Машина для контактной стыковой сварки труб большого диаметра

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е „„977124

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 07.01.8! (2!) 3231065/25-27 с присоединением заявки . Ч (23) Приоритет (-1) M Кл з

В 23 К 11/04

В 23 К 31/06

Гоеударстеелкый комитет

СССР

Опубликовано 30. 1.82. Бюллетень № 44

Дата опубликования описания 05.12.82 (53) УДК 621.791. .762 (088.8) ло делам изобретений и открытий

Сидоренко @ ЛЯ

"--"еса

М. Зиневи «1 ЛАТд7.;;)

Б. Лейбм н "" " - .И

В. Н. Баранов, П. И. Тетельбаум, С.П

Л. П. Шклянов, О. М. Фартушной, А

К. И. Зайцев, В. С. Лифшиц, О. Н

Ф. С. Дерментли, Ю. Г. Крупман и И. (72) Авторы изобретения.(71) Заявитель (54) МАШИНА ДЛЯ КОНТАКТНОИ СТЫКОВОЙ СВАРКИ

ТРУБ БОЛЬШОГО ДИАМЕТРА

Изобретение относится к устройствам для сварки изделий, в частности к машинам для контактной стыковой сварки труб большого диаметра, и может быть использовано в трубоэлектросварочных агрегатах по производству электросварных труб, особенно из толстостенных и многослойных обечаек, а также при сварке отдельных труб в трехтрубные секции и непрерывную нитку при сооружении магистральных и промысловых трубопроводов. При сварке труб из толстостенных обечаек (толщина стенки для трубы диаметром 1420 мм составляет 47 мм) почти в два раза по сравнению с обычными сварными трубами возрастает площадь свариваемого гетения, усилия зажима и осадки, а также объем оплавленного металла.

Короткая длина обечаек (длина многослойных обечаек составляет 1280—

1650 мм) требует размещения транспортных роликов рольганга с шагом не более-630 мм.

В случае приварки к многослойным крайним обечайкам трубы монослойного кольца шириной до 250 мм зажимные башмаки сварочной машины должны быть размещены с учетом величины оплавления и осадки на длине 200 мм. Значительная величина оплавления толстостенных труб предъявляет повышенные требования к защите от брызг расплавленного металла узлов сварочной машины, размещенных вблизи свариваемого кольцевого шва. При сварке труб в не5 прерывную нитку трубопровода сва рочная машина должна быть оснащена транспортным средством для перемещения ее внутреннего агрегата по трубопроводу от стыка к стыку. Кроме того, в случае использования машинь; для сооружения трубопроводов ее узлы должны быть приспособлены к транспортировке по любой пересеченной местности при отсутствии дорог.

Известна машина для контактной стыковой сварки труб, которая содержит наружный сварочный трансформатор с токоподводом, внутренний манипулятор с неподвижным и подвижным центрирующими блоками с приводами зажатия труб и пружинными механизмами возврата. Центрирующие блоки смонтированы на штоке с проушиной, в которой закреплен гидроцилиндр осевого перемещения подвижного центрирующего блока, шток которого -связан с указанным блоком посредством П-образной тяги, проходящей через проушину. Привод механиз977124 мы 3

«д<п «,д ругом и соединенных по торцу цилиндр««, 3 мехаHизмы возврата зажимов

Bli! lio I I!! kI Il В Виде закрепленных Н3 корпусах цектриру;ощих блоков планок и пружин, размещенных в осевых пазах зажимов и упи16 раюши!oÿ одним своим торцом в дно этих иаз«к, и другим в упомянутые планки, прох<<дни<не через поперечные пазь<. выполненH «I!. В:< 3 Ж И М Ы Х.

Недостатки ма;пины — значительный расход металла 1руб на оплавление, что связан« с кеоб одимостью нагрева концов труб 1 до температурного состояния, определяемого технологией сварки, а также ограни:<екиая прочность штока с проушиной, связанная с необходимостью компановки внутри свариваемых труб манипулятора со значит<,л ьиычи. исчисляемыми сотнями тонн, 2Q !

H !ll - иными усилий зажима и осадки труб

В процессе сварки. Это в процессе осадки

lIpIIlsoдит к значительным упругим удлинениям штока с проушиной и увеличению величины H времеки осадки, что при равных прочих условиях может неблагоприятно сказаться на качестве сварного соединения.

