) Авторы изобретения

Научно-производственное объединение по технологи машиностроения ЦНИИТМАШ (7l) Заявитель (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА — (0,920-0,999) — Р

Изобретение относится к машиностро, ению, и может быть использовано в зубчатых передачах с твердой смазкой.

Известна зубчатая передача, содержащая установленные на валах ведущее, ведомое и упруго поджатое к одному из них ротапринтное зубчатое колесо для нанесения твердой смазки на рабочую поверхность зубьев jl ).

Недостатком известной зубчатой

10 передачи является малый срок службы смазывающего ротапринтного колеса.

Цель изобретения - повышение срока службы зубчатой передачи.

Указанная цель достигается тем, что зубчатая передача снабжена контактирующими между собой дисками, жестко закрепленными на валах ротапринтного и ведущего или ведомого колес, отношения диаметров которых .выбраны соответственно — — (1,001-1,080) —, c1 zp

Й х где н, д1 и d — диаметры дисков, 2 закрепленных соответственно на ротапринтном, ведущем и ведомом колесах;

2 Е и Р— числа зубьев соот1 ветственно ротапринтного ведущего и ведомого колес.

На чертеже изображена схема предлагаемой зубчатой передачи.

Передача состоит из зубчатых колес 1 и 2, ротапринтного зубчатого колеса 3, вал 4 которого свободно вращается в опорах и упруго поджат к колесу 2 рычагом 5 и пружиной 6.

Колеса 2 и 3 снабжены контактирующими между собой дисками 7 и 8, через которые передвигается усилие упругого поджатия.

973993

В случае, если колесо 2 является ведущим в передаче, отношение диаметра dp диска 8, посаженного на вал ротапринтного колеса 3, к диаметру d диска 7, посаженного на вал зубчатого колеса 2, принимают меньшим отно- шения числа зубьев Zp ротапринтного колеса к числу зубьев Б.1 ведущего колеса.

Для точных зубчатых передач и точ- >о ном изготовлении дисков, отношение - Й может на очень незначительнчю величину (до 0,13) быть меньше отношения

Для передач низкой точности изготовления, а также в случае большого is и предполагаемого износа зубьев ротапринтного колеса отношение "- - должно быть меньше отношения - Х- на " 5-8:;.

2,4 до.

Дальнейшее уменьшение отношения

3.о 64 по сравнению с — нецелесообразно, zo

21 так как ведет к соответственному повышению скольжения между дисками без повышения эффекта работы устройства.

При вращении ведущего колеса 2 в направлении против часовой стрелки, 25 как показано на чертеже сплошной стрелкой, рабочими поверхностями колеса 2, контактирующими с зубьями колеса .1, будут левые профили 9 зубьев.

Для нанесения на эти профили твердой щ смазки необходимо, чтобы с нири контактировали левые профили 10 зубьев ротапринтного колеса, а противополож" ные профили в контакте не участвовао ли.

Это обеспечивают принятием отношения - - меньш| м - . В результате при

Ео 34 Zq передаче вращения от колеса 2 к ротапринтному колесу 3 через диски 7 и 8 скорость вращения ротапринтного коле-4 са 3 меньше, чем при передаче вращения за счет зацепления зубьев колеса

2 с зубьями ротапринтного колеса 3.

Так как вращение ротапринтного колеса 3 осуществляется в конечном счете за счет. зацепления зубьев колеса 3 с зубьями колеса 2, то диски 7 и 8 в месте контакта проскальзывают, при этом усилие прижатия профилей зубьев рстапринтнсго колеса 3 к профилям зубьев зубчатого колеса 2 определяется силой трения между дисками 7 и 8.

В случае, если колесо 2 является ведомым в зубчатой передаче, т. е, само получает вращение от колеса 1, отношение диаметра dp диска 8, поса" женнсго на вал ротапринтного колеса

3, к диаметру д диска 7,, посаженного на вал колеса 2, принимают большим отношения числа зубьев Zp ротапринтного колеса 3 к числу зубьев Z ведомого колеса 2.

Zp

Уровень отклонения величины - - от — зависит от точности передачй =и дйсков. Для точных зубчатых передач и точном .изготовлении дисков, отношениецрЦ может на очень незначительную величйну (до 0,13) быть, в данном случае, больше отношения 2ppz <

Для передачи низкой точности изготовления, а также в случае большого предполагаемого износа зубьев ротапринтного колеса, отношение Нрф2должно быть больше отношениЯZp(Z<на 5-83.

Дальнейшее увеличение отношениес рф по сравнению с ZpIZ< ведет к повышению скольжения между дисками.

Пусть колесо 2 получает вращение от ведущего колеса 1 и вращается по часовой стрелке, как показано на чертеже пунктирной стрелкой. В этом случае, как и в предыдущем, левые профили 9 зубьев колеса 2 будут рабочими поверхностями и для нанесения на эти профили твердой смазки необходимо, чтобы с,ними контактировали профили 10 зубьев ротапринтного колеса 3. Это обеспечивают принятием отношенияс1р/g2 большим отношения Крр

При передаче враще ия от колеса 2 к ротапринтному колесу 3 через диски

7 и 8 скорость вращения колеса 3 больше, чем при передаче вращения за счет зацепления зубьев колес 2 и 3

Вращение ротапринтного колеса 3 осуществляется за счет зацепления колес

2 и 3, а диски 7 и 8 в месте контакта проскальзывают и за счет трения между этими дисками осуществляется прижатие профилей зубьев ротапринтного колеса 3 к профилям зубьев колеса 2.

Зубчатая передача может быть как цилиндрической, так и конической.

Изобретение позволяет повысить срок службы передачи за счет увеличения срока службы смазывающего ротапринтного колеса.

Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая установленные на валах ведущее, ведомое и упруго поджатое к одному из них ротапринтное зубчатое колесо для нанесения твердой смазки на рабочую по973993 — (1,001-1,080) ф 2р

Составитель А. Матвеев

Редактор А. Химчук Техред T.Ìàòî÷êà Корректор Н. Буряк

Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ 8659/48

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4 верхность зубьев о т л и ч а ю щ а-! я с я тем, что, с целью повышения срока службы зубчатой передачи, она снабжена контактирующими между собой дисками, жестко закрепленными на ва- з лах ротапринтного и ведущего или ведомого колес, отношения диаметров которых выбраны соответственно

cfp zp — (0,920-0,999) или t д1 где d, d u d — диаметры дисков, а закрепленных соответственно на ротапринтном, ведущем и ведомом колесах;

Z,,Z u Z — числа зубьев соот- Е ветственно ротапринтного, ведущего и ведомого колес.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Трение, изнашивание и смазка.

Справочник под ред. И.В. Крачельского, кн. 2, М.; "Машиностроение", 1979, с. 144 (прототип).

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Передача // 916832

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Отдушина // 2112174

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Редуктор // 2124660

Изобретение относится к системам смазки, в частности к гибридной системе смазки с автономной откачкой масла для применения в агрегате трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению, в частности к закрытой быстроходной цепной передаче с роликовыми и зубчатыми цепями

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к устройствам системы смазки и гидроуправления трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх