Пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 08.07. 81 (21) 3318875/25-06

1 (511 М. Кл.з

F l5 В 11/22

В 66 0 5/28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621е525 (088. 8) Опубликовано 07.01.83. Бюллетень ¹ 1

Дата опубликования описания 07. 01. 83

Г.С. Бакрымов, Б. М. Бальберт, Н.Л. Бефйкови ЮеЮеКачуро н

/ -,и

Донецкое отделение Государственного;цфоекнтно конструкторского и научно-исследователь@кого института Гипроуглеавтоматизаци и..Донецксте1,, проиннодпиненное объединение по гоиндм9 :меидносироен/ ю Донецкгормаш (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ CHCTENA УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ

ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к пневмоав томатике и может быть использовано в пиевмоприводах управления тормозами шахтных подъемных машин с ре5 гулируемым торможением.

Известна пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины, содержащая тормозные цилиндры, регулятор давления с камерой управления, регулирующие клапаны, входы управления которых соединены с выходом задающего устройства, кинематически связанного с главным валом машины, трехлинейные клапаны, входы которых соединены с выходом ре- 15 гулятора давления, а выходи — с тормозными цилиндрами и через регули-рующие клапаны - с атмосферой, тор.мозную рукоятку с пневмопреобразователем и цепь защиты tll

Недостатками известной системы являются низкие безопасность и надежность из-за воэможности возникновения режимов резкого торможения и обрыва канатов при превышении машинистом допустимого усилия на тормозйой рукоятке.

Целью изобретения является повышение безопасности и надежности.

Указанная цель достигается тем, что система снабжена двумя реле сравнения, двумя триггерами с раз.дельными входами, логическим элементом ДА и тремя логическими элементами ИЛИ, причем выход пневмопреобразователя тормознрй рукоятки соединен с входом элемента ДА, выход которого соединен с одним из входов первого элемента ИЛИ, другой вход которого соединен с выходом задающего устройства, а выход соединен с камерой управления регулятора давления, управляющий вход элемента ДА связан с цепью защиты, соединенной с одним из входов второго и третьего элементов ИЛИ, .к другим входам последних через триггеры подключены выходы соответствующих реле сравнения, причем входы каждого реле сравнения соединены с двумя тормозными цилиндрами.

На чертеже изображена схема пневматической системы управления тормо-. зом шахтной подъемной машины.

Система содержит тормозные цилиндры 1 и 2, трехлинейные клапаны 3 и 4, регулирующие клапаны 5 и 6 и регулятор 7 давления — все с пневматическими камерами управления (на

987216 чертеже не изображены), цепь защиты, включающую электропневмоклапан 8 и электрическую цепь (на чертеже не изображена), тормозную рукоятку

9 с пневмопреобразователем 10, задающее устройство 11, кинематически связанное с главным валом подъемной машины (на чертеже не изображены), реле 12 и 13, триггеры 14 и 15 с раздельными входами, логический элемент ДА 16 и логические элементы

ИЛИ 17, 18 и 19. Тормозные цилиндры 1 и 2 через клапаны 3 и 4 соединены с выходом регулятора 7 давления, подключенного к источнику сжатого воздуха (на чертеже не изображен), и с клапанами 5 и б, выходы которых соединены с атмосферой. Выход электро-. пневмоклапана 8 соединен с управляю" щим входом элемента ДА 16 и через элементы ИЛИ 18 и 19 — с камерами 20 управления клапанов 3 и 4, к другим входам элементов ИЛИ 18 и 19 через триггеры 14 15 подсоединены выходы реле 12 и 13 сравнения, входы которых соединены с тормозными цилинд- 25 рами 1 и 2, Выход пневмопреобразователя 10 тормозной рукоятки 9 через элементы ДА 16 и ИЛИ 17 соединен с камерой управления регулятора 7 давления, выход задающего устройства .11 З0 соединен с камерами управления регулирующих клапанов 5 и 6 и с другим входом элемента ИЛИ 17. Рукоятка

9 имеет положения заторможено и расторможено, 35

Пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины работает следующим образом.

В исходном состоянии давления в системе нет, подъемная машииа заторможена, клапаны 3 и 4 закрыты, регулирующие клапаны 5 и б открыты, тормозные цилиндры 1 и 2 соединены через клапаны 3-6 с атмосферой, тормозная рукоятка 9 находится в положении заторможено, регулятор 7 давления закрыт. I

При подаче от источника питания сжатого воздуха на вход регулятора 7 давления и замыкании цепи защиты подъемной установки (зарядке машины) включается электропневмоклапан 8, пневматический сигнал с выхода которого открывает. элемент ДА 16, соединяя выход пневмопреобразователя 10 тормозной рукоятки 9 с камерой управления регулятора 7 давления, а также через элементы ИЛИ 18 и 19 открывает клапаны 3 и 4, отсоединяя тормозные цилиндры 1 и 2 от регулирующих клапанов 5 и б и соединяя их 60 с выходом регулятора 7 давления. Для движения машины тормозная рукоятка 9 переводится в положение расторможено, пневматический сигнал с выхода пневмопреобразователя 10 про- 65 ходит через открытый элемент Дй 16 и элемент ИЛИ 17 в камеру управления регулятора 7 давления и открывает его, сжатый воздух из регулятора 7 через клапаны 3 и 4 проходит в цилиндры 1 и 2 и растормаживает машину.