Кром<с т«l о, это ограничивает максимальkIyko вели.ику свариваечого сечения.

Размещение гидросистемы сварочной маш< иы вне сварочной головки увеличиваег

К..IHновая конструкция узлов зажима сва<и «ыемых труб с пружинными механизмами 35

«<>;Врыты, наличие по крайней мере двух гид,«. или«дров привода зажатия делает сва мышину трудоемкой в изготовлении. ,. рьсзным недостатком конструкции машииь. В«ляется также недостаточно надежная

«никита места сварки от брызг расплавлен- 4О

<«! о метал !3 H oTcyTO!«He средств для улучи<ек. я усл«вий ири очистке от брызг рас<..,<ЫВГ<ЕИИГОГО МЕтаЛЛа МЕСта СВаРКИ И тЕ«ИИ <вским обслуживании.

<-1аиболее близкой к предлагаемой по тех- 4 и пиеской сущности является машина для ..îI TclKTIIoH стыковой сварки, труб большо"о диаметра, содержащая наружный сварочный трансформатор с токоподводами, внутренний манипулятор, выполненный в виде корпуса с подвижным и неподвижным от- 50 к«сительно корпуса изолированными друг от друга центрирукгщими зажимными блоками с зыжимнь<ми башмаками, снабжен«ым; I.HäðoöHëèk!TIð3ì!I «àæàòHH сваривыеi.ых труб и осевого перемещении их В процессе сварки и связа«ными с гидравличес- ""

С4 кой системой питания и системой управлении гидропиликдрами, а также штангу рызм«цс: ой внутри нее упомянутыми l Hдравлической системой питания и системой управления, снабженную цапфами с подшипниками, закрепленными на раме транспортного ролыанга с приводными роликами H опорой перехвата.

Недостатками машины являются ограниченная прочность штока, что связано с необходимостью размещения внутри свариваемых труб манипулятора, усилия зажима и осадки которого в процессе сварки труб исчисляются сотнями тонн. В процессе осадки это приводит к значительным упругим удлинениям штока и увеличению величины и времени осадки, что при равных прочих условиях может отрицательно сказаться на качестве сварного соединения и сужает границы использования машины при сварке труб с широким диапазоном толщик стенок, недостаточно надежная защита сварочной головки (манипулятора) от брызг расплавленого металла, а также отсутствие средств для улучшения условий при очистке от брызг расплавленного металла места сварки и техническом обслуживании.

Причем, клиновая конструкция узлов зажима свариваемых труб с пружинными механизмами возврата, наличие по крайней мере двух гидроцилиндров как в приводе зажима, так и приводе осадки делает сварочную машину трудоемкой в изготовлении и обслуживании.

Кроме того, в процессе сварки значительное количество металла расходуется на оплавление и осадку, что в условиях трубоэлектросварочного агрегата повышает расходный коэффициент материала, а в условиях строительства трубопроводов сокращает в процессе сварки исходную длину трубы; наличие между транспортными роликами опор перехвата накладывает ограничение на выполнение минимально возможного шага транспортных роликов и как следствие ограничивает длину свариваемых труб (обечаек), а также увеличивает массу сварочной машины.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей.

Поставленная цель достигается тем, ч.io в машине для контактной стыковой сварки труб большого диаметра, содержащей наружный сварочный трансформатор с токоподводами, внутренний манипулятор, выполненный В виде корпуса с подвижными и неподвижными относительно корпуса, изолированными друг от друга центрирующими зажимными блоками с зажимными башмаками, снабженными гидроцилиндрами зажатия свариваемых труб и осевого перемещения их в процессе сварки и связанными с гидравлической системой питания и OI:ñòåìой управления гидроцилиндрами, à â€,àêæå и.тангу с размещенной внутри нее упомянутой гидравлической системой питания и системой управления, снабженную цапфами с подшипниками, -акрепленными кы раме транспортного рольганга с приводными ро977124

5 0

Зо

3S

55 ликами и опорой перехвата, подвижный и неподвижный центрирующие блоки выполнены в виде цилиндрических корпусов с двумя по крайней мере рядами равномерно расположенных по окружности в шахматном порядке радиальных отверстий для размещения зажимных башмаков, каждый из которых снабжен двухползун ны м меха низмом, толкатель которого, выполненный со сферическими концами, соединен с корпусами гидроцилиндров зажатия, штоки ко- торых неподвижно смонтированы на цилиндрических корпусах, причем один из этих корпусов является штоком гидроцилиндра осевого перемещения.

