Тренажер водителя транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Соеетскмк

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 30. 04. 81 (21) 3286441/18-12 (ф1) М. Ку .з с присоединением заявки HP— (23) Приоритет—

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

G 09 В 9/02 (S3) УДК 681. 136 . 51 (088. 8) Опубликовано 07.12.82, Бюллетень М 45

Дата опублмкованмя опнсаммя 071?,82

Б.П.Кутепов, В.Н.Иванова и M.C.ôðèäåíòàëü - -! - ;; т.--..-„., i . :- -./

Челябинский ордена Трудового Красного Знамэттикцстктут механизации и электрификации сельского хозяйств (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к тренажерам для обучения водителей транспортных средств.

Известен тренажер водителя транспортного средства, содержащий блок имитации органов управления транспортным средством, связанный через блок датчиков сбора информации с блоком обработки информации, включающим узел оценки, соединенный через узел памяти оценки с блоком задания обстановки, связанным с блоком отображения учебной информации, и пульт преподавателя f1).

Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность тренажа.

Цель изобретения - повышение эффективности тренажа.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажере водителя транспортно го средства, содержащем блок имитации органов управления транспортным средством, связанный через блок датчиков сбора информации с блоком обработки информации, включающим узел оценки, соединенный через узел памяти оценки с блоком задания обстановки, связанным с блоком отображения учебной информации, и пульт преподавателя, блок обработки информации имеет генератор импульсов, формирователь меток, счетчик времени, дешифратор, формирователь сигналов. индикации, при этом выходы генератора импульсов подключены соответственно к входам формирователей меток н сигналов индикации, выход формирователя меток соединен с входом счетчика времени и первым управляющим входом блока задания обстановки, выход счетчика времени соединен с входом дешифратора, выходы которого соответственно соединены с вторым управлякщнм входом блока задания

1 .обстановки, управлякщим входом формирователя сигналов индикации и информационным входом узла оценки, причем выход формирователя сигналов индикации подключен,к входу пульта преподавателя.

Блок отображения учебной информации, включающий узел светового экрана, имеет командное табло, сигнализатор комбайна и указатель потерь зерна, при этом информационный выход блока задания обстановки связан с входами указателя потерь зерна, сигналиэатора комбайна и командного табло, выход которого связан с входом чзла светового экрана.

980120

На фнг.1 приведен тренажер, общий вид, на фиг. 2 — схема имитатора механизма регулировки, на фиг.3 блок-схема тренажера, на фиг.4 — вид блока регулировочных операций.

Тренажер содержит {фиг.1) кабину

1 комбайна с органами управления вождением, включающими рулевое устройство 2, рычаг 3 переключения передач, педали 4 основных (колесных) тормозов, педаль 5 сцепления ходовой час- 10 ти, рычаг б стояночного тормоза, рычаг 7 подачи топлива с органами уп- . равления регулировочными механизмами рабочих органов комбайна, часть которых размещена на панели 8, смонтированной на одной иэ стенок кабины 1.

На данной панели расположены рычаги: рычаг 9 регулирования частоты вращения мотовила или подборщика, рычаг

10 подъема и опускания жатки, рычаг

11 подъема и опускания мотовила, рычаг 12 вариатора ходовой части, рычаг 13 регулирования выноса мотовила, рычаг 14 включения вибратора бункера, рычаг 15 включения выгрузки зерна, рычаг 16 открытия жалюзи удлинителя, рычаг 17 открытия жалюзи верхнего решета, рычаг 18 открытия жалюзи нижнего решета, рычаг 19 регулировки частоты вращения вентилятора, рычаг 20 регулировки зазора между пальцами 3-0 шнека и днищем жатки 22, рычаг 21 .ре-. гулирования зазоров между барабаном и декой, рычаг 22 включения сцепления двигателя на привод рабочих органов комбайна, рычаг 23 включения привода 35 жатки, рычаг 24 регулирования частоты вращения молотильного барабана, рычаг 25 (педаль) выгрузки соломы, рычаг 26 задатчика подачи хлебной массы, рычаг 27 механизма ручного управления 40 скоростью комбайна.

