Сегментный обод колеса для пневматической шины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических республик

<11988594

Ф. (6т)-Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15. 04. 77 (21) 2476550/27-11 (И) М. Ка.

B.60 В 25/02 с присоединением заявки Hо(23) ПриоритетГосударственный комитет

СССР

А0 делам изооретеннй и открытий

Опубликоваио150133. Бюллетень Йо 2

Дата опубликования описания 1501.83 (53) УДК629 ° 113. .012.612(088.8) Г. В. Савельев, В. И. Кнороз, В. A;, Тощев, Я вЂ . Я; — Кващтнов, А. A. Глинка и В. A. Путин;,=. а

1 ."

Е

k,„,, l

Центральный ордена Трудового Красйого Знамеии научноу исследовательский автомобильный и -автсщоторнЫй:-институт

-.Ъ (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СЕГМЕНТНЫЙ ОБОД КОЛЕСА

ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ

Изобретение относится к транспорт ным средствам, а именно к колесам для пневматических шин, и -может быть использовано на грузовых автомобилях, автобусах, прицепах и других транспортных средствах.

Известно колесо транспортного средства, имеющее сегментный обод, состоящий из трех равных по длине окружности сегментов со сплошным поперечным сечением, включающим ос- нование обода, посадочные полки для бортов шины и бортовые закраины 1.1.

Однако поперечные разрезы обода в этом случае имеют сложную конфигурацию как в поперечном сечении, так и в направлении образующей обода, что увеличивает трудоемкость их изготовления и исключает взаимозаменяемость частей обода. Кроме того, иэза увеличенной ширины и большого момента инерции поперечного сечения профиля подобных ободов прокатка их производится на крупносортных или рельсобалочных станах, на которых технически невозможно получить высокую точность проката по толщине. При этом за счет увеличенных допусков увеличивается масса колес и расход металла на их изготовление.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является сегментный обод колеса для пневматической шины, состоящий не менее чЕм иэ трех расположенных по окружности сегментов, разделенных плоскими радиально направленными поперечными раэреэамн и имеющих посадочные полки для бортов шины, реборды и пояски,. на которых установлены съемные неразрезные бортовые кольца. Сегменты известного обода выполнены с ребордами, отогнутыми под острым углом внутрь обода, а бортовые кольца имеют конические боковые поверхности t 2).

Однако в результате взаимодействия отогнутых реборд известного обода. с бортовыми кольцами при накачиваиии

2О шины происходит увеличение диаметра обода, что требует большого зазора между внутренней окружностью бортового кольца и наружной поверхностью обода. Отсюда вытекают недостатки известного обода, заключающиеся в малой жесткости zi ненадежности обода, так как в его стыках в рабочем состоянии отсутствует контакт соседних элементов основания обода. Образующиеся в рабочем состоянии-большие зазоры в стыках обода ухудшают по988594 садку бортов шины и часто вызывают повреждения и разрыв бортов шины при эксплуатации из-за контакта их с острыми кромками стыков и передачи разжимающих усилий в ободе на шину.

Из-за наличия клиновых поверхностей у бортовых колец и реборд существен5 но осложняется монтаж и демонтаж шины, для осуществления которого требуются достаточно сложные приспособления. Кроме того, наличие внутренних клиновых поверхностей обода значительно усложняет1технологию его изготовления, поскольку эти поверхности не могут быть получены непосредственно прокаткой и требуют дополнительной механообработки. Большая

15 высота реборд и припуски на их толщину для механообработки значительно увеличивают расход металла на изготовление таких колес. Поэтому известная конструкция обода является также и неэкономической.

Целью изобретения является сокращение материальных затрат в сфере производства и. эксплуатации .<олес путем повышения их надежности.

Цель достигается тем, что каждый из сегментов обоДа выполнен с двумя концентричными ребордам углублениями, ширина которых превышает толщину бортовых колец, расположенными меж- 30 ду поясками для установки бортовых колец и посадочными полками для бортов шины

Ширина углубления по крайней мере с одной стороны обода выполнена 3» равной величине выступания бортового кольца за реборду.

Выполнение двух концентричных ребордам углублений позволяет сущест- 4О венно упростить профиль обода, снизить момент инерции его поперечного сечения относительно нейтральной оси, что обеспечивает повышение техноло-. гичности обода, снижение усилий, потребных для формообразования обода, возможность изготовления его с меньшими допусками по толщине и снижение металлоемкости конструкции. Кроме

Того, это обеспечивает надежность и безопасность обода в сочетании с упрощением монтажа, так как полностью исключена воэможность самопроизвольной разбортовки колеса в процессе накачивания мины или при движении автомобиля. Углубления обеспечивают обжатие сегментов обода бортовыми кольцами до полного сведения стыков при подаче давления воздуха в шину после ее монтажа на обод, тем самым снижаются радиальные усилия, дей- 6ц ствующие на борта шины в процессе монтажа, одновременно обеспечивается плотная посадка бортовых колец на ободе, что обеспечивает улучшение

Условий работы шин. Выполнением ширины углубления с одной стороны обода равной величине выступления в аксиальном направлении бортового кольца за реборду также достигается облегчение сборки и разборки обода, так как в этом случае бортовое кольцо обода, уложенного ребордой на плоскость, автоматически занимает положение против углубления. В совокупности указанные, свойства предложенного обода обеспечивают сокращение материальных затрат в производстве и эксплуатации колес.

На фиг. 1 изображен сегментный обод колеса для пневматической шины, общий вид; на фиг. 2 — обод с шиной в сборе, поперечное сечение; на фиг. 3 — бортовая часть обода, сечение; на фиг. 4 — положение обода во время монтажа шины.

Обод состоит из трех расположенных по окружности сегментов 1, 2 и 3, образующих основание обода, стыки 4 между ними выполнены радиальными (фиг. 1). На одном из элементов имеются фрезеровка 5 под вентиль шины и две канавки 6 для установки ограничителей поворота колеса относительно ступицы. Выполнение обода из трех симметричных сегментов 1, 2 и 3 показанное на фиг. 1, является наиболее употребительным и предназначено для установки на шестиспицевую ступицу.

Плоская форма стыков 4 позволяет использовать и другие сочетания, например, для установки на пятиспицевой ступице (автомобиль КамАЗ-5320) один из сегментов может быть выполнен равным 1/5 части окружности обода, а два остальные — равными друг другу и т.д. Кроме того, число сегментов может быть и больше трех, например. четыре для установки на четырехспицевую ступицу.

Основание обода (фиг. 2) выполнено с посадочными полками 7 для бортов 8 шины 9, которые преимущественно имеют коническую форму. С обеих сторон основания обода выполнены реборды 10, для установки съемных нераз резных бортовых колец 11 имеются пояски 12. Между посадочными полками 7 и поясками 12 на сегментах обода выполнены концентричные ребордам углубления 13, служащие для заведения в них бортовых колец 11 в процессе монтажа шины. Для установки колеса на ступицу служит выступ 14.

Конфигурация углубления 13 показана на фиг. 3 ° Ширина его должна превышать толщину бортового кольца 11.

Профиль сечения углубления асимметричный. Радиус кривизны профиля со стороны 15, прилегающей к пояску 12 для установки бортового кольца 11, больше радиуса кривизны противоположной стороны 16 углубления для того, 988594 стобы сторона 15 была достаточно поло гой и не имела бы подъема с углом, превышающим угол трения пары "сталь по стали".

Для исключения эадиров поверхнос-, ти стороны 15 на наружной стороне: внутреннего отверстия бортового кольца 11 выполнена тороидальная фаска 17.

Для повышения удобства сборки и. разборки обода ширина,g Углубления .13 может быть выполнена с одной стороны обода равной величине выступа-. ния бортового кольца 11 эа реборду

10 в рабочем состоянии. Положение бортового кольца 11, заведенного В углубление 13, показано штрихпункткр- 15 ной линией (фиг. 3). Глубина углубления при указанных соотношениях меньше высоты реборды 10.