Кроме того, машина снабжена расположенным в непосредственной близости от наружного сварочного трансформатора индуктором для нагрева зажатых манипулятором торцов труб перед сваркой и сварного шва после сварки и гидроцилиндром перемещения манипулятора со штангой и зажатыми трубами с позиции нагрева на позицию сварки, а также с позиции сварки на позицию нагрева, при этом корпус и шток гидроцилиндра перемещения неподвижно закреплены соответственно на конце штанги и раме транспортного рольганга. Сварочный трансформатор выполнен в виде кольцевого, разъемного по горизонтали корпуса с равномерно размещенными по окружности трансформаторными блоками, вторичные цепи котопых объединены кольцевыми шинами, соединенными с гибкими шинами, равномерно размещенных по окружности токоподводов.

Опора перехвата выполнена в виде при-,. водного транспортного ролика, снабженного вертикальными цилиндрическими направляющими и гидроцилиндром подъема.

На свободном конце штанги смонтирован корпус с приводными от гидромоторов транспортными роликами.

На фиг. 1 изображена предлагаемая машина; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2;на фиг. 4 — разрез  — В на фиг., 1; на фиг. 5 — разрез à — Г на фиг. 1; на фиг. 6— разрез Д вЂ” Д на фиг. 2; на фиг. 7 — свободный конец штанги; на фиг. 8 — вид по стрелке E на фиг. 7; на фиг. 9 — узел 1 на фиг. 3.

Машина контактной стыковкой сварки труб большого диаметра содержит сварочный трансформатор 1 с токоподводами 2, охватывающий свариваемые трубы 3 и 4 снаружи, внутренний сварочный манипулятор 5, транспортный рольганг 6 и индуктор 7, установленный в непосредственной близи к токоподводам 2 и охватывающий свариваемые трубы 3 и 4 снаружи.

Сварочный трансформатор 1 выполнен в виде отдельных сварочных трансформаторов 8, равномерно закрепленных по окружности на кольцевом разъемном по горизонтали корпусе 9 и объединенных своими вторичными контурами с помощью кольцевых шин 10 и 11. На кольцевых шинах 10 и 11 равномерно по окружности смонтированы шины 12 и 13 токоподвода 2,соединенные с гидроцилиндрами 14 и 15 их прижатия (подвода) к свариваемым трубам 3 и 4.

Гидроцилиндры 14 с шинами 12 благодаря консольным цилиндрическим направляющим 16 с пружинами 17 токоизолированных втулок 18, установленных в корпусе 9, имеют возможность перемещения по направлению оси свариваемых труб 3 и 4.

Сварочный манипулятор 5 содержит корпус 19 и штангу 20, на свободном конце. которой имеется емкость 21 для рабочей жидкости и цапфы 22. В остальной части штанги 20 размещены гидравлические системы питания 23 и управления 24 гидроприводами машины, контактной сварки. Внутри корпуса 19 смонтированы изолированно друг от друга за счет втулок 25 — 27 подвижный 28 и неподвижный 29 центрирующие зажимные блоки, включающие цилиндрические корпуса 30 и 31 с двумя рядами равномерно расположенных по окружности в шахматном порядке радиальных отверстий 32, внутри которых с возможностью радиального перемещения установлены зажимные башмаки 33.

Внутри зажимных башмаков 33 с помощью сферических подпятников 34 и разрезных втулок 35 закреплены одним из своих сферических концов толкатели 36, которые вторыми концами аналогично зажимным башмакам закреплены в корпусах 37 и 38 гидроцилиндров 39 и 40 зажатия свариваемых труб 3 и 4, которые размещены в отверстиях цилиндрических корпусов 30 и 31 с возможностью осевого перемещения, а токи 41 и 42 гидроцилиндров 39 и 40 зажатия смонтированы неподвижно на упомянутых цилиндрических корпусах 30 и 31. цилиндрический корпус 30 служит одновременноштоком гидроцилиндра 43 осевого перемещения труб 3 и 4 в процессе сварки. н» котором неподвижно закреплен поршень 1-1.

Корпус 45 гидроцилиндра 43 закреплен неподвижно на корпусе 19 (корпус 45 может быть выполнен как одно целое с корпусом 19).