Кроме того, часть рычагов управле» ния регулировочными механизмами вы полнена в виде кнопочных переключателей 28, расположенных на панели блока регулировочных операций 29 и соответствующих нижеперечисленным регулировкам: "Отклонить пальцы граблин назад на 15-30, снять планки" 30, "Герметизировать транспортирующие органы 31, "Осмотреть колосовой и зерновой шнеки, элеватор, соломотряс и забившийся орган очистить" 32, "Зазор между спиралями шнека и днищем жатки уменьшить" 33, "Зазор между спиралямн шнека и днищем жатки увеличить".

34, "Отрегулировать натяжение пружин уравновешивающего механизма жатки"

35, "Увеличить наклон удлинителя"

36, "Опустить башмаки" 37, "Приблизить башмаки к жатке" 38, "С помощью 60 гидроцилиндра закрыть клапан копнителя" 39.

Кабина оснащена также имитаторами механизмов регулировки технологического процесса рабочих органов (фиг.2),65 в таком количестве, что каждому рычагу управления соответствует свой механизм. На фнг.1 данные механизмы не показаны во избежание перегрузки чертежа. Однако этн имитаторы .выполнены в виде магнита 40, укрепленного на рычаге 41 и датчиков (герконов)

42, находящихся в диапазоне перемещения магнита 40.

Все органы управления - штатные и дополнительно смонтированные (фиг.1) на панели 8 (рычаги 16-20) и на панели 28 блока регулировочных операций

29 кнопочные рычаги 30-39) образуют блок имитации органов 43 управления транспортным средством (фиг.3). Сигналы от датчиков 42 (фиг.2), образующих блок 44 датчиков сбора информации (фиг.3), воспринимаются контрольнозадающей системой 45, включающей блок 46 задания обстановки, блок 47 обработки информации с блоком 48 памяти сигналов управления, генератором

49 импульсов, формирователем 50 сигналов индикации, узлом 51 памяти оценки, формирователем 52 меток времени со счетчиком 53 времени, дешифратором 54., узлом 55 оценки. В контрольно-задающую систему 45 входит также блок 56 отображения учебной информации с проектором и экраном 57 и 58, указателем потерь зерна (УПЗ)

59, сигнализатором 60 комбайна и командным табло 61, задающим название команд (или задач) на световом экране 62 (фиг.1) и информирующим обучаемого световым сигналом на экране 62 о правильности выполнения каждой задачи.

К контрольно-aapamteA системе относится и пульт преобразователя 63 с блоком отображения информации для обучающего, включающий панель 64 управления и панель 65 индикации задач и оценок. функциональная взаимосвязь блоков контрольно-задающей системы 45 (46, 47, 56 и 63) между собой и с другими элементами тренажера показана на примере работы тренажера. Тренажер также имеет кассету 66 с цветными диапозитивами, переключатель 67, кнопку 68 "Автомат" и рабочие кнопки

69. При этом выхбды генератора импульсов 49 подключены соответственно к входам форьмрователей 52 меток, соединены с входом счетчика 53 времени и первым управляющим входом блока 46 задания обстановки, выход счетчика

53 времени соединен с входом дешифратора 54, выходы которого соответственно соединены с вторым управляющим входом блока 46 задания обстановки, управлякицим входом формирователя 50 сигналов индикации и информационным входом узла 55 оценки, причем выход формирователя 50 сигналов индикации подключен к входу;пульта 63 препода980120 вателя, а информационный выход блока задания обстановки 46 связан с входами указателя 59 потерь зерна, сигнализатора 60 комбайна и командного табло 61, выход которого связан с входом узла светового экрана 62. Блок регулировочных операций 29 содержит десять кнопочных переключателей 28, смонтированных на панели блока 29 (фиг. 4). Каждый кнопочный переключатель 30-39 связан с соответствующей 10 по номеру светящейся ячейкой 30-39 блока 29. В каждую ячейку вставлен письменный текст той технологической регулировки, выполнение которой осу-. ществляется не из кабины комбайна, а при его остановке, непосредственно у рабочего органа (фиг.4). Блок регулировочных операций введен для непрерывности процесса обучения, так. как все десять вышеперечисленных регулировок 20 выполняются при выходе из кабины комбайна. При выполнении какой-то конкретной задачи обучаемый смотрит на светящиеся ячейки 30-39 блока 29, есди необходимо выполнять в данной за- 25 даче некоторые регулировки, указанные в ячейках 30-39, то обучаемый нажимает на панели блока 29 ту кнопку, номер которой соответствует номеру нужной регулировки. При правильном вы- ЗО полнении задачи сигнал от кнопочного переключателя 30-39 передается в блок датчиков 44 сбора информации (фиг.3).

