Преобразователь постоянного напряжения в постоянное

 

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ПОСТОЯННОЕ,- содержащий включенный между входными и выходными выводами последовательно с входным фильтром регулирующий элемент, выполненный в виде моста на четырех тиристорах, в диагональ которого включен коммутирующий конденсатор и блок управления, отлич ающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования выходного напряжения, блок управления содержит регулятор-перё ключатель напряжения, три элемента задержки, высокочастотный генератор , датчик уровня напряжения на коммутирующем конденсаторе и четыре формирователя импульсов, при этом регулятор-переключатель напряжения выполнен в виде трансформатора с регулируемым коэффициентом трансформации, первичная обмотка которого расположена на подвиж ,ном каркасе с постоянным шагом намотки и подключена к выходу высокочастотного генератора, а три вторичных ормотки расположены на общем неподвижном каркасе и выводы каждой из них подключены к выводам питания соответствующего элемента задержки, первая и вторая вторичные обмотки расположены последовательно вдоль всей длины каркаса сшагом намотки, уменьшающимся слева направо, и длиной обмотки большей, чем длина первичной обмотки, а третья вторичная обмотка расположена вдоль всей длины каркаса с шагом намотки, увеличивающимся слева направо, первый и второй элементы задержки имеют общий вход управлени; подключенный к выходу датчика уровО ) ня напряжения на коммутирующем конденсаторе, выход первого и один из выходов второго элемента задержки соединены с входом управления третьего элемента задержки, другой выход второго элемента задержки подключен к входам первого со и второго формирователей импульсов, Об выходы каждого из которых подключены к управляющим электродам соотг э -ветствующей пары последовательно соединенных.тиристоров моста, а выход третьего элемента задержки о соединен с входами третьего ичетО ) вертого формирователей импульсов, выход каждого из которых соединен с управляющими электродами соответствующей диагональной пары тиристоров моста.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧ ЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ,а

Чй ling К - :Ф(21) 2837369/24-07 (22) 06.11.79 .(46) 15.06.83. Бюл. М 22 (72) Ю.Ф. Адамович, М. Л. Каракулин и Д.Е. Кожаков (71) Карагандинский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 621.314.2(088.8) (56) 1. Патент Великобритании

М 1264364, кл. Н 02 М 3/14, 1970.

2. Патент Великобритании

Р 1054186, кл. Н 02 M 3/14, 1963 ° (54)(57) ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ПОСТОЯННОЕ, содержащий включенный между входными и выходными выводами последовательно с входным фильтром регулирующий элемент, выполненный в виде моста на четырех тиристорах, в диагональ которого включен коммутирующий конденсатор и блок управления, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования выходного напряжения, блок управления содержит регулятор-переключатель напряжения, три элемента задержки, высокочастотный генератор, датчик уровня напряжения на коммутирующем конденсаторе и четыре формирователя импульсов, при этом регулятор-переключатель напряжения выполнен в виде трансформатора с регулируемым коэффициентом трансформации, первичная обмотка которого расположена на подвиж, ном каркасе с постоянным шагом наФ

„„SU„„982506 А

3(5D Н 02 М 3 10 / Н 02 Р 5 0 мотки и подключена к выходу высокочастотного генератора, а три вторичных обмотки расположены на общем неподвижном каркасе и выводы каждой из них подключены к выводам питания соответствующего элемента задержки, первая и вторая вторичные обмотки расположены последовательно вдоль всей длины каркаса с.шаroM намотки, уменьшающимся слева направо, и длиной. обмотки большей, чем длина первичной обмотки, а третья вторичная обмотка расположена вдоль всей длины каркаса с шагом намотки, увеличивающимся слева направо, первый и второй элементы задержки имеют общий вход управления, подключенный к выходу датчика уровня напряжения на коммутирующем конденсаторе, выход первого и один из выходов второго элемента задержки соединены с входом управле ния третьего элемента задержки, другой выход второго элемента задержки подключен к входам первого и второго формирователей импульсов, выходы каждого из которых подключены к управляющим электродам соот-ветствующей пары последовательно соединенных.тиристоров моста, а выход третьего элемента задержкй соединен с входами третьего и четвертого формирователей импульсов, ° выход каждого из которых соединен с управляющими электродами соответствующей диагональной пары тирис торов моста.

982506

Изобретение относится к элект ротехнике, в частности к преобразовательной технике, и может быть использовано для регулирования скорости тяговых двигателей, Известны преобразователи постоянного напряжения в постоянное, обеспечивающие или частотно-импульсное, или широтно-импульсное регулирование 1 и (21.

Из известных преобразователей . 10 каиболее близким техническим решением является преобразователь постоянного капряжения в постоянное, содержащий включекный между входными и выходными выводами последова- 15 тельно с входным- фильтром регулирующий элемент, выполненный в виде моста на четырех тиристорах, в ди.— агональ которого включен коммутирующий конденсатор и блок управления осуществляющий широтно-импульсное регулирование 1 2

Однако этот преобразователь имеет относительно узкий диапазон регулирования выходного напряжения, так как минимальная длительность выходных импульсов в нем ограничена временем перезаряда коммутирующего конденсатора и собственным временем запиракия тиристоров.

Целью изобретения является повыше; ние надежности и расширение диапаэона регулирования выходного напряжения.

Поставленная цель достигается г тем, что блок управления содержит регулятор-переключатель напряжения, три элемента задержки, высокочастотный генератор, датчик уровня напряжения на коммутирующем кон- денсаторе и четыре формирователя импульсов, при этом регулятор-frepeключатель капряжекия выполнен в виде трансформатора с регулируемым коэффициентом трансформации, первичная обмотка которого располо- Д5 жена на подвижном каркасе с постоянным шагом намотки и подключена к выходу высокочастотного генератора, а три вторичных обмотки расположены ка общем неподвижном кар- щ каса и выводы каждой из них подключены к выводам питания соответствующего элемента задержки, первая и вторая вторичные обмотки расположены послецовательно вдоль всей длины каркаса с шагом намотки, уменьшающимся слева направо, и длчной обмотки большей, чем длина первичной обмотки, а третья вторичная обмотка расположена вдоль всей длины каркаса с шагом намотки, уве- @ личивающимся слева направо, первый и второй элементы задержки имеют общий вход управления, подключенный к выходу датчика уровня напряжения на коммутирующем конденсаторе, вы- 65 ход первого и один из выходов второго элемента задержки соединены с входом управления третьего элемента задержки, другой выход второго элемен-.а задержки подключен к входам первого и второго формирователей импульсов, выходы каждого кз которых подключены к управляющим электродам соответствующей пары пос. ледовательно соединенных тиристоров моста, а выход третьего элемента задержки соединен с входа.III третье го и четвертого формирователей импульсов, выход каждого из которых соединен с управляющими "лектродами соответствующей диагональной пары тиристоров моста.

На фиг. 1 изображена силовая схема тиристорного преобразователя; на фиг. 2 — блок-схема системы управления, на фиг. 3 — совмещенная схема первого и второго элементов задержки; на фиг. 4 — схема третьего элемента задержки; на фиг. 5 схема расположения обмоток регулятора-переключателя напряжения.

Силовая схема включает индуктивность 1 и емкость 2 входного фильтра, тиристоры 3-6 силового моста, в диагональ которого включен коммутирующии конденсатор 7, сглаживающий дроссель В, обмотку возбуждения 9 и якорь 10 двигателя, обраткый вентиль 11.

Блок-схема системы управления преобразователем включает запускающий генератор 12, датчик 13 уровня напряжения на коммутирующем конденсаторе, первый элемент задержки 14, второй элемент задержки 15, третий элемент задержки 16, формирователи импульсов 17-20, высокочастотный генератор 21, бесконтактный регулятор-переключатель напряжения 22.

Первый и второй элемеиты задержки имеют конденсаторы 23 и 24, заряжаемые через резисторы 25 и 26 и общий тиристор включения 27, управляющий электрод которого является общим выводом управления элементоВ

14 и 15 от сглаживающих фильтров, состоящих из резисторов 28 и 29, конденсаторов 30 и 31, которые в свою очередь подключены к выходам выпрямительных мостов 32.и 33, входные выводы которых образуют выводы для подключения питания элементов 14 и 15.

Кроме того, имеются тиристоры 34 и 35, цепи управления которых через стабилитроны 36 и 37 и диоды 38 и 39 подключены,к их анодам, транс. форматоры 40 и 34 и цепи сброса и запирания, состоящие из диодов

42-44, тиристора 45, индуктивности

46 и кокденсатора 47.

98 2596

Третий элемент задержки имеет конденсатор 48, заряжаемый через резистор 49 и тиристор включения

50 от сглаживающего фильтра, состоящего из конденсатора 51 и резистора

52, подключенного через распределительный диод 53 к выходу выпрямительного моста 54, тиристор 55, управляющий электрод которого через стабилитрон 56 и. диод 57 замкнут на анод, трансформатор 58, цепь запирания, состоящую из конденсатора 59, индуктивности 60, тиристора 61 и диодов 62 и 63.

Высокочастотный генератор, цепь питания которого подключена к какому-либо постоянному источнику, может быть выполнен по любой схеме .( в частности можно использовать тиристорный РС-генератор с анод- ным управлением) .

Бесконтактный регулятор-переключатель напряжения представляет со бой трансформатор, у которого коэффициенты трансформации между первичной обмоткой и тремя вторичными обмотками регулируются за счет пе.ремещения первичной обмотки относительно вторичных. Три вторичные обмотки расположены на одном неподвижном каркасе, а первичная обмотка расположена на другом — подвижном каркасе.