При начале движения. машины задаю1 щее устройство 11 в зависимости от направления движения и профиля пути формирует аналоговый пневматический сигнал, который проходит в камеры управления регулирующих клапанов 5 и б и закрывает их с усилием, пропорциональным давлению первой ступени предохранительного торможения в тормозных цилиндрах 1 и 2.

По окончании движения машины тормозная рукоятка 9 возвращается в положение заторможено, при этом если она была переведена машинистом резко и сигнал на ее выходе стал равен 0, что соответствует резкому приложению полного тормозного момента при движении машины и вызовет недопустимо большое замедление, создающее аварийную ситуацию, тЬ за счет сигнала от задающего устройства 11, прошедшего в камеру управления регулятора 7 давления через элемент ИЛИ 17 вместо сигнала управления от тормозной рукоятки 9, торможение будет осуществляться с допустимым замедлени. ем.

При остановке машины сигнал с выхода задающего устройства 11 принимает значение 0, камеры управления регулирующих клапанов 5 и 6 и регулятора 7 давления соединяются с атмосферой, При необходимости в предохранительном торможении при движении машины разрывается электрическая цепь защиты, электропневмоклапан 8 выключается, в результате чего элемент

ДА 16 закрывается, отсоединяя тормозную рукоятку 9 от регулятора 7 давления, клапаны 3 и 4 закрываются, отсоединяя тормозные цилиндры 1 и 2 от регулятора 7 давления и соединяя их с клапанами 5 и 6. Давление воздуха в цилиндрах 1 и 2 резко падает до величины предохранительного торможения, подъемная машина затормаживается с допустимым замедлением. После остановки сигнал с выхода задающего устройства 11 принимает значение 0, клапаны 5 и б открываются, соединяя цилиндры 1 и 2 с атмосферой, тормозной момент при этом максимальный.

В случае отказа одного из регулирующих клапанов, например клапана

5,что повлечет за собой резкое падение давления воздуха в цилиндре 1 и увеличение его тормозного момента до максимума, реле 12 сравнения по достижении разности давлений в ци987216 линдрах 1 и 2 определенной заданной величины выдает дискретный сигнал, который поступает на вход триггера

14, запоминается им и через элемент ИЛИ 18 открывает клапан 3.

Цилиндр 1 соединяется с регулятором

7 давления, отрабатывающим на выходе ту же установку, что и регулирующие клапаны 5 и 6. Причем, если давление в цилиндре 1 упало ниже- заданного, регулятор 7 давления поднимает его до необходимой величины. Таким образом осуществляется дублировайие регулятором 7 давления неисправного клапана 5.

Сброс памяти триггеров 14 .и 15 с раздельными входами осуществляется сигналом, подающимся на нулевые входы триггеров по окончании предохранительного торможения.

Таким образом, в предлагаемой пневматической сйстеме режим предо.хранительного торможения имеет двухступенчатый характер, при этом торможение осуществляется с постоянным замедлением; величина тормозного момента первой ступени регулируется в зависимости от направления движения и профиля пути и обеспечивает заданное допустимое замедление, при котором исключается обрыв каната вследствие динамического удара; исключается воэможность аварии из-за неправильных действий — резкого рабочего торможения — машиниста подъемной установки, так как в любом случае тормозной момент не превысит допустимый момент предохранительного торможения; осуществляется контроль исправности средств предохрани. тельного торможения — регулирующих клапанов и активное дублирование в случае отказа одного из них регулятором давления, отрабатывающим тот же режим торможения.

Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить безопасность и надежность пневмоприводов управления тормозами шахтныхподъемных машин.

Формула изобретения

Пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины, со)держащая тормозные цилиндры, регулятор давления с камерой управле10 ния, регулирующие клапаны, входы управления которых соединены с выходом задающего устройства, кинематически связанного с главным валом машины, трехлинейные клапаны, входы

15 которых соединены с выходом регулятора давления, а выходы — с тормозными цилиндрами и через регулирующие клапаны — с атмосферой, тормозную рукоятку с пневмопреобраэовате2р лем и цепь защиты, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения безопасности и надежности,она снабжена двумя реле сравнения, двумя триггерами с раздельными входами,ло25 гическим элементом ДА и тремя логическими элементами ИЛИ,причем выход пневмопреобразователя тормозной рукоятки соединен с входом элемента ДА,выход которого соединен с одним из входов первого элемента ИЛИ, другой вход которого соединен с выходом задающего устройства, а выход соединен с камерой управления регулятора давления, управляющий вход элемента ДА связан с цепью защиты, соединенной с одним из входов второго и третьего элементов ИЛИ, к другим входам последних через триггеры подключены выходы соответствующих реле сравнения, причем входы каждого реле сравнения соединены с двумя тормозными цилиндрами, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

45 1. ABTopcкое свидетельство СССР

9 772971, кл. В 66 D 5/28, 1979.

987216

Заказ 10252/17 Тираж 715

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное филиал ППП Патент, r. Ужгород, Ул., Проектная, 4

Составитель С.Рождественский

Редактор О.Персиянцева Техред Т.Маточка Корректор М. Коста

Пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины Пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины Пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины Пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины 

 

Похожие патенты:
Наверх