Следует отметить, что блок 56 отображения учебной информации содержит автоматический диапроектор 57, экран

58, командное табло 61, а также штатные рабочие органы комбайна УПЗ-59 и сигналиэатор. 60 комбайна. На блоке 60 задействованы контрольные лампы, сигнализирующие о заполнении бункера зерном, о незакрытии заднего клапана копнителя, о забивании транспортирующих органов или соломотряса. Командное табло 61 (фиг.1) информирует обучаемого световым сигналом, загораю- 45 щимся в правом верхнем углу светового экрана 26, .о правильности выполнения задач. При неправильно решенной задаче световой сигнал отсутствует. Также на световом экране 62 последовательно загораются ячейки., соответственно высвечивая название технологического нарушения, т.е. название некоторых предлагаемых задач. Этот блок 61 может быть использован в даль-55 нейшем резервным блоком дополнительных задач при более широкой програм.ме обучения (как продолжение бло;ка 29) .

Следует также отметить, что датчи- О ки 42 (фиг.2), образующие блок датчиков 44 сбора информации, (фиг.3), представляют собой магнитоуправляемые герметиэированные контакты 42 (герконы), заьыкание которых происходит 65 при совмещении рычага с магнитом 40 и геркона 42. Такая система позволяет резко повысить надежность датчиков. . Блок 46 задания обстановки представляет собой релейно-логическое исполнительное устройство, формирующее по командам с дешифратора 54 задач в реальном масштабе времени, задаваемом блоком 52 формирования меток времени, сигналы 56 управления блоком отображения информации, блоком 48 памяти сигналов управления, узлом 51 памяти оценки. Блок 46 задания обстановки содержит также релейно-транзисторные согласующие устройства управления проектором 57,указателем 59 потерь зерна, сигнализатором 60 комбайна и командным табло 61.

Блок 48 памяти сигналов управления и узел 51 памяти оценки емкостью

64 и 40 бит соответственно выполнены на D-триггерах.

Генератор 49 импульсов, формирователь 50 сигналов индикации, формирователь 52 меток времени со счетчиком 53 времени и дешифратором 54 выполнены таким образом, что формируют распределенную во времени последовательность импульсов (сигналов) управления всеми устройствами тренажера по заранее заданной программе.

Узел 55 оценки выполнен таким образом; что представляет собой конечный автомат с памятью и содержит дешифраторы правильного выполнения каждой задачи, по сигнал= м - которых оценивается правильность выполнения задач. Программирование осуществляется соединением входов дешифратора 54 с датчиками положения рычагов (через блок 48 памяти сигналов управления), соответствующих правильному выполнению задачи.

Тренажер работает следующим образом.

Обучаемый и преподаватель занимают свое рабочее положение, обучаемый в кресле тренажера, преподаватель у пульта 63 (фиг. 1) . Преподаватель вводит кассету 66 с цветными диапозитивами, размещенными в определенной последовательности, согласно программе обучения, в автоматический диапроектор 57, устанавливает на панели 64 управления с помощью переключателя 67 желаемый интервал времени и включает автоматический режим работы тренажера с помощью кнопки "Автомат" 68 на панели 64 управления. При этом генератор 49 (фиг.3) блока 47 вырабатыва- ет импульсы с периодом повторения 1 с.

Секундные импульсы с генератора 49 поступают в формирователь 52 меток времени и в формирователь 50 сигналов индикации. Блок 52 формирует временные интервалы, заданные преподавате980120

Тренажер позволяет сократить сроки обучения комбайна и не только получить в сжатые сроки необходимые знания, но и приобрести умения и навыки оперативного управления технологическим процессом комбайна. Полученные знания и йавыки, особенно непосредственно перед началом уборки, н значительной степени позволяют сократить так называемый .срок нрабатываемости, т.е. с первых дней уборки работать с максимальной выработкой и высоким качеством.