Первая и вторая вторичные обмотки расположены последовательно одна за другой слева направо вдоль всей длины каркаса и шаг намотки у .каждой из этих обмоток уменьшается слева направо. Третья вторичная обмотка расположена под первой и второй вторичными обмотками вдоль всей длины каркаса и шаг намотки у нее увеличивается слева направо.

К выходу высокочастотного генератора 21 подключена первичная обмотка Ю регулятора-переключателя напряжения. К первой вторичной обмотке

Ф,, регулятора-переключателя напряжения через выпрямительный мост 32 подключена цепь питания первого, элемента задержки, к вторичной обмотке Щ2 через выпрямительный мост 33 подключена цепь питания второго элемента задержки, к третьей вторичной обмотке % через выпря3 мительный мост 54 подключена цепь питания третьего элемента задержки.

Цепь управления общего тиристора включения 27 первого и второго элементов задержки подключена к выходу датчика уровня направления на коммутирующем конденсаторе 13.

Выводы первой обмотки импульсного трансформатора 40 первого элемента задержки подключены к цепи, управления тиристора включения 50 третьего элемента задержки и образуют выход элемента 14, вторая вторичная обмотка импульсного трансформатора 40 подключена к цепи управления общего тиристора запирания 45 первого и второго элемента зад ржки.

Первая вторичная обмотка импульсного трансформатора 41 второго элемента задержки подключена к цепи управления общего тиристора запирания 45 первого и второго элементов задержки. Вторая ьторичная обмотка импульсного трансформатора 41 подключена к цепи управления тиристора включения 50 третьего элемента задержки и образует первый выход элемента 15, а третья и четвертая обмотки импульсного трансформатора 41 подключены к цепям управления тиристоров включения формирователей импульсов 19 и 20 и образуют второй выход элемента 15. Первая и вторая вторичные обмотки импульсного трансформатора 58 третьего элемента задержки подключены к цепям управления тиристоров включения формирователей импульсов 17 и 18 и образуют выход элемента 16. Третья вторичная обмотка импульсного трансформатора 58 подключена к цепи управления тиристора запирания 61 третьего элемента задержки.

При подаче напряжения на вход фильтра силовой схемы после достижения заданного уровня напряжения на конденсаторе 2 запускающий генератор 12, работающий с частотой, меньшей чем минимальная частота работы системы, выдает импульсы управления на тиристоры 3 и 5 силового моста. Когда напряжение на коммутирующем конденсаторе цостигает уров ня, обеспечивающего необходимую коммутационную способность, срабатывает датчик уровня напряжения 13 и выдает импульсы управления на тири"тор включения 27 первого и второго элементов задержки и на устройство блокировки запускающего генератора, которое блокирует запускающий генератор.

При движении первичной обмотки регулятора-переключателя напряжения относительно вторичных слева напра1 во сначала напряжение питания подается с его обмоток на первый и третий элементы задержки, второй элемент задержки при этом не работает. При дальнейшем движении пер-. вичной обмотки регулятора-переключателя напряжения в том же направлении напряжение питания подается с его обмоток на второй и третий элементы задержки, первый элемент задержки при этом не работает.

При срабатывании с регулируемой задержкой времени первый элемент задержки выдает импульс, открывающий тиристор включения 50 третьего элемента задержки„ одновременно управ98250 б

15

20 ричной обмотками, за счет этого на30

40

При срабатывании второго элемента задержки подаются импульсы управления на запирающий тиристор 45 первого и второго элементов задержки, на тиристор включения 50 45 третьего элемента задержки и одновременно на формирователи импульсов 19 и 20. При полярности напряжения на коммутирующем конденсатора

7, указанной на фиг. 1, срабатыва- 50 ет формирователь импульсов 19 и выдает импульсы управления на тиристоры 3 и 4 силового моста, при рбратной полярности срабатывает формирователь импульсов 20 и выдает импульсы управления на тиристоры

5 и б силового моста, тем самым нагрузка непосредственно подключается к входному фильтру. Затем с регулируемой задержкой времени вы- дает импульсы третий элемент за- 60 ,цержки на формирователи 17 и 18, которые обеспечивают перезаряд ком" мутирующего конденсатора 7 и запирание всех четырех тиристоров силового моста. 65 ляющий импульс поступает на тиристор запирания 45 первого и второго элементов задержки и после перезаряда конденсатора 47 тиристор включения 27 запирается, тем самым конденсаторы 23 и 24 первого и второго элементов задержки оказываются отключены от источника питания.