Сварочный манипулятор 5 цапфами 22 с помощью подушек 46 устанавливается в направляющих 47 с возможностью перемещения по направлению осей труб 3 и 4 гидроцилиндром 48, корпус 49 которого установлен неподвижно внутри штанги 20. а шток 50 с помощью цапф 51, подуцн к 5" смонтирован в вертикальных пазах о3 рамы 54 рольганга 6. Гидроцилиндр 48 пере мещения предназначен не только для передачи сварочного манипулятора 5 - зажатыми трубами 3, 4 на позицию индуктора 7. но и выдвижения сварочного манипулятора

977124 из сварочного трансформатора 8 с токоподводом 2 для очистки от брызг расплавленного металла и обслуживания гидроцилиндров 39, 40 зажатия и гидроцилиндра 43 осевого перемещения. На сварочном манипуляторе 5 установлены неприводные опорные ролики 55 и приводные с помощью гидромоторов 56 опорные ролики 57. На транспортном рольганге 6 установлены приводные ролики 58, причем один из них, служащий опорой перехвата, снабжен цилиндрическими направляющими 59, которые установлены в раме 54 с возможностью вертикального перемещения с по мощью гидроцилиндра 60 во втулках 61.

Устройство работает следующим образом.

Для осуществления процесса сварки труба 3 зажимается неподвижным центрирующим блоком 29, а труба 4 — подвижным центрирующим блоком 28. Для этого рабочая жидкость под давлением подается в поршневые полости гидроцилиндров 39 и 40 зажима, а из штоковых полостей этих цилиндров рабочая жидкость сбрасывается. В результате этого корпусы 37 и 38 гидроцилиндров 39 и 40 перемещаются навстречу друг другу. При этом толкатели 36 со сферическими концами разводят зажимные башмаки 33, которые зажимают трубы 3 и 4.

Зажатые трубы вместе со сварочным манипулятором 5 с помощью гидроцилиндра 48 перемещаются по оси до совпадения их стыка с плоскостью нагрева (осью) индуктора 7.

Производят нагрев торцов труб 3 и 4 до температуры плавления, после чего трубы 3 и 4 в зажатом состоянии вместе со сварочным манипулятором 5 перемещаются до совпадения торцов труб 3 и 4 с плоскостью сварки. С помощью гидроцилиндров 14 и 15 при подаче в их поршневые полости давления рабочей жидкости к наружной поверхности свариваемых труб 3 и 4 подводятся шины 12 и 13 токоподвода 2, при этом расстояние между осями гидроцилиндров 14 и 15 максимальное. Затем включается ток от сварочного трансформатора 1 и в полость а гидроцилиндра 43 осевого перемещения труб 3 и 4 подается рабочая жидкость под давлением, а из полости б она сливается. В результате этого центрирующие зажимные блоки 28 и 29 вместе с зажатыми трубами 3 и 4 сближаются. Начинается процесс сварки.

Рабочая жидкость под давлением в полость а гидроцилиндра 43 подается через гидравлическую систему 24 управления в соответствии с заданной программой перемещения подвижного центрирующего блока 28 вместе с трубой 4 в процессе оплавления и осадки. После окончания процесса сварки, завершаемого осадкой, рабочая жидкость под давлением подается в штоковые полости гидроцилиндров 39 и 40 зажима и полость б гидроцилиндра 43 осевого пере8 мещения, а из поршневых полостей гидроФормула изобретения

1. Машина для контактной стыковой сварки труб большого диаметра, содержащая цилиндров 39 и 40 зажатия и полости а гидроцилиндра 43 рабочая жидкость сбрасывается.

Таким образом производится разжим сваренных труб 3 и 4 и увеличение расстояния между цилиндрическими корпусами

30 и 31 центрирующих зажимных блоков 28 и 29. Подается рабочая жидкость в штоковые полости гидроцилиндров 14 и 15 токоподвода 2 с одновременным сбросом рабочей жидкости из поршневых полостей. В результате этого шины 12 и 13 токоподвода 2 отводятся от сваренных труб 3 и 4, а с помощью сжатых в процессе сварки пружин 17 шины 12 отводятся от неподвижных по горизонтали шин 13 на максимальное расстояние.

Затем сварочная машина перемещается к очередному стыку при сварке труб и секций в непрерывную нитку трубопровода или сваренные трубы 3 и 4 перемещаются транспортным рольгангом 6 при сварке секций в стащ ционарных условиях. При этом перемещение сварочного манипулятора 5 внутри труб осуществляется с помощью неприводных 55 и приводных 57 опорных роликов.