Использование тренажера позволяет повысить эффективность тренажа при

-подготовке водителей транспортных средств.

Формула изобретения лем, которые определяют время,.необходимое для решения задачи и, следовательно, период смены задач. Так, если преподаватель ставит переключатель 67 (фиг.1) на панели 64 управления против отметки 16 с, то смена задач для обучаемого происходит через 16 с. Если обучаемый не успевает справляться с задачами в этот временной интервал, то его можно увеличить.

С помощью счетчика 53 времени .(Фиг.З) и соединенного с ним дешифратора 54 осуществляется формирование сигналов выбора задач, которые поступают на блок 46 и 55 задания обстановки и в формирователь 50 сигналов индикации. 1 ,По сигналам выбора задач осуществляется управление с помощью блока 46 блоком 56 отображения информации.

Получив определенную задачу с помощью блока 56, обучаемый выполняет соответствующие управляющие действия с помощью блока 43, нключающего систему рычагон (фиг.1) (9-27) и (30-39).

Блок 46 (фиг.З) осуществляет также управление блоком 48 памяти сигналов управления и узлом 51 памяти оценки, входящими также в блок 47. По сигналу выбора задачи включается узел 55 оценки, на который поступают сигналы с блока 48, запоминающего в пределах заданного интервала времени сигналы, поступающие с блока 44 датчиков сбора. информации и с блока 29 регулировочных операций (фиг.1) .

При правильном выполнении задачи блок 55 выдает сигнал, запоминаемый узлом 51 памяти оценки. С помощью панели 65 индикации задач и оценок формирователя 50 сигналов индикации (фиг.З) осуществляется индикация выбранной задачи и оценка . На панели . 40

65 индикации (фиг.1) имеются лампочки, сигнализирующие преподавателю о. правильности выполнения каждой предлагаемой обучаемому задачи, отсутствие светового сигнала показывает пре- 45 поданателю номер задачи, неправильно выполненной обучаемым (номер лампочки на панели индикации соответствует номеру предлагаемой задачи) .

С помощью блока 46 (фиг.З) осущес- 50 тнляется автоматическое, .старт-стопное (с выдержкой времени) и ручное управление тренажером. В автоматическом режиме осуществляется автоматическая смена задач и управление н со- 5g ответствии с заранее заданной программой диапроектором 57, УПЭ 59, сигнализатором 60 комбайна и командным табло 61. В старт-стопном режиме задается выдержка времени на выбран- 0 ную задачу. При этом переход к следующей задаче осуществляется нажатием кнопки 69 (фиг.1) на панели 64 управления. При ручном управлении осуществляется произвольный выбор задачи и выдержки времени.

Пример использования тренажера.

Для обучения управлению технологическим процессом зерноуборочного комбайна была составлена рабочая программа, включающая 38 задач, информирующих об изменении условий уборки, о качественных показателях его работы.

Каждая задача задается цветным слайдом с помощью автоматического диапроектора 57 (фиг ° 1) на экран 58.

Название задачи высвечивается на cse,тоном экране 62 командного табло 61.

)Предположим, задана задача: "Полеглые

° ° леба" (слайд 16) . Обучаемый должен

ыполнить следующие регулировки.

Увеличить частоту вращения мотовила — переместить вперед рычаг 9.

Опустить мотовило к режущему аппарату — переместить вперед рычаг 11.

Вынести мотовило нперед — переместить рычаг 13.

Отклонить пальцы граблин назад на

15-30, снять планки — нажать кнопа ку-рычаг 30.

Жатку установить на низкий срез переместить вперед рычаг 10.

Приблизить башмаки к жатке — нажать кнопку-рычаг 38.

Правильность выполнения предлагаемой задачи (9 16) фиксируется лампочкой 16 на панели 65 индикации.