С регулируемой задержкой времени третий элемент задержки срабатывает и выдает импульс на тиристор запирания б1 и одновременно выдает управляющие импульсы на формирователи импульсов 17 и 18. Цепи пита- ния всех формирователей импульсов подключены к коммутирующему конденсатору 7. При полярности напряжения„ указанном на фиг. 1, выдает импульсы управления формирователь

17 на цепи управления тиристоров 3 и 5 силового моста, при обратной по лярности напряжения выдает импульсы формироьатель 18 на цепи управления тиристоров 4 и б силового моста, обеспечивая тем самым перезаряд коммутирующего конденсатора

Изменяя время срабатывания первого элемента задержки. за счет регулирования уровня напряжения, снимаемого с регулятора-переключателя напряжения, путем перемещения его первичной обмо-.êè, осуществляется частотно-импульсное регулирование на первых положениях первичной обмотки регулятора-переключателя напряжения относительно вторичных, на остальных положениях первичной обмотки относительно вторичных, работают второй и третий элементы задержки, а первый элемент задержки не работает.

Изменяя время срабатывания второго и третьего элементов задержки за счет перемещения первичной обмотки и регулятора-переключателя напряжения, осуществляется широтноИмпульсное регулирование преобразо. вателем

При перемещении первичной обмотки и регулятора-переключателя напряжения слева направо отнбсительно вторичных обмоток вначале увеличивается коэффициент трансформации между первичной и первой вторичной обмотками и между первичной и третьей вторичной обмотками. Коэффици-. ент трансформации между первичной и второй вторичной обмоткой увеличивается несущественно по сравнению с увеличением коэффициента трансформации между первичной и первой втопряжение на входе первого элемента задержкй гораздо больше, чем напряжение на входе второго элемента задержки, при этом происходит срабатывание первого элемента задержки, а второй элемент задержки не работает. Время задержки у первого и третьего элементов задержки уменьшается. Таким образом, осуществляется режим частотно-импульсного регулирования преобразователя.

При дальнейшем перемещении первичной обмотки относительно вторичных в том же направлении начинает существенно увеличиваться коэффициент тран"формации между первичной и второй вторичной обмотками, а

° коэффициент трансформации между первичной и первой вторичной обмотками существенно изменяется, за счет этого напряжение на входе второго элемента задержки становится больше, чем напряжение на входе первого элемента задержки, при этом происходит срабатыванИе второго элемента задержки, а первый элемент задержки не работает. Коэффициент трансформации между первичной обмоткой и третьей вторичной обмоткой продолжает плавно уменьшаться. Время задержки у второго элемента задержки уменьшается, а у третьего элемента задержки увеличивается. Таким образом, осуществляется режим широтно-импульсного регулирования преобразователя.

Для нормальной работы схемы необходимо, чтобы при срабатывании первого элемента задержки конденсатор 24 второго элемента задержки был разряжен и наоборот при срабатывании второго элемента задержки должен быть разряжен конденсатор

23 первого элемента задержки. Для обеспечения этого условия схемы первого и второго элементов задержки включают цепи сброса, по которым

982506 происходит разряд конденсатора 23 у первого элемента задержки в момент срабатывания второго элемента задержки, и в момент срабатывания первого элемента задержки происходит разряд конденсатора 24 второго элемента задержки.

Предлагаемый тиристорный преобразователь выгодно отличается от прототипа и известных тиристорных преобразователей, так как существенно расширяется диапазон регулирования выходного напряжения.

982506

Составитель И. Головинова

Редактор И. Кузнецова Техред d.Далекорей .4

Корректор С. Шекмар

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6464/2 Тираж 687

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Преобразователь постоянного напряжения в постоянное Преобразователь постоянного напряжения в постоянное Преобразователь постоянного напряжения в постоянное Преобразователь постоянного напряжения в постоянное Преобразователь постоянного напряжения в постоянное Преобразователь постоянного напряжения в постоянное Преобразователь постоянного напряжения в постоянное Преобразователь постоянного напряжения в постоянное 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области оптико-электронной техники

Изобретение относится к электрорадиотехнике, в частности к высокочастотным преобразователям постоянного напряжения с гальванической развязкой цепей, и может быть использовано в электрических схемах различных источников питания постоянным током

Изобретение относится к преобразователям энергии DC/DC, т.е

Изобретение относится к устройству для управления передачей мощности между двумя центрами сети постоянного тока и может быть использовано, в частности, в сетях постоянного тока на борту летательного аппарата, а также в любых типах бортовых сетей (морское судно, автомобиль и т.д.) и даже в других, не бортовых сетях, например, в стационарных сетях (локальная сеть постоянного тока, железнодорожная сеть и т.д.)

Изобретение относится к схемному устройству для ограничения перенапряжений из-за прямого времени задержки диода, который из-за переключения переключающего элемента попеременно включается в обратном направлении и прямом направлении, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения

Изобретение относится к области преобразования и распределения электроэнергии и может быть использовано для питания газоразрядных счетчиков
Наверх