Разгонно-реверсивная гидромуфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Реслублнк

< 1>985505

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25,08i 81 (24) 3338174/25-27

Р М К з

F 16 D 33/08 с присоединением заявки ¹â€”

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет (Щ УДК 621. 825 (088. 8) Опубликовано 3п12 82. Бюллетень ¹ 48

Дата опубликования описания30Л282 (72) Авторы изобретения

И. С. Зарх и A. В. Агапова (71) Заявитель

Всесоюзный научно-исследовательский институт мономеров

54 РАЗГОННО-PEBEPCHBHAH ГИДРОМУФТА угловую скорость, чем турбинное колесо. Кулачковое сцепное устройство автоматической блокировки выключено пружиной, рабочие колеса разъединены. При увеличении угловой скорости выходного звена грузы под действием центробежной силы перемещают турбинное колесо по оси н, преодолев тп жесткость пружины, вводят в зацепление кулачки, т. е. муфта вращается как одно целое. При падении угловой скорости пружина разъединяет кулачковое сцепное устройство . Г2)

Недостатком известной муфты является то, что из-sa постепенного возрастания угловой скорости выходного звена кулачки медленно сближаются и, прежде чем произойдет блокировка, их кромки цепляются друг эадруга, что в конце концов приводит к их выкрашиванию, а после блокировки нельзя обеспечить полное включе.ние, так как кулачки полностью не входят в зацепление. Далее колодки центробежной силой прижимаются к расточке в кожухе и начинают передавать часть момента. При еще большем возрастании угловой скорости турбинного колеса центробежная сила, З0 действующая на колодки, настолько

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для плавного разгона и гидродинамического торможения роторов центрифуг путем реверса электродвигателя.

Известна муфта, трансформируемая в зависимости от момента, имеющая многозаходную резьбу с большим углом подъема витков и соединяющая в постоянное зацепление вал с турбинным колесом t.l g.

Данная муфта не является блокиру- ющейсее основное назначение — ограничение передаваемого момента.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемой является разгонная гидромуфта, содержащая ведущее насосное колесо и турбинное ведомое колесо, связанное с ведомым валом через многозаходную резьбу. Для увеличения КПД привода введена автоматическая блокировка, обеспе- чивающая жесткое соединение входного и выходного валов, после включения которой гидромуфта вращается как одно целое, т. е. через жидкость энергия не передается.Во время разгона гидромуфта работает как обычная и насосное колесо имеет большую

1 г

1 и проектнПй - — "-=--.-а

985505 увеличивается, что весь момент,подводимый к входному звену, начинает передаваться механическим путем, т. е. гидромуфта блокируется и вращается как,одно целое. К недостаткам муфты следует отнести то, что при перегрузках не исключена возможность проскальзывания колодок в расточке кожуха корпуса муфты, а также сложность конструкции и установки комплекта подвижных колодок, Такая муфта в сборе требует достаточно точной балансировки при испытаниях.

Пель изобретения — повышение на-. дежности устройства путем обеспечения блокировкн насосного и турбинного колес после разгона.

Для достижения поставленной цели в разгонно — реверсивной муфте, содержащей ведущее звено в виде вала, жестко связанного с насосным колесом, ведомое звено в виде вала, связанного, со ступицей турбинного колеса через многоэаходную резьбу, и пружинное устройство, ведомое звено выполнено подвижным в осевом направлении и снабжено йаправляющими 25 осевого перемещения и амортизаторами, турбинное колесо выполнено разъемным по ступице, направляющие осевого перемещения — в виде стержней, закрепленных на турбинном колесе, 39 а амортизаторы — в виде пружин сжатия, установленных между турбинным колесом и ступицей .на упомянутых стержнях. На чертеже схематически изображена муфта, общий вид в разрезе. 35

Муфта содержит ведущее насосное колесо 1, соосное с ним турбинное колесо 2, ведущий 3 и ведомый 4 валы. Ведущее насосное колесо 1 и турбинное кОлесо 2 имеют по торцам общие упорные кольцевые поверхности 5 и Ь контакта. Турбинное колесо

2 выполнено составным, связь между стенкой 7 и ступицей 8 которого обеспечивается амортизаторами, имеющими пружины 9 сжатия>и направляющими

10 осевого перемещения турбинного колеса 2.