Сборка колеса производится следующим образом (фиг. 4). 20

На ровное основание 18 укладывается одно бортовое кольцо 11, на него:. укладывают шину 9, а на нее — второе бортовое кольцо. Внутрь посадочного отверстия шины устанавливают сегмек- - 25 ты 1 и 2 обода, а затем н замыкающий сегмент 3. Бортовые кольца 11 при этом находятся против кольцевых углублений 13. Сегменты 1, 2 и 3 заводят кольцевыми углублениями 13 внутрь бортовых колец 11. Борта шины 9 при этом смещены внутрь обода относительно посадочных полок 7 и не препятствуют расширению обода.

Зазоры, образующиеся в стыках 4, выбирают оставляя их на замыкающем звене, с помощью монтажного инструмента производят замыкание обода.

При подаче давления в шину борта шины, раздвигаясь, осажива т бортовые кольца 11, которые сжимают сегменты 1,.

2 и 3 практически до полного свеДення стыков 4, чему способствует принятая:профилировка углублений. В со. бранном состоянии бортовые кольца 11 полностью блокируют основание обода, 4> замыкая на себе усилия, возникающие в ободе при посадке колеса на ступицу, и разгружая борта шины от их восприятия.

Поскольку глубина углублений 13 50 меньше, чем высота реборды 10, то даже при сильном боковом ударе в бортовое кольцо 11, вызывающем его заход в углубление 13 в процессе движения автомобиля, самопроизволь- 55 ная раэбортовка колеса полностью исключена. Под действием упругой силы со стороны борта шины бортовое кольцо в этом случае после прекращения .действия внешней боковой силы автома- Щ тически вернется в исходное положекие.

В рабочем состоянии кольцевые углубления 13 находятся под бортами 8 шины 9, в том месте, где у ободов

;со сплошным профилем обычно имеется радиус перехода бортовой закраины в коническую посадочную полку, т.е в месте, не являющемся посадочным для бортов шины. нри этом за счет сочетания двух кольцевых углублений с разрезным выполнением осковадия обода к плоской формы разрезов обеспечивается упрощение технологии иэгбтовления ,обода и возможность- применения технологического оборудования меньшей мощности, достигается взаимозаменяемость сегментов обода и упрощается монтаж и демонтаж шины.

Использование предлагаемого o5o да позволяет значительно сократить материальные затраты в производстве и эксплуатации колес за счет меньшей металлоемкости, упрощения технологического процесса изготовления, повышенной надежности,.безопасности и лучших монтажных качеств, дающих воэможность упростить обслуживание колес, а также за счет увеличения ходимости шин при улучшении условий их работы ка ободе.

Формула изобретения

1. Сегментный обод колеса для пневматической шикы, состоящий не менее чем кз трех сегМентов, разделенных плоскимк радиально направлен-, ными поперечными разрезами к имеющих посадочные полки, для бортов шины, реборды и пояски, ка которых устанОВлены съемные неразреэкые бортовые кольца,.о т л и ч а ю щ к и с я тем, что, с целью сокращения материальных .затрат s сфере производства и эксплуатации колес путем: ковыаенкя надежности, каждый кз сегментов выполнен

С ДВУМЯ КОНЦЕНтркчиьЭФИ Ребордэик УГ» лублениямк, шкркка которых превьааает толщину бортовых колец, расположенными между поясками для установки бортовых колец к посадочными полками для бортов шивы.

2. Обад по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что ШКРККа углубления по крайней мере с одной стороны обода выполнена равной величине вы ступанкя бортового кольца эа реборду.

Источники Кнформацнк, принятие во внимание прк экспертизе

1. Патент ФРГ 9 1605517, кл. В 60 В 25/18, 1970.

2. Патент Швейцарки В 200504, кл. 126 С, 1939

Сегментный обод колеса для пневматической шины Сегментный обод колеса для пневматической шины Сегментный обод колеса для пневматической шины Сегментный обод колеса для пневматической шины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к конструкции составных автомобильных колес

Изобретение относится к колесам транспортных средств с шинами бескамерными и преимущественно ненадувными

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к безопасным пневматическим шинам

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на всех транспортных средствах, имеющих колеса на пневматических шинах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на всех транспортных средствах, имеющих колеса на пневматических шинах
Наверх