Гайка с ограниченным моментом затяжки

 

<и985491

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свид-ву 9 673769 (22) Заявлено 14. 08. 81 (23) 3328796/25-27

Саюз Сееетскик

Север«алистнческик республик

131) М. Ка.д

F 16 В 31/02 .F 16 В 37/00 с рнсоединением заявки М—

Гесударствеиимй «емитет

СССР ав деаам изебретеяий и от«рмтий (23) ПриоритетОпубликовано 30.1282. Бюллетень М 48 (ЩЩф 621.882. . 3(088. 8>

- Дата опубликования описания 30.1282 (72) Автор изобретения

Ь:Ф Щб щ г ц Фтипа1ггйЦЯ р-@ у ь иммтар

В,Н.Стрелец. (7т ) занвитель (54) ГАЙКА С ОГРАНИЧЕННЫМ МОМЕНТОМ ЗАТЯЖКИ

1 (Изобретение относится- к общему маяиностроению и может быть использовано в реэьбовых соедкнениях, ра ботакщих в условиях-динамического нагружения.

tie основному,авт.св. В 673769 .известна гайка с ограниченным моментои затяжки, содержащая резьбовой . корпус и обхватывающую его втулку 10 соединенные один с другим с гарантированным натягом, причем втулка выполнена длиннее корпуса к на одном конце их торцы расположены в одной плоскости, а на другом - в разных с образованием поднутрения. Взаимодействующие между собой наружная поверх- ность .резьбового корпуса и внутренняя поверхность втулки выполнены . ступенчатыми, образующими камеру, в которую помещено вязкое вещество, напркмер солидол или жир (1 3.

Однако при работе гайки в условиях динамического нагружения резъбового. соединения вязкое вещество под действием давления, превиаающего давление в соединении с гарантированнам натягом, проникает-в это соединение и частично выдавливается наружу гайки. Прн этом втулка смеща- ется относительно резъбового корпуса, объем камеры со временем уменьшается до нуля, вязкое вещество полностью выдавливается и теряетсй, а гайка работает как обычная, не выполняя функций гашения амплитуды колебаний в условиях динамического нагружзния и требует .замены-.

Яель изобретения - увеличенИе срока службы гайки.

Поставленная цель достигается тем, что гайка с ограниченным моментом затяжки, содержащая резьбовой корпус и более длинную обхватывающую его втулку, соединенные один с другой с гарантированным натягом по ступенчатым поверхностям, образующим камеру, заполненную вязким веществом, снабжена дополнительной втулкой, а в резьбовом корпусе со стороны его торца большего диаметра выполнена цилиндрическая шейка, на которой установлена с натягом упомянутая допол« нктелъная втулка, при .этом .высота этой втулки равна высоте упомянутой шейки.

Гайка, кроме этого, может бить снабжена также винтами, с помощью которых обхватывающая втулка соединена с дополнительной втулкой.

985491

Формула изобретения

В процессе эксплуатации под действием динамических нагрузок обхватывающая втулка постепенно смещается отно- . сительно резьбового корпуса в осевом направлении, а вязкое вещество вытесняется в образуемую при этом вторую как бы приемную камеру между дополнительной втулкой и резьбовым корпусом. При полном вытеснении вязкого вещества из первой основной рабочей камеры.она становится приемной каьсе- 10 рой, а вторая камера — основной рабочей камерой. Будучи после этого перемонтирована обратным торцом, гайка способна к дальнейшей эксплуатации, не теряя своих свойств, 15

Такое конструктивное решение обеспечивает повторное использование гайки в резьбовом соединении и позволя- ет экономить вязкое вещество.

На фиг. 1 изображена гайка, раз- 2П рез, до нагружения; на фиг„ 2 — то же, после нагружения.

