Устройство регулирования возбуждения тягового генератора

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 050581 (21) 3290973/24-11 131) M.Êä.3 с присоединением заявки М (23) Приоритет—

В 60 Ь 11/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.1282. Бюллетень Мо 46 (531УДК 629. 11. 011 (088. о) Дата опубликования описания 171282

Научно-исследовательский, проектно-констру И и технологический институт тяжелого машиностроения

Харьковского завода "Электротяжмаш" им. В.И. Ленина (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА

20

30

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам автоматичес-. кого регулирования возбуждения тягово

ro генератора тепловоза. 5

Известно устройство регулирования возбуждения тягового генератора, содержащее селективный узел, входы которого подключены соответственно к датчикам напряжения и тока генератора и датчику частоты вращения дизеля, а выход связан с блоком управления возбуждением, н ключ, соединенный выходом с входом запоминающего бло" ка (1).

Недостаток известного устройства заключается в том, что оно может эффективно функционировать при боксовании колесных пар локомотива только при работе тягового генератора на гиперболическом участке характеристики ограничения мощности, а при трогании тепловоза при работе генератора на характеристике ограничения тока указанное устройство не обеспечивает стабилизацию напряжения генератора, что необходимо для защит ты от боксования.

Цель изобретения — повышение на» дежности работы устройства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство регулирования возбуждения тягового генератора снабжено задатчиком интенсивности изменения напряжения, элементом сравнения, блоком выделения максимального сигнала, сумматором и формирователем, причем выход селективного узла соединен с одним из входов ключа и одним из входов блока выделения максимального сигнала, другой вход которого подключен к выходу запоминающего блока, а выход — к одному из входов сумматора, при этом вход задатчика интенсивности соединен с выходом датчика напряжения генератора, а выход — с одним из входов элемента сравнения, другой вход которого подключен к выходу датчика напряжения, а выход - к входу формирователя, соединенного выходом с другим входом ключа, и к другому входу сумматора, выход которого подключен к входу блока управления возбуждением.

На чертеже представлена блок-схема предложенного устройства.

Устройство содержит селективный узел 1, входы a, Ь, с которого соответственно подключены к датчикам

981030 напряжения и тока генератора и к датчику частоты вращения дизеля (датчики не показаны). Выход селективного узла 1 соединен с входами ключа

2 и блока 3 выделения максимального сигнала. Другой вход блока 3 соеди- 5 нен с выходом запоминающего блока 4, соединенного своим входом с выходом ключа 2. К выходу датчика напряжения подключены входы задатчика 5 интенсивности и элемента б сравнения. 10

Другой вход элемента б сравнения соединен с выходом задатчика 5, а выход элемента б — с другим входом ключа 2 через формирователь 7 и с входом сумматора 8, другой вход ко- 15 торого соединен с выходом блока 3.

Выход сумматора 8 подключен к входу блока 9 управления возбуждением.

Устройство работает следующим образом. 20

При отсутствии боксования напряжение тягового генератора изменяется при переходе с режима на режим со сравнительно малым темпом, определяемым инерционностью состава. За- 25 датчик 5 интенсивности, на который поступает сигнал по напряжению тягового генератора, представляет собой известное устройство с коэффициентом передачи в статическом ре- 30 жиме, равным единице. При возрастании входного сигнала с темпом, не превышающим некоторого заданного значения, определяемого выбранным параметром задатчика 5 интенсивности, вы-З5 ходной сигнал задатчика 5 интенсивности повторяет во времени сигнал на его входе.

Если же темп возрастания в::одного сигнала превышает заданное значение, выходной сигнал задатчика 5 интенсивности изменяется с заданным темпом, который выбирается равным максимально возможному значению с " при отсутствии боксования. дФ

Таким образом, при отсутствии боксования выходной сигнал задатчика 5 интенсивности равен входному сигналу, и на выходе элемента б сравнения, сравнивающего эти два сигнала, напряжение равно нулю. В состоянии, когда на выходе элемента б отсутствует сигнал, формирователь 7 выдает сигнал, который поддерживает ключ 2 в открытом состоянии и, следовательно, сигнал на выходе запоми» нающего блока 4 равен сигналу на выходе селективного узла 1. Таким образом на выходе блока 3 и на выходе сумматора 8 выделяется сигнал управляющего воздействия, равный обычному сигналу на выходе селектив.— ного узла 1 при отсутствии боксования., Регулирование тока возбуждения тягового генератора осуществляется в этом режиме по внешней характеристике и 65 не имеет каких-либо отличий от работы известной системы регулирования возбуждения тягового генератора.