Конструктивное выполнение зажимных подвижного и неподвижного центрирующих блоков с двумя рядами двухползунных механизмов со сферическими толкателями, а подвижного корпуса одновременно в качестве штока гидроцилиндра осевого перемещения позволяет в два раза по сравнению с предлагаемым устройством повысить усилие зажима и осадки. Выполнение компановки сварочных трансформаторов . и внешнего сварочного контура по изобретению позволяет повысить общую мощность сварочного трансформатора, что дает воэможность производить сварку более толстостенных труб (обечаек) . Выполнение подъемным транспортного ролика дает возможность уменьшить шаг транспортного рольганга, что позволяет производить сварку более коротких труб и обечаек

40 Гидроцилиндр 48 служит не только для выдвижения сварочного манипулятора на позицию нагрева, но и для более частого технического обслуживания манипулятора от брызг расплавленного металла в случае сварки более толстостенных труб. Выполне4 ние одной из пар опорных роликов приводными за счет гидромоторов 56 позволяет использовать предлагаемую машину контактной сварки при поточной и индустриальной технологии строительства трубопроводов.

Предлагаемая машина позволяет также производить термическую обработку зоны сварного соединения, что снижает ее сварочные напряжения и повышает эксплуатационные прочностные свойства сварного соединения.

977124 наружный сварочный трансформатор с токоподводами, внутренний манипулятор, выполненный в виде корпуса с подвижными и неподвижными относительно корпуса изолированными друг от друга центрирующими зажимными блоками с зажимными башмаками, снабженными гидроцилиндрами зажатия свариваемых труб и осевого перемещения их в процессе сварки и связанными с гидравлической системой питания и системой управления гидроцилиндрами, а также штангу с размещенной внутри нее упомянутой гидравлической системой питания и системой управления, снабженную цапфами с подшипниками, закрепленными на раме транспортного рольганга с приводными роликами и опорой перехвата, отличающаяся тем, что, с целью расширения технологических возможностей, подвижный и неподвижный центрирующие блоки выполнены в виде цилиндрических корпусов с двумя по крайней мере рядами равномерно расположенных по окружности в шахматном порядке радиальных отверстий для размещения зажимных башмаков, каждый из которых снабжен двухползунным механизмом, толкатель которого, выполненный со сферическими концами, соединен с корпусами гидроцилиндров зажатия, штоки которых неподвижно смонтированы на цилиндрических корпусах, причем один из этих корпусов является штоком гидроц*.линдра осевого перемещения.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, она снабжена расположенным в непосредственной близости от наружного сварочного трансформатора индуктором для нагрева зажатых манипулятором торцов труб перед сваркой и сварного шва после сварки и гидроцилиндром перемещения манипулятора со штангой и зажатыми трубами с позиции нагрева на позицию сварки, а также с позиции сварки на позицию нагрева, при этом корпус и шток гидроцилиндра перемещения неподвижно закреплены соответственно на конце штанги и раме транспортного рольганга.

3. Машина по и. 1, отличающаяся тем, что сварочный трансформатор выполнен в виде кольцевого, разъемного по горизонтали корпуса с равномерно размещенными по окружности трансформаторными блоками, вторичные цепи которых объединены кольцевыми шинами, соединенными с гибкими ши20 нами, равномерно размещенных по окружности токоподводов.

4. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что опора перехвата выполнена в виде приводного транспортного ролика, снабженного

25 вертикальными цилиндрическими направляющими и гидроцилиндром подъема.

5. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что на свободном конце штанги смонтирован корпус с приводными от гидромоторов транспортными роликами.

977!24

21

Puz 7

Составитель Э. Ветрова

Реда кто р А. Моты л ь Техред И. Верес Корректор У. Пономаренко

Заказ 8781/13 Тираж 1153 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Машина для контактной стыковой сварки труб большого диаметра Машина для контактной стыковой сварки труб большого диаметра Машина для контактной стыковой сварки труб большого диаметра Машина для контактной стыковой сварки труб большого диаметра Машина для контактной стыковой сварки труб большого диаметра Машина для контактной стыковой сварки труб большого диаметра Машина для контактной стыковой сварки труб большого диаметра Машина для контактной стыковой сварки труб большого диаметра Машина для контактной стыковой сварки труб большого диаметра 

 

Похожие патенты:
Наверх