Гайка содержит резьбовой корпус

1, дополнительную втулку 2, обхватывающую втулку 3, винты 4 и вязкое вещество 5. Резьбовой корпус 1 вы-. полнен с кольцевым цилиндрическим выступом 6, втулка 2 выполнена в виде гладкого цилиндра, установленного с натягом на цилиндрическую шейку, 3д а втулка 3 выполнена ступенчатой, После соединения с гарантированным натягом резьбового корпуса 1 и обхватывающей втулки 3 образуется основная рабочая камера 7, в которую помещено вязкое вещество 5, в результате соединения с гарантированным натягом резьбового корпуса 1 с дополнительной втулкой 2 образуется приемная камера 8, Для надежного соеди- 40 нения втулок 2 и 3 установлены винты 4. Втулка 3 выполнена длиннее корпуса 1. На одном конце гайки торцы корпуса 1 и втулки 3 расположены в одной„плоскости, а на другом - на разных с образованием подвнутрения. 4>

Гайка работает следующим образом.

По достижении расчетного момента затяжки нижняя часть реэьбового корпуса 1 остается в висячем положении, благодаря чему улучшается распределе- 50 ние давления по виткам резьбы. При динамическом нагружении резьбового соединения вязкое вещество и соединение с гарантированным .натягом уменьшают амплитуду колебаний. При этом вязкое вещество 5 под действием давления, превышающего давление в соединении с гарантированным натягом у выступа 6 резьбового корпуса и втулки 3, проникает через это соединение в приемную камеру 8, а часть возвращается в рабочую камеру 7 в результате упругих свойств материала корпуса 1 и втулки 3. После длительного динамического нагружения или воздействия случайных нагрузок, превышающих расчетные, вязкое вещество

5 полностью выдавливается из основ ной рабочей камеры 7 в приемную каме,ру 8.Далее гайку используют установив ее так, что приемная камера 8, наполненная вязким веществом, становится рабочей камерой, а рабочая камера

7 становится приемчой камерой. В таком положении гайка работает аналогично описанной, Цикл повторяется.

Использование изобретения в условиях динамического нагружения резьбового соединения увеличивает срок службы гайки в три-четыре раза.и бОльше

1. Гайка с ограниченным моментом затяжки по авт.св. 9 667733776699, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения срока службы, она снабже1 на дополнительной втулкой, а в резьбовом корпусе со тороны его торца большего диаметра выполнена цилиндрическая шейка, на которой установлена с натягом упомянутая дополнительная втулка, при этом высота этой втулки равна. высоте упомянутой шейки.

2. Гайка .по п 1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что она снабжена винтами, с помощью которых охватывающая втулка соединена,с дополнительной втулкой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 673769, кл. F 16 В 31/02, 1978

- (прототип).

ЭВ54И

/ р

--Цгиа 2

Составитель.И. Малюга .

Техред С.Мигунова Коррек ор . р енто A.Ãðèöåíêî й

Редактор С. Рско

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 10131/54 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Гайка с ограниченным моментом затяжки Гайка с ограниченным моментом затяжки Гайка с ограниченным моментом затяжки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для крепления и соединения узлов и деталей машин, и может быть использовано, например, в космической технике

Изобретение относится к способу и устройству для вытягивания и снятия натяжения со шпильки, установленной в объекте, например, во фланце или ему подобном

Изобретение относится к вооружению и связано с обеспечением стабильности действия по бронированным целям кумулятивных боевых частей, которые являются основной составной частью противотанковых управляемых снарядов, выстреливаемых из ствола пушки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в резьбовых соединениях деталей, в частности в резьбовых соединениях деталей камеры сгорания газовой турбины

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для особо точных машин, приборов и механизмов, работающих в условиях значительных колебаний температуры окружающей среды

Изобретение относится к машиностроению, авиастроению, судостроению, автомобильному и железнодорожному транспорту, монтажным и строительным работам и касается резьбовых соединений болт-гайка

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к соединению деталей и конструктивных элементов, работающих в условиях вибрации

Изобретение относится к разрывному разъединителю, предназначенному для использования, в частности, на опоре вала подшипника турбореактивного двигателя
Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к соединению деталей и конструктивных элементов железнодорожного пути, работающих в условиях вибрации
Наверх