При срыве в боксовании одной или нескольких колесных пар происходит резкое снижение тока боксующего двигателя, а следовательно, напряжение тяговОго генератора стремится возрасти с темпом, превышающим заданный. При этом мгновенное значение напряжения на выходе задатчика интенсивности меньше, чем напряжение на его входе в тот же самый момент времени. В этом случае на выходе элемента б сравнения появляется сигнал разбаланса, который, суммируясь с основным сигналом управляющего воздействия в сумматоре 8, вызывает уменьшение тягового генератора до величины, определяемой задатчиком интенсивности. Поскольку этот заданный темп определяется инерционностью состава, его можно выбрать достаточно малым, что приводит практически к стабилизации напряжения тягового генератора в процессе боксования, а это в свою очередь ограничивает боксование.

Появление сигнала разбаланса на выходе элемента б сравнения, сигнализирующего о наличии боксования, в первый момент приводит к уменьшению возбуждения тягового генератора и, следовательно, к резкому уменьшению сигна.«. ла на выходе селективного узла 1, что может вызвать некоторое увеличение напряжения тягового генератора. Для устранения этого явления появление сигнала на выходе элемента б сравнения фиксируется с помощью формирователя .7 (компаратор, триггер Шмидта и т.п.), который в этот момент закрывает ключ 2. При этом сигнал управляющего воздействия на выходе блока

3 не снижается скачком до нуля, как на выходе селективного узла 1, а линейно уменьшается со скоростью, определяемой постоянной времени запоминающего блока 4. Вследствие этого не происходит начального скачка напряжения при появлении боксования.

Как следует из принципа работы, устройство обеспечивает стабилизацию напряжения во всех режимах работы тягового генератора при боксовании как одной, так и всех колесных.пар одновременно.

Вместе с тем для работы устройства не требуется достаточно сложного устройства обнаружения боксования высокой чувствительности.

Технико-экономический эффект, ожидаемый от использования данного предложения, выражается прежде всего в улучшении качественных показателей систем автоматического регулирования электропередачи тепловоза, что приводит к повышению надежности и улучше981030

Формула изобретения

Составитель Н. Лысяков

Редактор Н. Швыдкая Техред С.Мигунова Корректор В.Прохненко

Заказ 9578/20 Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 нию эксплуатационных показателей тягового электрооборудования.

Устройство регулирования возбуждения тягового генератора, содержащее селективный узел, входы которого подключены соответственно к датчикам напряжения и тока генератора и датчи- о ку частоты вращения дизеля, а выход связан с блоком управления возбуждением, и ключ, соединенный выходом с входом запоминающего блока, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено задатчиком интенсивности изменения напряжения, элементом сравнения, блоком выделения максимального скнала, сумматором и формирователем, 70 йричем выход селективного узла соединен с одним из входов ключа и одним из входов блока выделения максимального сигнала, другой вход которого подключен к выходу запоминающего блока, а выход - к одному из входов сумматора, при этом вход задатчика интенсивности соединен с выходом датчика напряжения генератора, а выход — с одним из входов элемента сравнения, другой вход которого подключен к выходу датчика напряжения, а выход - к входу формирователя, соединенного выходом с другим входом ключа, и к другому входу сумматора, выход которого подключен к входу блока управления возбуждением.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 524717, кл. В 60 Ь 11/02, 1974.

Устройство регулирования возбуждения тягового генератора Устройство регулирования возбуждения тягового генератора Устройство регулирования возбуждения тягового генератора 

 

Похожие патенты:

Тепловоз // 37741

Изобретение относится к системе привода для транспортного средства, включающий по меньшей мере одно ведущее колесо и средства для вырабатывания сигнала управления скоростью вращения указанного ведущего колеса, содержащей: электродвигатель, механически связанный с указанным ведущим колесом; перезаряжаемый аккумулятор электроэнергии; двигатель внутреннего сгорания; генератор электроэнергии, механически связанный с указанным двигателем внутреннего сгорания; средства передачи электроэнергии, электрически связанные с указанным электродвигателем, с указанным генератором и с указанным аккумулятором для передачи первого потока электроэнергии между аккумулятором и электродвигателем, второго потока электроэнергии между генератором и электродвигателем и третьего потока электроэнергии между генератором и аккумулятором; средства для вырабатывания первого измерительного сигнала, отражающего количество электроэнергии в аккумуляторе

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на автономных транспортных средствах - тепловозах, газотурбовозах и дизель-поездах с тяговым электроприводом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в комбинированных энергоустановках на основе конденсаторов с двойным электрическим слоем

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электропередачи тепловозов с автономным тепловым двигателем, тяговым генератором и электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей бесщеточных электродвигателей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования напряжения вспомогательного генератора переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электропитания подвижных объектов, требующих два уровня напряжения при одном источнике питания

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автономных объектах, в частности в автомобилях для генерирования электрической энергии и запуска приводного двигателя

Трицикл // 2302970
Изобретение относится к микроавтомобилям

Изобретение относится к области преобразуемых транспортных средств
Наверх