В результате верно решенной задачи лампочка 16 загорается, отсутствие светового сигнала говорит о наличии ошибки, допущенной при выполнении данной задачи. После прогона всей программы можно сделать возврат (н ручном режиме) к неправильно решенной задаче, 1. Тренажер водителя транспортного средства, содержащий блок имитации органов управления транспортным средством, связанный через блок датчиков сбора информации с блоком обработки информации, включающим узел оценки, соединенный через узел памяти оценки

980120

10 блоком задания обстановки, связанс ным с блоком отображения учебно и информации, и пульт преподавателя, отличающийся тем, что, .с целью повышения эффективности тре.нажа блок обработки информации имеет генератор импульсов, форм р

В ми ователь меток, счетчик времени, дешифратор, формирователь сигналов индикации,при этом выходы генератора импульсов подключены соответственно к входам форователей меток и сигналов индикамиров выход формирователя меток д сое иции, в с входом счетчика времени р и пе нен с ания вым управляющим входом блока зад

Ъбстановки, выход счетчика времени соединен с входом дешифратора, выхокоторого соответственно соединены с вторым управлякщим входом блока задания обстановки, управляющ им входом формирователя сигналов индикации и ф мационным входом узла оценки, причем выход формирователя сигнал ов индикации подключен к входу пульта преподавателя °

2. Тренажер по п.1, о,т л личаюя тем, что блок отображения щийся тем, ий зел уче бной информации, включающи у вого экрана, имеет команд ное светового и каэа-бл сигналиэатор комбайна и у та о, о ма I0 потерь зерна, при этом инф р тель и ционный выход блока задания обо тановки связан с в входами указателя потерь а сигналиэатора комбайна и козерна, сиги то ro свям андного табло, выход которо

35 зан с входом узла светового э р к ана.

Источники информации, принятые ятые во внимание при экспертизе

ССР

1. Авторское свидетельство СС . Р 601740, кл. G 09 В 9/02, 197б.

980120

Фюусъжвдщ ооагмомт,УУ gf 78 Я3 74 Д J7 g Я

Составитель С.Алексанов

Редактор А.Власенко Техред A.À÷ Корректор М. Деичик

Заказ 9365/40 Тирам 472 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, X-35, Раушская наб.,д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.укгород, ул.Проектная, 4

J0

Откдомиющ магща гроЙим моиаР мо Ф -Ю.

/есм емжмдж ила тротпо т рующие о оеФ чб

УР

Осмотрета янеки, элеонор, союмотрмо и ne vgmuma.

77

Уауор меме аяиам ми июиемо и деизм в о 93 дяеиьшРя ь.

М

Pnsm мем ф симекои и А лщем .аюяни-у емииият.

ОгнрееуегрвЮала мол мемие ярукин моюми.

Ясливчяпю моечном уФ имиюем .

РраЖэрюжч &гажжю и я и оюм е.

Жермюю лж жн люлжч тьмой

Тренажер водителя транспортного средства Тренажер водителя транспортного средства Тренажер водителя транспортного средства Тренажер водителя транспортного средства Тренажер водителя транспортного средства Тренажер водителя транспортного средства Тренажер водителя транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажеростроению, а конкретно к оптико-электрическим системам имитации внешней обстановки, и может быть использовано для визуализации картины окружающего пространства, предъявляемой механику-водителю в ходе обучения навыкам вождения и управления гусеничным транспортным средством

Изобретение относится к области исследования физических свойств материалов

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и тренировки пилотов воздушных судов в различных условиях полета

Изобретение относится к устройствам контроля работоспособности телевизионных следящих авиационных прицельных систем, а также для использования в качестве тренажера летного состава

Изобретение относится к тренажеростроению, в частности к тренажерам с моделируемым обзором из транспортного средства, и может быть использовано как для тренировки персонала различных кораблей, так и для персонала других транспортных средств

Изобретение относится к области обучения и развлечений

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для исследования физико-механических характеристик дорожных покрытий в условиях, приближенных к реальным условиям эксплуатации

Изобретение относится к игровому или тренажерному оборудованию, которое может быть использовано в качестве водительского кресла при обучении управлению транспортными средствами на виртуальном тренажере либо в качестве кресла для компьютерных игр, и направлено на возможность быстрого и удобного перевода кресла из рабочего положения в положение для хранения
Наверх