Между ступицей 8 и упорной шайбойвтулкой 11 установлена пружина 12 сжатия. На конце ведомого вала 4 имеется ограничительная шайба 13.

Ведомый вал 4 соединен со ступицей,8 турбинного колеса 2 многоэаходной резьбой 14 с большим углом подъема витков ° 55

Муфта работает следующим образом.

Крутящий момент от ведущего вала

3 -через насосное колесо 1 передает-. ся на турбинное колесо 2 и через 60 многозаходную резьбу 14 на ведомый вал 4. Ведомое звено механизма, например ротор центрифуги, начинает разгоняться. При увеличении угловой скорости турбинного колеса 2 пос- 65 леднее по многозаходной резьбе 14 перемещается в осевом направлении, преодолевая жесткость пружины 12 сжатия. Осевое перемещение прекращается после взаимного контакта упорных кольцевых поверхностей 5 и 6 насосного 1 и турбинного 2 колес. При нарастающих нагрузках происходит дополнительное прижатие насосного и турбинного колес за счет действия амортизаторов. С этого момента гидромуф а вращается как одно целое, т.е. блокируется. Весь крутящий момент, подводимый к входному звену, передается механическим путем.

При включении реверса электродвигателя (что необходимо, например, при эксплуатации центрифуг для их остановки, так как ротор, имеющий большую массу и являющийся маховиком, очень долго вращается до полной остановки и при аварийном торможении) насосное колесо 1 начинает вращаться в обратную сторону, моментально вызывая ликвидацию блокировки и перемещения турбинного колеса 2 в обратном осевом направлении по резьбе

14, При этом турбинное колесо 2 до полной остановки ведомого механизма вращается с замедляющейся скоростью в первоначально заданном направлении.

Использование изобретения позволит обеспечить плавность разгона и стабильность работы гидродинамических муфт за счет надежной блокировки насосного и турбинного колес и дополнительного прижатия этих колес пружинными амортизаторами при нарастающих нагрузках, Формула изобретения

Разгонно — реверсивная гидромуфта, содержащая ведущее звено в виде вала, жестко связанного с насосным ко-" лесом, ведомое звено в виде вала, связанного со ступицей турбинного колеса через многозаходную резьбу, и пружинное устройство, о т л ич а ю щ а я с я тем, что с целью повышения. надежности устройства путем обеспечения блокировки насосного и турбинного колес после разгона, ведомое звено выполнено подвижным в осевом направлении и снабжено направляющими осевого переме,щения и амортизаторами, турбинное колесо выполнено разъемным по ступице, награвляющие осевого йеремещения — в виде стержней, закрепленных на турбинном колесе,а амортизаторы — в виде пружин сжатия, установленных между турбинным колесом и ступицей на указанных стержнях.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Яременко О.В, Ограничивающие гидродинамические муфты. М., Ма985505

Составитель В.Розанов

Техред N.Êoøòóðà

Редактор В.Петраш

Корректор Н. Король

Тираж 990

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11303, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 10133/55

Подписное

Филиал ППП i Патент, г.ужгород, ул. Проектная, 4 шиностроение, 1970, с. 65, рис. 28.

2. Яременко O. В. Новые машины, оборудование и средства автоматизации. Ограничивающие и смягчающие гидродинамические муфты. М., Машиностроение,1963, с.68, фиг. 38.

Разгонно-реверсивная гидромуфта Разгонно-реверсивная гидромуфта Разгонно-реверсивная гидромуфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя
Наверх